ГлавнаяКомментарииГазоснабжениеУкраинская ГТС теряет свои возможности

Украинская ГТС теряет свои возможности

При условии модернизации отечественной ГТС, в перспективе она могла бы стать стратегическим элементом европейского энергетического рынка. Однако, руководство страны выбрало для нее другой путь развития.

Возможности украинской ГТС позволяют ежегодно транспортировать в 19 стран Европы более 100 млрд куб. м газа, а в подземных хранилищах можно хранить около 15 млрд куб. м для нужд европейских компаний. Поэтому, украинская ГТС будет оставаться стратегическим объектом для транспортировки газа в европейские страны, несмотря на строительство обходных газопроводов, убежден заместитель председателя правления НАК «Нафтогаз Украины» Вадим Чупрун.

«Во-первых, в перспективе ГТС должна обеспечить бесперебойную поставку газа на украинский рынок. А в перспективе – и сланцевого в Европу. В этом нас поддерживает Европейская комиссия. Во-вторых, растут сомнения относительно целесообразности реализации таких инфраструктурных проектов, как «Южный поток». Также вы помните пример «Ямал-Европа-2» и связаный с ним скандал. А эффективным альтернативным вариантом является модернизация украинской ГТС», - пояснил в комментарии «Радио Свобода» господин Чупрун.

По словам Вадима Чупруна, модернизация украинской «трубы» продолжается. «Мы продолжаем свой путь, который начали в июле 2011 года. Первая очередь – это модернизация и реконструкция газопровода «Уренгой-Помары-Ужгород». В 2012 году мы туда вложили более 100 миллионов своих средств. Сейчас мы работаем над тем, чтобы продолжить модернизацию с помощью немецких энергетических компаний – это Ferrostaal и Deutsche Bank, которые финансируют нам пилотный проект модернизации газотранспортной системы «Союз». Впереди у нас еще 11 компрессорных станций на газопроводе «Союз»», - рассказал заместитель председателя правления «Нафтогаза».

Читайте также: Европа опасается последствий приватизации ГТС

Более того, по словам Вадима Чупруна, немецкий Deutsche Bank и компания Ferrostaal согласны самостоятельно профинансировать модернизацию всей ГТС. По предварительным оценкам, для этого нужно 5-7 млрд долл., что значительно меньше, чем строительство обходных газопроводов.
 
Впрочем, по мнению других экспертов, неопределенность позиции Украины в отношениях с российским «Газпромом» мешает отношениям с европейскими партнерами. Кроме этого, председатель Киевского международного энергетического клуба Александр Тодийчук, считает, что украинская сторона пока не проявляет достаточной заинтересованности для привлечения европейских компаний.
 
«Страны ЕС настороженно относятся к вопросам инвестиций в нашу энергетику, в первую очередь, в нашу ГТС и к использованию подземных хранилищ, - говорит господин Тодийчук. - Предложения были очень вялые, слабые. Украина еще мечтает о каком-то хорошем компромисе с «Газпромом», поэтому не идет решительно на встречу ЕС, соответственно и определяя скорость встречного движения».

Читайте также: Новых цен на российский газ нужно добиваться в суде

Создание же двухстороннего газового консорциума между Украиной и Россией, по мнению многих специалистов, было бы не выгодным для Украины, в частности, с учетом тенденции к падению цен на нефть.

«Если цены на Brent и Западнотехасскую нефть будут снижаться под давлением дополнительных объемов нетрадиционной нефти и в результате действия отдельных стран в Европе, Азии и на Ближнем Востоке, то средняя экспортная цена российского газа будет снижаться более динамично, чем это ожидается. То есть, цена газа 260 долларов за тысячу кубов, если произойдет сценарий сдачи ГТС, может оказаться близкой, или даже выше, чем для европейских потребителей. Мы наступим на «харьковские грабли-2». Стоит ли это делать вообще?» - убежден директор энергетических программ центра «Номос» Михаил Гончар.

 
Комментарии (0)