ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Все дороги ведут в карманы украинцев
На восстановлении Бородянки исчезло 20 млн гривен
В Украине только 8% укрытий являются безбарьерными
В Киеве начался сезон фонтанов
«Уже в следующем году всю Украину с запада на восток и с юга на север можно будет проехать по автодорогам, которые полностью соответствуют европейским требованиям», - такое громкое обещание дал на последнем заседании правительства премьер-министр страны Николай Азаров. А Министерство инфраструктуры, тем временем, пошло еще дальше: разработало Концепцию Государственной целевой экономической программы развития автомобильных дорог общего пользования на 2013-2018 годы. За следующую пятилетку планируется отремонтировать и построить тысячи километров дорог. Насколько реальны эти планы, а главное - за чей счет воплощаться они в жизни?
Чтобы сбылись мечты Премьера, придется немало потрудиться. Судите сами: сеть автомобильных дорог общего пользования Украины имеет протяженность более 169 тыс. км. Но сейчас менее 2% из них можно считать действительно качественными современными дорогами. А около половины путей даже не соответствуют базовым критериям. «В Украине только 2,6 тысяч километров дорог первой категории - имеющих обязательную распределительную полосу и две-четыре полосы движения в одном направлении. Что же касается других автодорог, то уровень их качества слишком низок: лишь 40% из них имеют дорожную разметку, от 40 до 50% не соответствуют другим базовым критериям (твердость, ровность покрытия)», - разъясняет в своем исследовании транспортной инфраструктуры украинской фонд «Эффективное управление».
Неудобное положение
Кроме неудовлетворительного состояния дорог, их в Украине еще и не хватает. За последние 10 лет объемы украинского автопарка увеличились более чем на 20%. А вот финансировались дорожные работы недостаточно. Только на 14-34% от минимально необходимой потребности. Поэтому - нарушались межремонтные нормативные сроки, технически переоснащалась дорожная отрасль.
Но в последние несколько лет, ситуация изменилась. В течение 2007-2011 годов было построено и отремонтировано более 4,2 тыс. км. Катализатором этого процесса стала подготовка к проведению финальной части чемпионата по футболу «Евро-2012». Только за прошлый год украинский автолюбителей дорожные службы порадовали новенькими и отремонтированными 2 тыс. км. Из них почти
Читайте также: Транспортная революция. Перезагрузка
Немало. Но, чтобы соответствовать современным требованиям - недостаточно. Для этого в стране необходимо ежегодно ремонтировать 37,6 тыс. км и строить
Три варианта от правительства
Кроме того, не стоит забывать и о погашении обязательств по кредитам. На последующие годы на их выплату необходимо будет направить более 37 млрд в национальной валюте. Таким образом, общая минимальная стоимость Программы по ликвидации бездорожья составляет более 265 млрд грн! А откуда взять такие деньги? Вариантов у разработчиков программы есть целых три. Первый предусматривает привлечение средств как бюджетных, так и кредитных. А по возможности, даже грантовых ли от концессионеров. Вот только в успех этого варианта чиновники верят неохотно. Мол, слишком большие риски связаны со средствами концессионеров.
Второй вариант - более утопический - предусматривает финансирование дорожного хозяйства за счет преимущественно частных инвесторов. Таким путем пошла, например, Франция. В 90 годах прошлого века там построили сеть дорог протяженностью более 7 тыс. км, содержание которых происходит за счет платы за пользование. Украина же пока этот вариант - не вариант. Даже чисто теоретически сейчас могут быть платными только 1% дорог.
Государственным мужам больше по душе третий вариант финансирования - за счет потребителей. Когда средства преимущественно привлекаются из государственного бюджета, международных финансовых организаций и кредитов, взятых под государственную гарантию. Это, мол, оптимальное решение. Наибольшее его преимущество - стабильность источники финансирования. Вот только бюджет - это «источник» хоть и стабильное, но слабое. Недостаток государственного финансирования приходится перекрывать привлечением кредитных средств. Дальше - замкнутый круг: сегодня из бюджета берем миллиарда, чтобы расплатиться с банками за вчерашний кредит. Параллельно с этим берем у банков новую ссуду.
Читайте также: Надо честно признать, что бюджет – это следствие…
Если проанализировать отчет Государственной службы автомобильных дорог Украины о выполнении бюджета за прошлый год, получается, что на погашение обязательств по кредитам «Укравтодор» потратил почти треть финансирования - более 4 млрд грн. Но это было вчера. А сегодня Украина договорилась о займе на 450 млн дол. на ремонт дороги Киев-Харьков-Довжанский.
Однако это только одна сторона медали. Есть и другая: эффективность использования средств. Право ремонтировать или строить дороги участники рынка борются на торгах. Так же, как и право поставлять необходимые стройматериалы. Для компаний такие «заказы» (подряды «Укравтодора») - лакомый кусок. По неофициальным данным игроков рынка, гарантия победы в тендере, или так называемые «откаты», составляют от 20% до 50% суммы закупки.
Еще часть средств «теряется» уже во время самих ремонтных работ. Воровство материалов или же банальное несоблюдение технологий строительства - грешки, знакомые многим дорожникам. Но есть еще одна национальная особенность наших дорожных работ: желание не столько строить, как ремонтировать. Эксперты, на правах анонимности, объясняют это тем, что во время ремонта, особенно ямочного, легче манипулировать финансами. К тому же, чем больше ям - тем более из бюджета будет выделено денег. Мол, нужно было искать инвесторов или же отвечать перед ними за качество своей работы, и отчитываться за каждую копейку - работали дорожники добросовестнее.
Между тем, украинцы, за чей счет в основном и строятся дороги, уверяют: нужно уже в ближайшее время значительно усилить ответственность ремонтников и строителей за качество их работ. Чтобы они не только бюджетные средства «осваивали», а действительно хорошие дороги строили.