ГлавнаяПубликацииБлагоустройствоУкраинские города "загонят" в рамки стандартов

Украинские города "загонят" в рамки стандартов

Самостоятельности и вольнодумству в благоустройстве украинских населенных пунктов может быть положен конец. Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ разработало Типовые правила благоустройства.

Правила призваны унифицировать порядок обустройства территорий сел и городов. Если документ будет утвержден, кардинально менять свои нормативы по благоустройству придется всем населенным пунктам Украины без исключения.

«Белое пятно» в регулировании благоустройства населенных пунктов в Украине существует уже 2 года. В 2012 году Верховная Рада приняла закон №4710-VI, которым изменен профильный закон №2807-IV «О благоустройстве населенных пунктов».

До внесения правок закон обязывал сельские и городские советы к разработке правил благоустройства:16 пуктов требований по содержанию и 3 - к части графической, но в остальном местные власти могли «кроить» нормы благоустройства по своему усмотрению.

Прав больше, креатива меньше

С принятием закона №2807-IV нормативы благоустройства любого населенного пункта должны разрабатываться на основе Типовых правил, утвержденных Минрегионом. Более того, Типовые правила должны применяться, если соответствующим сельским, поселковым или городским советом местные правила благоустройства не утверждены. Проблема в том, что годы идут, а Типовых правил благоустройства населенных пунктов в Украине до сих пор нет.

Принятие Типовых правил актуально еще и потому, что одновременно с другими поправками в профильный законом №4710-VI существенно изменены права органов местного самоуправления в сфере благоустройства: до 13 сентября 2012 года правом «дирижировать» благоустройством были наделены лишь местные советы. Сейчас же основные полномочия Законом «О благоустройстве…» предоставлены исполнительным органам местной власти, а сами полномочия – больше чем два года назад.

На устранение нормативных пробелов и направлен проект приказа Минрегиона «Об утверждении Типовых правил благоустройства территории населенного пункта». Срок его публичного обсуждения истек в середине июня, поэтому четкий ориентир в регулировании благоустройства местные власти могут обрести со дня на день.

Маршрут указан, да дороги нет

По мнению специалистов Минрегиона, действующая система регулирования отношений в сфере благоустройства недостаточна и несовершенна. По сути, Законом №2807-IV определен лишь вектор нормативного регулирования:

- введен прямой запрет на установление в правилах благоустройства требований о получении физическими и юридическими лицами каких-либо разрешений, согласований или других документов разрешительного характера;

- прописан перечень из 8 ключевых требований к правилам благоустройства.

В частности, местные правила обязательно должны содержать разделы, устанавливающие требования: к благоустройству территорий предприятий и учреждений; к содержанию зеленых насаждений на территориях общего пользования, к содержанию объектов инженерной защиты; к санитарной очистке территорий. Помимо того, Правилами должны быть установлены в числовом значении размеры границ территорий, прилегающих к предприятиям и учреждениям; порядок размещения малых архитектурных форм; порядок содержания объектов благоустройства и порядок осуществления контроля за благоустройством населенных пунктов. Примечательно, что с принятием Закона №2807-IV перечень требований к правилам более чем вдвое урезан.

Читайте также: Обращение с отходами: необъявленная война

Понятно, что это мало способствует единообразию и полноте регулирования благоустройства «на местах». Усугубляет ситуацию то, что во многих населенных пунктах до сих пор действуют правила, разработанные на основе ранее действующей редакции Закона «О благоустройстве…».

МАФы есть, порядков нет

Так, среди действующих правил благоустройства территорий, утвержденных горсоветами Киева, Харькова, Донецка, Львова, Одессы, Запорожья, Черкасс и Полтавы только в 4 документах по благоустройству Киева, Львова, Одессы и Запорожья, – отдельные разделы или статьи посвящены малым архитектурным формам. Правилами благоустройства Харькова регулируется лишь содержание МАФов некоммерческого назначения и освобождение от них территории города. В правилах благоустройства остальных городов МАФы упоминаются «точечно».

С практической реализацией нормы закона об установлении размеров границ территорий, прилегающих к предприятиям и учреждениям, дела обстоят еще хуже. В правилах благоустройства всех вышеуказанных 8 городов нормативы границ территорий, прилегающих к объектам благоустройства, прописаны «между строк», а не обобщенно и в отдельном разделе.

Впрочем, это и не удивительно. В Донецке, Одессе и Харькове до сих пор действуют правила 2011 года, давно отставшие от «поезда» украинского законотворчества. В Полтаве действуют правила, утвержденные еще раньше – в 2007 году (правда, с поправками 2012 года относительно содержания временных сооружений и размещения наружной рекламы). В 2013 году поправки внесены в правила благоустройства Запорожья, Полтавы, Черкасс и Львова. В 2014 году – только в правила благоустройства Львова.

