ГлавнаяВыбор редакцииТарифы ЖКХКак правительство планирует ЖКХ реформировать и «единые» тарифы считать

Как правительство планирует ЖКХ реформировать и «единые» тарифы считать

это будет окончательный вариант, по которому будет определяется порядок формирования тарифов на воду и водоотвод, тепловую энергию

По состоянию на 3 июня, эти документы еще не утверждены премьер-министром Украины Николаем Азаровым. Но сомнений практически не вызывает - это будет окончательный вариант, по которому будет определяется порядок формирования тарифов на воду и водоотвод, тепловую энергию (включая производство, поставку и транспортировку), а также порядок формирования тарифов на услуги по содержанию домов и сооружений. Кроме того, этим постановлением правительство утверждает порядок расчета розничного тарифа на электроэнергию и устанавливает порядок розничных цен на природный газ для населения.

Ко всему прочему, как уже заявлял 2 июня этого года Первый вице-премьер-министр - министр экономического развития и торговли Украины Андрей Клюев, в государстве планируется объединить энерго-и водоснабжающие предприятия в одну систему - по два предприятия в области.

Впрочем, возникает очевидный вопрос: что ждет предприятия, занимающиеся теплоснабжением, водоснабжением и водоотводом, и по какаим «прозрачным» тарифам платить украинцам за ЖКУ в ближайшем будущем?

«Единые тарифы» в масштабах региона

Проект распоряжения «О совершенствовании системы управления в сфере централизованного водо-, теплоснабжению и водоотвода» готовил еще первый заместитель министра регионального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Юрий Хиврич, который, по словам Азарова, «не справился с возложенными на него обязанностями по контролю над ценообразованием в сфере жилищно-коммунального хозяйства». Неудивительно, что на следующий же день Клюев уже озвучивал «свою» готовую структуру системы, которая должна упростить процесс контроля и управления в сфере ЖКХ , а также создать региональные компании по поставке жилищно-коммунальных услуг населению.

Какой должна и какой может быть структура управления региональной компанией по централизованному водоснабжению и водоотводу, уже сегодня можно увидеть(Схема 1). Соответственно, схожая и структура управления региональной компанией по централизованному теплоснабжению (Схема 2).

Как отмечается в пояснительной записке к проекту распоряжения, «укрупнение предприятий по средствам создания региональных компаний позволит достичь эффекта «экономии на масштабе» и проводить единую техническую и тарифную политику в масштабах региона. То есть, в правительстве признают, что единые тарифы на жилищно-коммунальные услуги могут быть только в пределах одного региона.

В пояснительной записке прилагается и список регионов, в которых необходимо создать региональные компании по централизованному водо-, теплоснабжению и водоотводу. Но интересно, что в перечень регионов, в которых предлагается создать региональные компании по централизованному водоснабжению и водоотводу, не входит... Донецкая область. Почему именно - не указывается, однако она, как и все другие регионы, входит в перечень регионов, где будут созданы региональные компании по централизованному теплоснабжению.

Согласно проекту постановления Кабмина, расчет тарифов на тепловую энергию, ее производство, транспортировку и поставку должен осуществляться путем деления суммы годовых плановых затрат полной себестоимости и годовой плановой прибыли на плановый годовой объем реализации тепловой энергии, определенный годовыми планами производства, транспортировки и поставки тепловой энергии. Эти планы будут готовиться на основании фактической динамики работы предприятий за пять лет и прогнозируемых объемов производства и потребления тепловой энергии на основе договоров, заключенных с потребителями, и других технико-экономических расчетов. Такая же «формула» действует и при расчете тарифов на водоснабжение и водоотвод.

