ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Как правительство планирует ЖКХ реформировать и «единые» тарифы считать
200 тысяч потребителей не платят за свет
Тариф на электроэнергию оставили по 2,64, кроме владельцев двухзонных счетчиков
Рішення перегляду тарифу для населення треба було приймати раніше - Сергій Нагорняк
По состоянию на 3 июня, эти документы еще не утверждены премьер-министром Украины Николаем Азаровым. Но сомнений практически не вызывает - это будет окончательный вариант, по которому будет определяется порядок формирования тарифов на воду и водоотвод, тепловую энергию (включая производство, поставку и транспортировку), а также порядок формирования тарифов на услуги по содержанию домов и сооружений. Кроме того, этим постановлением правительство утверждает порядок расчета розничного тарифа на электроэнергию и устанавливает порядок розничных цен на природный газ для населения.
Ко всему прочему, как уже заявлял 2 июня этого года Первый вице-премьер-министр - министр экономического развития и торговли Украины Андрей Клюев, в государстве планируется объединить энерго-и водоснабжающие предприятия в одну систему - по два предприятия в области.
Впрочем, возникает очевидный вопрос: что ждет предприятия, занимающиеся теплоснабжением, водоснабжением и водоотводом, и по какаим «прозрачным» тарифам платить украинцам за ЖКУ в ближайшем будущем?
«Единые тарифы» в масштабах региона
Проект распоряжения «О совершенствовании системы управления в сфере централизованного водо-, теплоснабжению и водоотвода» готовил еще первый заместитель министра регионального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Юрий Хиврич, который, по словам Азарова, «не справился с возложенными на него обязанностями по контролю над ценообразованием в сфере жилищно-коммунального хозяйства». Неудивительно, что на следующий же день Клюев уже озвучивал «свою» готовую структуру системы, которая должна упростить процесс контроля и управления в сфере ЖКХ , а также создать региональные компании по поставке жилищно-коммунальных услуг населению.
Какой должна и какой может быть структура управления региональной компанией по централизованному водоснабжению и водоотводу, уже сегодня можно увидеть(Схема 1). Соответственно, схожая и структура управления региональной компанией по централизованному теплоснабжению (Схема 2).
Как отмечается в пояснительной записке к проекту распоряжения, «укрупнение предприятий по средствам создания региональных компаний позволит достичь эффекта «экономии на масштабе» и проводить единую техническую и тарифную политику в масштабах региона. То есть, в правительстве признают, что единые тарифы на жилищно-коммунальные услуги могут быть только в пределах одного региона.
В пояснительной записке прилагается и список регионов, в которых необходимо создать региональные компании по централизованному водо-, теплоснабжению и водоотводу. Но интересно, что в перечень регионов, в которых предлагается создать региональные компании по централизованному водоснабжению и водоотводу, не входит... Донецкая область. Почему именно - не указывается, однако она, как и все другие регионы, входит в перечень регионов, где будут созданы региональные компании по централизованному теплоснабжению.
Согласно проекту постановления Кабмина, расчет тарифов на тепловую энергию, ее производство, транспортировку и поставку должен осуществляться путем деления суммы годовых плановых затрат полной себестоимости и годовой плановой прибыли на плановый годовой объем реализации тепловой энергии, определенный годовыми планами производства, транспортировки и поставки тепловой энергии. Эти планы будут готовиться на основании фактической динамики работы предприятий за пять лет и прогнозируемых объемов производства и потребления тепловой энергии на основе договоров, заключенных с потребителями, и других технико-экономических расчетов. Такая же «формула» действует и при расчете тарифов на водоснабжение и водоотвод.
Конечно, в постановлении нет «единой формулы», по которой выводятся тарифы на тепло и воду. Но в ней дается определение и группировки плановых затрат полной себестоимости тепловой энергии, ее производства, транспортировки и снабжения. Кроме того, в этом документе подробно расписано, какие расходы можно включать в расчет тарифов, а какие - нет. То же касается и плановых затрат. Что касается тепловой энергии, то в документе имеется распределение расчета тарифов в зависимости от того, одноставочный ли тариф, или двухставочный.
