ГлавнаяНовости ЖКХЗаконодательствоУ украинцев смогут изымать имущество и землю без суда

У украинцев смогут изымать имущество и землю без суда

Компенсацию за изъятую землю не получат землепользователи и местные власти. Это прописано в законопроекте о реквизициях, необходимом для восстановления разрушенных дорог и электростанций

Компенсацию за изъятую землю не получат землепользователи и местные власти. Это прописано в законопроекте о реквизициях, необходимом для восстановления разрушенных дорог и электростанций

С января в Верховной Раде ожидает рассмотрения депутатов законопроект о принудительном изъятии недвижимого имущества для восстановления критической инфраструктуры. Авторы предлагают без суда забирать как землю, так и расположенные на ней объекты недвижимости, в том числе у рядовых граждан. Правда, последним, в отличие от других собственников земли, положена выплата компенсации за имущество.

Проект закона был раскритикован общественностью и экспертами парламента из-за отсутствия экономических расчетов и высоких коррупционных рисков. Отдельные его положения выглядят сомнительными с точки зрения соответствия прописанным в Конституции правам и свободам граждан. Однако, критикуя сам документ, парламентские эксперты согласились с необходимостью пересмотреть правила изъятия имущества для нужд критической инфраструктуры.

UBR.ua разбирался в законопроекте, а также в том, есть ли у государства реальная потребность нарушать принцип неприкосновенности частной собственности в военное время ради восстановления критической инфраструктуры.

Проект закона №8225 предлагает дать государству возможность принудительно изымать в пользу госпредприятий землю и находящиеся на ней объекты недвижимости у физических и юридических лиц, а также коммунальную собственность местных властей. Делать это можно будет по решению Кабинета Министров и без суда, но только в случае отказа добровольно передать недвижимость со стороны собственника. Цель изъятия – исключительно строительство или восстановление инфраструктуры 1 и 2 категории критичности.

В целом, согласно законодательству, существует 4 категории критичности, учитывая значение объектов в масштабах страны. К первой относятся "особенно важные объекты", нарушение функционирования которых может привести к кризисной ситуации государственного значения. Проблемы в работе объектов второй категории критичности могут привести к кризису на региональном уровне. Отнесенные к оставшимся категориям объекты важны на местном и локальном уровнях.

Безотносительно масштабов значения к критической инфраструктуре могут быть отнесены объекты в 17 отраслях: от энергоснабжения, продовольствия и обороны до космической деятельности, фармацевтики и транспорта. Это могут быть как государственные, так и частные предприятия.

При этом категоризация объектов на данный момент должна производиться по порядку КМУ, включающей достаточно сложную методику расчета с выставлением баллов для каждого объекта, учитывая количество которых и присваивается категория.

Методика учитывает социальный и экономический эффект от приостановки работы объекта, влияние этого на окружающую среду, ряд других критериев.

Шкала социальной значимости отличается в зависимости от отрасли. Например, для сферы электроэнергетики максимальный балл предоставляется объекту, нарушение работы которого приведет к приостановке подачи электричества для более 145 тысяч жителей, или на территории не менее трех городов областного значения. Меньше – для менее 2 тыс. жителей.

А вот объект в сфере автомобильного транспорта получит максимальный балл "социальной значимости", если последствием его повреждения станет блокирование движения на международных и национальных дорогах более чем на 24 часа (без возможности обеспечения альтернативного маршрута в сутки).

Универсальными для всех отраслей экономические и географические критерии, убытки для государственного и местных бюджетов.

Можно предположить, что, учитывая законодательство и порядок Кабмина, к первой и второй категории критичности должны принадлежать большие энергогенерирующие станции, железнодорожные линии и автодорожные трассы (вроде Киев-Одесса). Однако конкретный список объектов власти до сих пор не создали в принципе, а в открытом доступе он, вероятно, никогда не появится.

Согласно закону, принятому еще в ноябре 2021 года, сформировать реестр объектов критической инфраструктуры (по предложениям государственных ведомств, курирующих отрасли) и вести его должен уполномоченный госорган. Уполномочить на это определенное ведомство власти не смогли за большую часть 2022 года. В июле правительство уже якобы решило создать отдельную Службу защиты критической инфраструктуры, однако в октябре Рада предпочла не умножать сущности и отдала контроль за направлением в Государственную службу специальной связи Украины (Госспецсвязи), которая уже функционирует.

В ноябре глава Госспецсвязи рапортовал об уже начатых работах по созданию реестра, однако с тех пор никаких новых сведений о прогрессе в этом направлении не появилось.

Хотя в законе определено, что данные реестра должны быть публично доступными, в будущем в открытом доступе, скорее всего, появится только часть реестра, которая касается объектов третьей и четвертой категории критичности. Дело в том, что порядок позволяет относить сведения о первой и второй категории критичности.

 

 
Комментарии (0)