ГлавнаяПубликацииАльтернативная энергетика«Зеленой» энергетике не хватает оснований

«Зеленой» энергетике не хватает оснований

Новые проекты по выработке электроэнергии из биогаза могут рассчитывать на установление для них «зеленого» тарифа. При условии, что в стоимости проектов, запущенных с января 2014 года, не менее 30% должны составлять товары украинского происхождения
Новые проекты по выработке электроэнергии из биогаза могут рассчитывать на установление для них «зеленого» тарифа. Эту возможность обеспечили принятые парламентом изменения к профильному закону «Об электроэнергетике». В частности, правки касаются внедрения механизмов стимулирования производства из альтернативных источников энергии. Такие проекты должны соответствовать требованию относительно местной составляющей - в стоимости проектов, запущенных с января 2014 года, не менее 30% должны составлять товары и услуги украинского происхождения, а с 2015 года - эта доля увеличивается до 50%.

История биогаза в Украине

Первая биогазовая установка в Украине была построена еще в 1965 году на базе Бортнической станции аэрации. Для производства биогаза она использовала осадок сточных вод. В 1993 году металлургический комбинат «Запорожсталь» установил биогазовую установку датской компании Bigadan Ltd мощностью 50 кВт на своей свиноферме. В сутки установка могла перерабатывать 20-22 т свиного навоза.
 
В 2003 году корпорация «Агро Овен» запустила на своей свиноферме в Днепропетровской области биогазовую установку голландского производства мощностью 150 кВт. В сутки станция перерабатывала 80 т свиного навоза и органических отходов. В том же году «Украинская молочная компания» (УМК) запустила на своей ферме биогазовую установку по переработке навоза КРС и силоса кукурузы. Мощность этой установки стала рекордной за всю историю биогазовой отрасли в Украине — 1 МВт.
 
Биогазовая установка для переработки силоса кукурузы была внедрена на Вознесенском коньячном заводе, а установки на сточных водах — на Рубежанском картонно-тарном заводе и Лужанском спиртзаводе. Появились и установки по сбору т.н. свалочного биогаза (landfill gas) — на Львовском, Мариупольском, Запорожском, Луганском и Киевском и др. полигонах ТБО.
 
Тем не менее, до сих пор количество биогазовых установок на разных видах сырья невелико, и причина тому — отсутствие до недавних пор государственной поддержки таких проектов, и, как следствие, длительный срок их окупаемости.

Законодательные сложности

Для окупаемости проекта существенной является возможность выгодно продавать вырабатываемую электроэнергию, а не просто экономить за счет более рационального использования собственных ресурсов. В отличие от солнечных и ветровых электростанций, биогазовые проекты такой возможности долгое время не имели.
 
В апреле 2009 года был принят закон, предоставляющий возможность электростанциям, вырабатывающим энергию из возобновляемых источников, продавать ее по льготным повышенным ставкам («зеленым» тарифам). Биогазовые установки не попали под действие этого закона из-за нечеткого определения понятия «биомасса». Согласно ему, «биомассой являются продукты, состоящие полностью или частично из веществ растительного происхождения, которые могут быть использованы как топливо с целью преобразования энергии, содержащейся в них». Поскольку биогаз может производиться из различного сырья, имеющего не только растительное происхождение (осадок сточных вод, отходы животноводства и т. д.), действие «зеленого» тарифа на него не распространялось.
В начале октября 2011 года Верховная Рада приняла закон «О внесении изменений в статью 171 Закона Украины «Об электроэнергетике». Закон должен был усовершенствовать систему тарифообразования на электроэнергию, вырабатываемую из биогаза, и установить для нее коэффициенты «зеленого» тарифа.
 
В частности, для энергии, полученной из растительного и животного сырья, а также органической части отходов, был предусмотрен коэффициент 2.7. Однако Президент ветировал этот Закон, ссылаясь на расчеты Института возобновляемой энергетики Украины, согласно которым после 2017 года себестоимость электроэнергии из биомассы растительного, животного происхождения и ТБО будет в семь раз выше, чем себестоимость «ветровой» энергии.
 
Таким образом, привлекать инвестиции в сферу, заведомо нерентабельную после окончания действия «зеленого» тарифа, станет нецелесообразно.
 
В конце 2011 году участники рынка альтернативной энергетики, среди которых был и научно-технический центр «Биомасса», направили на имя Президента открытое письмо с просьбой отменить вето и принять закон с запланированными поправками.
 
В ноябре 2012 года Верховная Рада приняла закон №5485-VI относительно стимулирования производства электроэнергии из альтернативных источников энергии, предусматривающий введение «зеленого» тарифа на электричество, получаемое из биогаза и составляющих твердых бытовых отходов (ТБО), подлежащих биологическому разложению.
 
Закон установил коэффициент «зеленого» тарифа для электроэнергии из биогаза на том же уровне, что и для твердой биомассы (пеллеты, брикеты) — 2.3. Право продавать электроэнергию по «зеленому» тарифу получили компании, запускающие свои биогазовые установки после 1 апреля 2013 года.

Маловато будет

Несмотря на то, что производители энергии из биогаза наконец получили право на установление им «зеленого» тарифа, особого оживления на рынке это не вызвало. «Дали слишком мало и слишком поздно», — считает эксперт UNIDO Николай Кобец. Невысокий «зеленый» тариф для электричества из биогаза увеличивает сроки окупаемости биогазовых проектов до 12-15 лет, делая их непривлекательными для инвесторов.
 
Через неделю после принятия Закона №5485-VI несколько отраслевых ассоциаций обратились к Президенту с просьбой ветировать его, отправив на доработку, но Президент закон подписал.

Закон, который не работает

По мнению экспертов, в Законе №5485-VI содержится ряд критических ошибок, которые делают практически невозможным установление «зеленого» тарифа для проектов по выработке электроэнергии из биогаза. Пожалуй, наиболее полный разбор их осуществлен Биоэнергетической ассоциацией Украины (БАУ), которая в конце прошлого года подготовила несколько аналитических записок, в которых изложила видение общей ситуации с развитием сектора.
По мнению БАУ, необходимо вернуть коэффициенты «зеленого» тарифа для электроэнергии, произведенной из биогаза и бытовых отходов, предусмотренные версией законопроекта, принятой в первом чтении в июле 2012 года — соответственно, 2.7 и 3.0. Только тогда можно говорить о реальных сроках окупаемости биогазовых проектов.
 
Пожалуй, наиболее труднопреодолимым барьером стало требование к доле местной составляющей оборудования, материалов и услуг для объектов, претендующих на получение «зеленого» тарифа. Как уже было отмечено, для проектов, внедряемых с 2013 года, она составляет 30%, а с 2014 года — увеличивается до 50%.
 
С учетом того, что в нашей стране не производится (и не планируется в ближайшее время к производству) большая часть оборудования и комплектующих, используемых в биогазовых установках, требование это следует считать невыполнимым. Эксперты БАУ считают, что максимально возможная доля местной составляющей находится на уровне 40%.
 
К другим законодательным препятствиям для развития биогазового сектора можно отнести ошибки в используемой в Законе терминологии, лишение уже существующих проектов возможности получить «зеленого» тариф, а также проектов, в которых биомасса сжигается совместно с ископаемым топливом.
 
Таким образом, производителей энергии из биогаза в очередной раз обделили на законодательном уровне — закон вроде и приняли, а вот воспользоваться им владельцам биогазовых установок вряд ли удастся.
 
Источник: http://www.uaenergy.com.ua/
 
Комментарии (0)