ГлавнаяПубликацииУтилизация ТБООбращение с отходами: необъявленная война

Обращение с отходами: необъявленная война

В странах ЕС в качестве вторичных материальных ресурсов используют 40–65% ТБО. В СНГ захоронению подвергают 97–98% образующихся ТБО. Как Европа борется с мусором, разбиралась У.К.

По данным Eurostat, в ведущих странах ЕС в качестве вторичных материальных ресурсов используют 40–65% ТБО (сжигают с утилизацией энергии 25–35% ТБО, захоранивают менее 20% ТБО). Для сравнения: в странах СНГ захоронению подвергают 97–98% образующихся ТБО.

В Стратегии Охраны Окружающей Среды для стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии среди действий, необходимых «для снижения рисков для здоровья людей посредством управления предотвращением загрязнений» перечислены меры для «улучшения управления отходами и химикалиями», включая: недостаточное внимание превентивным технологическим подходам; эффективность ресурсов и недостаток стимулов для внедрения современных технологий обработки отходов; современные технологии предотвращения, очистки и нейтрализации отходов; неэффективное управление промышленными и бытовыми отходами; недостаточный рынок для товаров, произведенных при помощи переработки отходов; недостаток стимулов для поощрения повторного использования и восстановления.

Вопросы тарифообразования в сфере ТБО следует рассматривать неотрывно с политикой в сфере обращения с ТБО, как составляющий ее элемент, включая порядок оплаты и др. - все элементы общей системы обращения в сфере ТБО. Улучшения в вопросах тарифообразования и ценообразования в системе обращения ТБО в итоге направлены на сокращение количества отходов, что является основополагающей целью политики всех стран.

В ЕС сфера управления отходами регулируется соответствующими директивами. В странах ЕС разделены проблемы управления бытовыми, промышленными и опасными отходами. Одновременно там осуществляется государственная координация посредством специальных агентств или государственных органов. В основном Агентства выполняют контролирующую функцию. Со стороны государств определяются список тех отходов, за управление которыми ответственны органы местного самоуправления, а также список отходов, которые можно размещать на полигонах ТБО. Национальное законодательство стран ЕС предполагает лицензирование деятельности управления отходами, в том числе и ТБО.

Читайте также: Как сжечь мусор «по-европейски»?

Функции управления ТБО осуществляют организации органов местного самоуправления или частные организации, путем заключения долгосрочных договоров с органами местного самоуправления - на основе договоров доверительного управления. Например, процент доверительного управления во Франции составляет 68 %, в Польше – 30, в Голландии – 53, в Испании – 78 и в Великобритании – 88 %. Исполнительная власть поручает свою деятельность частному сектору только при условии получения более высокого качества услуг по сравнению с качеством, обеспечиваемым собственными службами; в противном случае договор с данной частной фирмой расторгается.

Доверительное управление в системе обращения с отходами является одним из главных секторов на рынке. Это управление означает не отказ исполнительных властей от своих обязанностей или полномочий, а делегирование под своим контролем всех или части своих обязанностей, с необходимым контролем в выполнении контракта.

Основными принципами законодательства Европы в области обращения с отходами являются так называемые 4R: reduce – уменьшать количество; reuse – использовать вторично; recycle – перерабатывать; recover – извлекать пользу (например, теплоэнергию).

В 1994 году в странах ЕС введен принцип ответственности производителя за сбор, переработку или утилизацию произведенных им продуктов после их использования,  причем такой подход достаточно избирателен и относится к 1) упаковке; 2) транспортным средствам; и 3) электротехническому оборудованию.

В странах участниках системы знак «Зеленая точка» на упаковке означает одно и то же: что за эти упаковки производитель выплатил взнос в данную систему сбора и утилизации. Соответственно, в стоимость продукции включена плата за ее последующую утилизацию. Не все страны ЕС, следующие Директиве 94/62/ЕС, используют знак «Зеленая точка», например, его не используют Великобритания, Италия, Финляндия, Нидерланды. Система лицензионных платежей за сбор и переработку упаковочных отходов с использованием собственной национальной маркировки внедрена в Италии и Дании.

