ГлавнаяВыбор редакцииАльтернативная энергетикаКто присмотрит за коммунальными предприятиями?

Кто присмотрит за коммунальными предприятиями?

Например, за последние годы вследствие недостаточного финансирования капитального ремонта жилищного фонда (8-10% от потребности) ухудшилось техническое состояние жилья: каждый третий дом требует капитального или текущего ремонта. В сфере предприятий коммунальной теплоэнергетики около 60% котельных у

Например, за последние годы вследствие недостаточного финансирования капитального ремонта жилищного фонда (8-10% от потребности) ухудшилось техническое состояние жилья: каждый третий дом требует капитального или текущего ремонта.

В сфере предприятий коммунальной теплоэнергетики около 60% котельных уже отработали свой нормативный срок, а на 38% котельных эксплуатируются малоэффективные и устаревшие котлы с низким КПД, что обусловливает значительные потери топлива.

Анализ технического состояния водопроводно-канализационного хозяйства удостоверяет, что кризисное состояние этой подотрасли также углубляется: уровнем потерь воды в сетях возрос с 29,8% до 34,5% от объемов отпущенной потребителям воды. Самый высокий уровень потерь допущен в городе Севастополе (79,9%), Закарпатской (59,4%), Черновицкой (59,2%), Одесской (58,2%), Харьковской (56,8%) областях. Более половины городов (55%) с населением более 100 тыс. человек обеспечиваются питьевой водой по графику. В 260 населенных пунктах около 17% питьевой воды от общего объема по отдельным физико-химическим показателям не отвечает требованиям действующего стандарта. Примерно 40% существующих очистных мощностей требуют восстановления.

На современном этапе функционирования системы жилищно-коммунального хозяйства Украины стало очевидным, что существующая форма управления предприятиями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, а это в основном коммунальные унитарные предприятия, основанные городскими или областными советами, которые руководствуются единолично директорами, начальниками, другими руководителями, не отвечает современным реалиям экономической жизни страны. Не дает возможности территориальным общинам, как владельцам имущества, которым управляет и пользуется коммунальное предприятие, в полной мере осуществлять права собственника и сделать хоть немножко прозрачным и понятным для общества и формирование тарифов на предприятиях и контролировать расход средств руководителями коммунальных предприятий.

Ведь не секрет, что в большинстве своем средства коммунальных предприятий расходуются на цели, которых и близко нету в финансовом плане деятельности предприятия. Утверждение последнего местными и областными советами является простой формальностью. Цифры и расчеты этого плана не соответствуют экономическим реалиям.

Проанализировав экономическую и финансовую ситуацию предприятий ЖКХ, состояние основных средств, структуру предприятий, действующее законодательство, в частности, хозяйственное и гражданское, представляется целесообразным предложить в качестве одного из путей осуществления контроля за деятельностью предприятий ЖКХ изменение структуры управления коммунальными предприятиями за счет создания наблюдательных советов из представителей общественности и политических партий, что не запрещено законодательством и практикуется в нескольких городах Украины.

Согласно общему пониманию хозяйственного законодательства Украины наблюдательный совет - это орган юридического лица, созданный в целях контроля и регулирования деятельности исполнительного органа или руководителя юридического лица.

И хотя в ст.78 Хозяйственного кодекса Украины прямо не указана возможность создания наблюдательных советов на муниципальных унитарных предприятиях, исходя из норм ст.8 Гражданского кодекса Украины, которая провозглашает возможность регулирования правоотношений посредством такого юридического инструмента, как аналогия права, создание наблюдательных советов на коммунальных предприятиях является правомерным и законным.

Какие функции целесообразно включить в полномочия наблюдательных советов на коммунальных предприятиях? Прежде всего, это функция контроля за эффективным использованием имущества, денежных средств коммунального предприятия, которые находятся в его хозяйственном ведении.

Вторым важным полномочием может быть осуществление контроля за выполнением финансового плана и расхода средств коммунального предприятия в соответствии с ним.

Третьим полномочием, в отсутствие которого роль наблюдательного совета нивелируется, выдается право наблюдательного совета вносить вопрос об освобождении руководителя предприятия за невыполнение финансового плана и необоснованное расходование средств на рассмотрение соответствующего местного совета, а также право совещательного голоса при решении вопросов закупок материалов, работ, услуг за средства коммунального предприятия.

Чтобы эффективно использовать предоставленные полномочия наблюдательный совет должен иметь в своем составе не только и не столько представителей органов местного самоуправления и политических сил, представленных в местном совете, которые с высокой долей вероятности могут превратить наблюдательный совет на театр политических баталий или не очередной бюрократический орган. В ее состав должны войти специалисты: экономисты, юристы, бухгалтеры и аудиторы, которые не являются чиновниками или членами политических партий, имеющих незаангажированный взгляд и профессиональный подход к делу.

Еще одним важным условием эффективной деятельности наблюдательного совета коммунального предприятия должна стать открытость и прозрачность деятельности: ежемесячные отчеты перед общественностью, интервью в СМИ, в том числе и электронных, открытые площадки для общения с обществом. Все это позволит повысить доверие общества к деятельности коммунальных предприятий, заставит руководителей действовать более открыто и с уважением к законодательству Украины.

На сегодняшний день в таких городах как Днепропетровск, Стрый успешно работают наблюдательные советы за местными коммунальными предприятиями. В Севастополе положение о наблюдательном совете КП даже включено как обязательный элемент в положение о порядке управления коммунальными предприятиями (решение Севастопольского городского совета № 2060 от 12.06.2007 г).

Поэтому очередь за другими городами. Воспользуемся нашим правом на контроль за использованием коммунальной собственности, гарантированное Конституцией Украины!

Андрей Осадчий, юридический консультант по вопросам ЖКХ

Чтобы предприятие нормально функционировало, необходимо официальное разрешение на ее деятельность. Другими словами, необходимо провести легализацию. Вашему вниманию представлен апостиль киев, который поможет провести все юридические процедуры. Более детально ознакомиться с предлагаемыми услугами можно на сайте capitalgroup.com.ua.

 
Комментарии (0)