Конечно, в постановлении нет «единой формулы», по которой выводятся тарифы на тепло и воду. Но в ней дается определение и группировки плановых затрат полной себестоимости тепловой энергии, ее производства, транспортировки и снабжения. Кроме того, в этом документе подробно расписано, какие расходы можно включать в расчет тарифов, а какие - нет. То же касается и плановых затрат. Что касается тепловой энергии, то в документе имеется распределение расчета тарифов в зависимости от того, одноставочный ли тариф, или двухставочный.
Фактически, новый "велосипед" в правительстве не изобрели, потому что в целом предприятия ТКЭ, как и предприятия, занимающиеся водоснабжением, имеют похожий порядок формирования тарифов.

Cистема единых формул

Но что касается формирования тарифов на услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий, то здесь в министерстве и правительстве пошли путем знакомым и понятных формул.
Следовательно, расходы по уборке придомовой территории будут определяться по простой формуле, которая включает в себя сумму расходов (на заработную плату, отчисления из нее, материальные и накладные расходы, обязательные платежи ЖКХ в бюджет), разделенную на суммарную общую площадь квартир и нежилых помещений в жилом доме. По схожей формуле будут определяться и расходы по уборке лестничных клеток и вывоза мусора.

Расходы по вывозу бытовых отходов, образовавшихся в результате деятельности предприятий, учреждений и организаций, расположенных в нежилых помещениях жилого дома, не включаются в расчет нормативных затрат, связанных с содержанием домов и сооружений и придомовых территорий для собственников квартир. Они определяются отдельно для каждого предприятия в зависимости от вида деятельности. Тариф для юридических лиц будет состоять из нормы вывоза бытовых отходов в кубических  метрах в месяц, который утверждается органом местного самоуправления, на единицу расчета. Кроме того, местные власти будут определять тариф на вывоз 1 куб. м. бытовых отходов (без учета НДС) и при становлении тарифа учитывать общую площадь нежилых помещений, в которых расположено предприятие. Важным моментом является то, что услуга по вывозу бытовых отходов может быть определена согласно решению органа местного самоуправления как отдельная коммунальная услуга.

Расписана в проекте и формула, по которой исчисляются расходы по техническому обслуживанию лифтов. В этот тариф входит стоимость обслуживания лифта (без электроэнергии), который также утверждает центральный орган исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.

Самое интересное, что есть даже формула, определяющая расходы... по поливке дворов, клумб и газонов. В состав формулы входит определение площади газонов, норма расхода воды и расчетное количество дней по времени года, когда проводятся эти поливки. Имеются также формулы, которые вычисляют расходы на дезинфекции и дератизации (составляющие формулы определяет санитарно-эпидемиологическая служба), расходы по обслуживанию дымовентиляционных каналов, расходы по эксплуатации номерных знаков (тех, которые вешают 1 раз в 10-20 лет на дом) и т.д.
Всего в порядке определено, что «тарифы рассчитываются отдельно для каждого дома в зависимости от количественных показателей фактического предоставления услуг». То есть, о даже приблизительных «единых» тарифах здесь и речи быть не может.

Итак, все остается работать, согласно старой системы, поскольку всем понятно, что в формулу можно «вписать» клумбу площадью и 10, и 20, и 25 кв. м. Кто это будет считать? Соответственно, и пространство для злоупотреблений со стороны руководителей ЖЭКов никуда не исчезает, так как дописывать лишние расходы они хорошо умеют. И еще один момент: если это постановление с приложениями утвердят в ближайший период без изменений (а, фактически, так оно и будет, потому-то новое здесь придумать сложно), то пресловутая «реформа» Януковича-Азарова-Клюева в сфере ЖКХ ничего не изменит. Конечно же, кроме объединения предприятий по водо -, теплоснабжению и водоотводу в регионах. А кому это выгодно - и так понятно.

Возможно, однако, не в ближайшей перспективе, будут введены и единые тарифы на воду и тепло в каждой области отдельно, т.е. будет действовать «уравниловка». Но пока в правительстве не понимают и не просчитывают, как это можно сделать.

Поэтому украинцам не стоит ожидать «прозрачные», а тем более «единые» тарифы всеукраинского масштаба.

Файдер Максим специально для ИА «Украина Коммунальная».

 
Комментарии (0)