ГлавнаяПубликацииБлагоустройство Лифты спасет строчка в тарифе

Лифты спасет строчка в тарифе

Срочная замена и ремонт 31,3 тыс. лифтов обойдется государству 5,7 млрд грн или их спасет дополнительная строчка в тарифе на обслуживание жилья с исключением затрат на банковские услуги.
15 мая Верховная Рада не набрала голосов для голосования за законопроект, который предусматривает выделение дополнительных 5,7 млрд грн на ремонт и замену более 31 тыс. лифтов.
 
Документ № 4344-VI о внесении изменений в Закон Украины «Об общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2009-2014 годы» (о включении отдельного мероприятия «Капитальный ремонт, модернизация и замена лифтового оборудования»), разработанный группой депутатов.
 
Один из инициаторов законопроекта председатель бюджетного комитета Верховной Рады Валерий Баранов (Народная партия) считает, что причиной провала законопроекта является отсутствие государственных средств из-за необходимости финансирования других программ.
 
«В Украине существует популизм по тарифам, что сгубило коммунальное хозяйство. Президент ставил задачу перед Кабмином выделить 5 млрд грн на реформирование ЖКХ, однако эти деньги пошли на другие программы. В этом году я не вижу перспектив финансирования программы по ремонту и замене лифтов. Никаких других, кроме бюджетных средств, на финансирование программы я не вижу», - говорит Валерий Баранов.
Кроме того, по заключению Главного научно-экспертного управления, депутаты не могут инициировать такую программу. Согласно ст. 16 Закона Украины «О государственных целевых программах», такие документы должны утверждаться Верховной Радой исключительно по представлению Кабинета Министров. Не может Верховная Рада без согласования с Кабмином вносить изменения в Госбюджет относительно финансирования таких программ.

Убийственная статистика

Почти половина лифтов эксплуатируются более 25 лет. По состоянию на первое января 2011 г. в жилом фонде страны зарегистрировано 92 100 лифтов, которыми оборудовано более 28,9 тыс. жилых домов.
 
Лифтовое хозяйство страны имеет высокий уровень физического и морального износа. При практическом отсутствии мероприятий по замене или модернизации лифтов увеличивается количество лифтов, техническое состояние которых не позволяет их дальнейшей эксплуатацию. Количество лифтов, которые эксплуатируются более 25 лет, составляет 41,7 тыс. единиц или 45,2% от общего количества лифтов в домах жилищного фонда страны.
 
Но, согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации лифтов, утвержденными Госгортехнадзором приказом № 190 от 01.09.2008, отремонтированный лифт после 25 лет эксплуатации может работать еще 18 лет. Территориальным отделением Госгорпромнадзора в процессе плановых проверок приостановлена работа на неопределенный срок 3,6 тыс. лифтов, или 4%, из которых больше года не работает 3 тыс. лифтов.
 
Согласно пояснительной записке к законопроекту, по расчетам капитального ремонт необходим 12,5 тыс. лифтам (средняя стоимость ремонта - 80 тыс. грн. / лифт), модернизация - 12,8 тыс. лифтов (средняя стоимость 220 тыс. грн. / Лифт), замена - 6 тыс. лифтов (средняя стоимость 330 тыс. грн. / лифт). Другие цифры приводят отечественные производители лифтов, которые утверждают, что новые украинские лифты стоят меньше, чем известные белорусские лифты «Могильовмашу» стоимостью около 220 тыс. грн. Причем большинство нерабочих лифтов требует обычной замены обмотки двигателя, которая стоит всего 3-5 тыс. грн. Денег на ремонт лифтов в тарифе нет.
Согласно Порядку формирования тарифов на услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 01.06.11 № 869 «Об обеспечении единого подхода к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги», жители домов, в которых установлено лифтовое оборудования, покрывают расходы только на техническое обслуживание лифтов. Структурой тарифа на услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий не предусмотрено аккумулирование средств на проведение капитального ремонта жилищного фонда, в том числе капремонта и замены лифтов.
 
Ситуацию с ремонтом лифтов может решить введение отдельной строчки в структуре тарифа на обслуживание жилья для ремонта лифтов, потому что сейчас финансирование работ по замене и ремонту лифтов осуществляется либо из государственного, или местных бюджетов. Фактические расходы на восстановление лифтового хозяйства жилищного фонда в 2010-2011 годах за счет государственного бюджета составили лишь 1,4% от необходимой потребности.

Выход есть...

Единый государственный расчетный центр найдет деньги на лифты.
 
Без повышения тарифов по обслуживанию жилья ремонт и замену лифтов возможно решить лишь исключив другую строчку в тарифе. Такой частью тарифа могут стать затраты на банковские услуги, которые составляют от 1,5 до 2% от платежей. Несправедлива эта норма в том случае, если абонент совершает платеж за коммунальные услуги через другой банк, а ЖЭК перечисляет по договору Сбербанка или Укрпочте соответствующий процент. Таким образом, клиент платит дважды - один раз через уплату кварплату и второй - платя за услуги банка от 3 до 5 грн.
 
Необходимо отметить, что некоторые банки уже сегодня предлагают 0,03% за сбор платежей и борются между собой за качество услуг. Это происходит из-за того, что общегосударственный объем коммунальных платежей, согласно информации Госкомстата за 2011 год, вырос до 36 млрд грн. Сейчас большинство терминалов, установленных в домах и магазинах, позволяет оплатить мобильные и коммунальные услуги без лишней комиссии. Другое дело, что базы данных должны быть защищены и контролироваться государством. Поэтому вопросом выделения отдельной строчки для ремонта и замены лифтов, пересмотром стоимости банковских услуг должен заниматься единый государственный расчетный центр (или уполномоченный банк, который выиграет конкурс), где будут заниматься, при необходимости, расщеплением платежей для различных коммунальных предприятий.
 
В Эстонии пошли еще дальше, в этой стране жители имеют возможность получать пенсию на единую карточку, осуществлять с ее помощью оплату коммунальных услуг, имеют скидку на лекарства, имеют возможность парковать авто и даже голосуют с ее помощью на выборах. Согласно поручению, банк в Эстонии по поручению клиента может платить с карты за коммунальные услуги определенную сумму, например, не более 100 долларов.
 
Бесспорно, аккумулирования таких больших средств, как оплата коммунальных услуг, позволит за счет размещения средств на ночных депозитам получать клиентам банковских учреждений необходимые деньги на обслуживание платежей и высвободит, таким образом, необходимые деньги в тарифе на ремонт и замену лифтов.
 
Согласно законопроекту, предлагается выделение на ремонт и замену лифтов только около 5% от общей годовой суммы уплаченных за коммунальные услуги: 2012 г. - 1 978,6 млн. грн., 2013 г. - 1 978,6 млн грн, 2014 г . - 1 82 млн грн. Общий прогнозный объем финансирования составляет 5,7 млрд грн.
 
2 млрд дохода от использования аккумулированных денег в Едином расчетном центре является реальной суммой и позволяет без дополнительных бюджетных средств начать ремонт и замену лифтов.
 
 
Сергей Купин
 
 
Комментарии (0)