Фактически, новый "велосипед" в правительстве не изобрели, потому что в целом предприятия ТКЭ, как и предприятия, занимающиеся водоснабжением, имеют похожий порядок формирования тарифов.
Cистема единых формул
Но что касается формирования тарифов на услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий, то здесь в министерстве и правительстве пошли путем знакомым и понятных формул.
Следовательно, расходы по уборке придомовой территории будут определяться по простой формуле, которая включает в себя сумму расходов (на заработную плату, отчисления из нее, материальные и накладные расходы, обязательные платежи ЖКХ в бюджет), разделенную на суммарную общую площадь квартир и нежилых помещений в жилом доме. По схожей формуле будут определяться и расходы по уборке лестничных клеток и вывоза мусора.
Расходы по вывозу бытовых отходов, образовавшихся в результате деятельности предприятий, учреждений и организаций, расположенных в нежилых помещениях жилого дома, не включаются в расчет нормативных затрат, связанных с содержанием домов и сооружений и придомовых территорий для собственников квартир. Они определяются отдельно для каждого предприятия в зависимости от вида деятельности. Тариф для юридических лиц будет состоять из нормы вывоза бытовых отходов в кубических метрах в месяц, который утверждается органом местного самоуправления, на единицу расчета. Кроме того, местные власти будут определять тариф на вывоз 1 куб. м. бытовых отходов (без учета НДС) и при становлении тарифа учитывать общую площадь нежилых помещений, в которых расположено предприятие. Важным моментом является то, что услуга по вывозу бытовых отходов может быть определена согласно решению органа местного самоуправления как отдельная коммунальная услуга.
Расписана в проекте и формула, по которой исчисляются расходы по техническому обслуживанию лифтов. В этот тариф входит стоимость обслуживания лифта (без электроэнергии), который также утверждает центральный орган исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.
Самое интересное, что есть даже формула, определяющая расходы... по поливке дворов, клумб и газонов. В состав формулы входит определение площади газонов, норма расхода воды и расчетное количество дней по времени года, когда проводятся эти поливки. Имеются также формулы, которые вычисляют расходы на дезинфекции и дератизации (составляющие формулы определяет санитарно-эпидемиологическая служба), расходы по обслуживанию дымовентиляционных каналов, расходы по эксплуатации номерных знаков (тех, которые вешают 1 раз в 10-20 лет на дом) и т.д.
Всего в порядке определено, что «тарифы рассчитываются отдельно для каждого дома в зависимости от количественных показателей фактического предоставления услуг». То есть, о даже приблизительных «единых» тарифах здесь и речи быть не может.
Итак, все остается работать, согласно старой системы, поскольку всем понятно, что в формулу можно «вписать» клумбу площадью и 10, и 20, и 25 кв. м. Кто это будет считать? Соответственно, и пространство для злоупотреблений со стороны руководителей ЖЭКов никуда не исчезает, так как дописывать лишние расходы они хорошо умеют. И еще один момент: если это постановление с приложениями утвердят в ближайший период без изменений (а, фактически, так оно и будет, потому-то новое здесь придумать сложно), то пресловутая «реформа» Януковича-Азарова-Клюева в сфере ЖКХ ничего не изменит. Конечно же, кроме объединения предприятий по водо -, теплоснабжению и водоотводу в регионах. А кому это выгодно - и так понятно.
Возможно, однако, не в ближайшей перспективе, будут введены и единые тарифы на воду и тепло в каждой области отдельно, т.е. будет действовать «уравниловка». Но пока в правительстве не понимают и не просчитывают, как это можно сделать.
Поэтому украинцам не стоит ожидать «прозрачные», а тем более «единые» тарифы всеукраинского масштаба.
Файдер Максим специально для ИА «Украина Коммунальная».