Во многих населенных пунктах правил благоустройства пока вообще нет, хотя с момента принятия Закона «О благоустройстве…» прошло уже 8 с половиной лет. Так что Типовые правила в Украине нужны чем скорее, тем лучше.

Такого же мнения придерживается и Минрегион. В пояснительной записке к проекту приказа отмечается, что во многих населенных пунктах нарушителей невозможно привлечь к административной ответственности из-за отсутствия или невнятности местных правил благоустройства, а требования законодательства соблюдаются не в полном объеме и не везде: в населенных пунктах возникают стихийные свалки, контейнеры для ТБО размещаются в пределах красных линий улиц и дорог, самовольно уничтожаются зеленые насаждения, автомобили паркуются  на цветниках и газонах и т. п.

Всем городам пример

Помимо пробелов в регулировании отдельных разделов благоустройства, к специфике местных правил можно причислить обилие отсылочных норм и «нормативного креатива», без которого можно было бы обойтись. Впрочем, справедливости ради нужно отметить, что в регулировании отдельных аспектов благоустройства правила некоторых городов могут служить примером для всех населенных пунктов Украины.

Так, в Правилах благоустройства Черкасс раздел, посвященный содержанию зеленых насаждений, состоит всего из одного предложения, суть которого сводится к ссылке на действующий приказ Минстройархитектуры 2006 года. Этим документом утверждены «Правила содержания зеленых насаждений в населенных пунктах Украины». В то же время в Правилах благоустройства Донецка раздел «Развитие, содержание и сохранность зеленых насаждений» занимает 10 страниц и состоит из 5 глав, которые регулируют: порядок содержания зеленых насаждений на объектах благоустройства; учет зеленых насаждений; сохранность зеленых насаждений; порядок сноса зеленых насаждений и определения стоимости зеленых насаждений; компенсационное озеленение.

В правилах благоустройства Львова детально прописан раздел, регулирующий осуществление контроля за выполнением правил. В частности, определены права и обязанности контролеров, регламентирована процедура составления административных протоколов. Более того, отдельным приложением к Правилам установлен перечень должностных лиц, которым предоставлено право на составление админпротоколов о нарушениях. Такая детализация для местных Правил благоустройства беспрецедентна, и, как и в случае с озеленением «по-донецки», значительно перекрывает требования Типовых правил, разработанных Минрегионом. В правилах благоустройства Запорожья примером для других населенных пунктом может служить детализированный раздел (в виде отдельного приложения к правилам), которым регламентирован порядок освобождения территории города от самовольно размещенных объектов.

Не революция, а эволюция

Типовые правила, разработанные Минрегионом, не содержат революционных нововведений. Тем не менее, в случае их принятия, корректировать действующие нормативы благоустройства придется всем без исключения населенным пунктам.

Так Типовые правила предписывают предприятиям, учреждениям и организациям осуществлять весь комплекс работ по поддержанию чистоты и порядка на собственных и закрепленных за ними территориях. Речь идет о скосе травы высотой более 10 см. В действующих Правилах благоустройства Донецка «10-сантиметровое» требование установлено для собственников и пользователей зеленых насаждений. В Одессе норма о скашивании травы высотой свыше 10 см почти идентична норме, содержащейся в проекте Типовых правил, однако размещена она в разделе, регулирующем порядок санитарной очистки территорий, а не в разделе об упорядочении территорий предприятий, учреждений и организаций, как это предусмотрено проектом Типовых правил.

В Черкассах требование о скашивании травы прописано в разделе, которым определены обязанности участников благоустройства, и при этом установлен не только 10-сантиметровый норматив, но и норматив высоты травы после покоса – 4 - 5 см. Вместе с тем, в правилах благоустройства большинства населенных пунктов, включая Киев, Харьков, Полтаву, подобных норм не содержится.

В целом, новых нормативов в проекте Типовых правил содержится довольно много. Так, в нем прописаны формула и порядок определения объемов паевого участия собственников временных сооружений в содержании объектов благоустройства. Сегодня в правилах благоустройствах населенных пунктов эти нормы, как правило, отсутствуют. Даже в случае установления порядка определения объемов паевого участия, он чаще всего не вписывается в правила благоустройства, а утверждается отдельным решением горсовета.

Смогут ли Типовые правила привести к «одному знаменателю» регламенты благоустройства территорий, действующие в разных городах, можно будет судить после их принятия. Впрочем, об одном можно смело заявить уже сегодня: разрабатывать «благоустроительные» нормативы на местах станет намного легче. Вопрос лишь в том, приведет ли это к положительным изменениям на практике.

Реклама: Хотите посетить величественную Великобританию и насладиться ее красотами? Мы позаботимся, чтобы виза в Великобританию Шенген не была для Вас обузой. Мы все сделаем сами.

 
Комментарии (0)