ГлавнаяПубликацииБлагоустройствоВсе дороги ведут в карманы украинцев

Все дороги ведут в карманы украинцев

Неудовлетворительное состояние автомобильных дорог заставляет чиновников искать другие источники финансирования на их ремонт. Но ничего лучше, чем средства украинцев и кредитов еще не придумали

«Уже в следующем году всю Украину с запада на восток и с юга на север можно будет проехать по автодорогам, которые полностью соответствуют европейским требованиям», - такое громкое обещание дал на последнем заседании правительства премьер-министр страны Николай Азаров. А Министерство инфраструктуры, тем временем, пошло еще дальше: разработало Концепцию Государственной целевой экономической программы развития автомобильных дорог общего пользования на 2013-2018 годы. За следующую пятилетку планируется отремонтировать и построить тысячи километров дорог. Насколько реальны эти планы, а главное - за чей счет воплощаться они в жизни?

Чтобы сбылись мечты Премьера, придется немало потрудиться. Судите сами: сеть автомобильных дорог общего пользования Украины имеет протяженность более 169 тыс. км. Но сейчас менее 2% из них можно считать действительно качественными современными дорогами. А около половины путей даже не соответствуют базовым критериям. «В Украине только 2,6 тысяч километров дорог первой категории - имеющих обязательную распределительную полосу и две-четыре полосы движения в одном направлении. Что же касается других автодорог, то уровень их качества слишком низок: лишь 40% из них имеют дорожную разметку, от 40 до 50% не соответствуют другим базовым критериям (твердость, ровность покрытия)», - разъясняет в своем исследовании транспортной инфраструктуры украинской фонд «Эффективное управление».

Неудобное положение

Кроме неудовлетворительного состояния дорог, их в Украине еще и не хватает. За последние 10 лет объемы украинского автопарка увеличились более чем на 20%. А вот финансировались дорожные работы недостаточно. Только на 14-34% от минимально необходимой потребности. Поэтому - нарушались межремонтные нормативные сроки, технически переоснащалась дорожная отрасль.

Но в последние несколько лет, ситуация изменилась. В течение 2007-2011 годов было построено и отремонтировано более 4,2 тыс. км. Катализатором этого процесса стала подготовка к проведению финальной части чемпионата по футболу «Евро-2012». Только за прошлый год украинский автолюбителей дорожные службы порадовали новенькими и отремонтированными 2 тыс. км. Из них почти 123 км - новостройки и еще 355 км - капитально отремонтированы. На это и постоянные работы по эксплуатационному содержанию сети автодорог государство потратило более 8 млрд грн.

Читайте также: Транспортная революция. Перезагрузка

Немало. Но, чтобы соответствовать современным требованиям - недостаточно. Для этого в стране необходимо ежегодно ремонтировать 37,6 тыс. км и строить 400 км новых автодорог, подсчитали в фонде «Эффективное управление». Значит, делать нужно в разы больше, чем было сделано в прошлом году. Очевидно, и тратить придется больше. Сколько именно - посчитали в Мининфраструктуры, когда готовили концепцию программы развития автодорог на следующие 5 лет. Прогнозируемые объемы расходов на выполнение Программы составляют свыше 227 млрд грн. И это, между прочим, минимально необходимые средства. Поэтому окончательная сумма может быть больше. За это, в частности, планируется выполнить ремонт 30,7 тыс. км дорог, в первую очередь на подходах к крупным городам и на дорогах с высокой интенсивностью движения. А также построить и реконструировать еще 2,2 тысячи км. Все - по современным европейским стандартам и даже с соответствующей дорожной инфраструктурой.

Три варианта от правительства

Кроме того, не стоит забывать и о погашении обязательств по кредитам. На последующие годы на их выплату необходимо будет направить более 37 млрд в национальной валюте. Таким образом, общая минимальная стоимость Программы по ликвидации бездорожья составляет более 265 млрд грн! А откуда взять такие деньги? Вариантов у разработчиков программы есть целых три. Первый предусматривает привлечение средств как бюджетных, так и кредитных. А по возможности, даже грантовых ли от концессионеров. Вот только в успех этого варианта чиновники верят неохотно. Мол, слишком большие риски связаны со средствами концессионеров.

Второй вариант - более утопический - предусматривает финансирование дорожного хозяйства за счет преимущественно частных инвесторов. Таким путем пошла, например, Франция. В 90 годах прошлого века там построили сеть дорог протяженностью более 7 тыс. км, содержание которых происходит за счет платы за пользование. Украина же пока этот вариант - не вариант. Даже чисто теоретически сейчас могут быть платными только 1% дорог.

Государственным мужам больше по душе третий вариант финансирования - за счет потребителей. Когда средства преимущественно привлекаются из государственного бюджета, международных финансовых организаций и кредитов, взятых под государственную гарантию. Это, мол, оптимальное решение. Наибольшее его преимущество - стабильность источники финансирования. Вот только бюджет - это «источник» хоть и стабильное, но слабое. Недостаток государственного финансирования приходится перекрывать привлечением кредитных средств. Дальше - замкнутый круг: сегодня из бюджета берем миллиарда, чтобы расплатиться с банками за вчерашний кредит. Параллельно с этим берем у банков новую ссуду.

Читайте также: Надо честно признать, что бюджет – это следствие…

Если проанализировать отчет Государственной службы автомобильных дорог Украины о выполнении бюджета за прошлый год, получается, что на погашение обязательств по кредитам «Укравтодор» потратил почти треть финансирования - более 4 млрд грн. Но это было вчера. А сегодня Украина договорилась о займе на 450 млн дол. на ремонт дороги Киев-Харьков-Довжанский.

Однако это только одна сторона медали. Есть и другая: эффективность использования средств. Право ремонтировать или строить дороги участники рынка борются на торгах. Так же, как и право поставлять необходимые стройматериалы. Для компаний такие «заказы» (подряды «Укравтодора») - лакомый кусок. По неофициальным данным игроков рынка, гарантия победы в тендере, или так называемые «откаты», составляют от 20% до 50% суммы закупки.

Еще часть средств «теряется» уже во время самих ремонтных работ. Воровство материалов или же банальное несоблюдение технологий строительства - грешки, знакомые многим дорожникам. Но есть еще одна национальная особенность наших дорожных работ: желание не столько строить, как ремонтировать. Эксперты, на правах анонимности, объясняют это тем, что во время ремонта, особенно ямочного, легче манипулировать финансами. К тому же, чем больше ям - тем более из бюджета будет выделено денег. Мол, нужно было искать инвесторов или же отвечать перед ними за качество своей работы, и отчитываться за каждую копейку - работали дорожники добросовестнее.

Между тем, украинцы, за чей счет в основном и строятся дороги, уверяют: нужно уже в ближайшее время значительно усилить ответственность ремонтников и строителей за качество их работ. Чтобы они не только бюджетные средства «осваивали», а действительно хорошие дороги строили.

 
Комментарии (1)
Андрій Осадчий1
15 августа 2012 г. 10:54
Дві біди України та Росії зустрілися... http://demotivation.me/975fmituv8k5pic.html