Во всех странах, использующих систему лицензионных платежей, организации, собирающие лицензионные платежи и финансирующие сбор, сортировку и переработку упаковочных отходов, образованы бизнесом - акционерами являются производители упаковки, промышленные пользователи  упаковки, а также торговля и перерабатывающие компании. Организации действуют по принципу «не прибыльности»: возможная прибыль не изымается, а идет на сокращение тарифа для каждого из имеющихся видов упаковочных материалов на следующий год. Таким образом, обеспечивается прозрачность системы и обоснованность устанавливаемых тарифов.

Читайте также: Мусорить по-европейски

Положительной характеристикой этой системы является многообразие ее исполнения: в одних странах специализированные организации отвечают за сбор упаковочных отходов только от населения, в других берут на себя также сбор упаковочных отходов от предприятий торговли и промышленности; в одних странах лицензионные сборы идут на покрытие части расходов муниципалитетов на сбор и сортировку упаковочных отходов, в других покрывают полностью все стадии обращения с упаковочными отходами - сбор, сортировку и переработку. Эти различия определяют в конечном итоге стоимость и экономическую эффективность отдельной национальной системы.

Пример экономического механизма, применяемого, например, в Германии: кроме дуальной системы, есть муниципальные службы, которым жители оплачивают сбор и утилизацию мусора (это может быть переработка, сжигание или захоронение) вместе с квартплатой. Организации платят за сбор и утилизацию своего мусора: предприятие, принимающее отходы, предъявляет счет на конкретный объем мусора. Плата за отходы жильцов входит в квартплату, предприятия платят за тот объем отходов, который вывезут с их территории. Муниципальные компании, которые собирают бытовые отходы, должны финансироваться исключительно за счет пошлин за мусор. Они являются собственностью городской власти и не могут сделать прибыль, хотя на «лишние» деньги могут развивать новые технологии. Тот, кто сдает отходы, может выбрать, кому их сдать: частному предприятию или муниципальной компании, так что между ними есть конкуренция за отходы. Эта конкуренция не позволяет возрасти плате за отходы».

Одновременно, следует заметить, что анализ муниципальной практики ряда ведущих зарубежных стран показывает, что нигде в мире жители не покрывают 100% расходов ком хозяйства. Уровень покрытия муниципальных услуг специальными сборами в Германии составляет, например, на вывоз ТБО 89%, уборку улиц 66%.Там работают фискальные органы, которые могут оштрафовать и даже выселить из жилья.

К примеру, Германии, где раздельный сбор был введен еще в 1990 году, ежегодно производится 16 млн тонн мусора. Тонна очищенного мусора со стопроцентным содержанием пластика стоит на мировом рынке около 1000 евро, в этой связи сортировка отходов имеет большой экономический смысл. Каждая упаковка, произведенная в Германии в соответствии с требованиями зеленой точки, при продаже обкладывается специальным сбором, колеблющимся в размере нескольких евроцентов. Эти деньги — в сумме 1,4 млрд евро в год — централизованно переводятся в бюджет компании DSD, которая осуществляет на них сбор и переработку мусора. По данным федеральной статистической службы Германии, сегодня сбор за перерабатываемые упаковки составляет 3% от конечной стоимости продуктов питания.

Сортировка – затратное мероприятие, что не однократно отмечено в зарубежной экономической литературе. В этой связи, именно из экономических соображений некоторые компании после раздельного сбора мусора, не перерабатывали его вовсе, а просто продавали как ценное сырье в развивающиеся страны, например в Китай.

Во многих европейских городах городские власти поощряют своих граждан за раздельный сбор и вывоз мусора. Например, в Барселоне взрослые и дети с удовольствием собирают мусор в специальные мешки. Определённый цвет мешка соответствует определённому типу отходов. А за наполненный мешок и детям, и взрослым полагается какой-нибудь приятный приз. А в Голландии активные участники раздельного сбора мусора получают льготы при оплате коммунальных услуг.. Благодаря такому методу поощрения жители города не только ощущают себя причастными к освобождению родного города от мусора, но и получают от этого вполне заметную пользу.  

 
Комментарии (0)