ИНФОГРАФИКА:
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Подомовой тариф по-украински
За год исполнительная служба взыскала 25,5 млрд грн долгов по ЖКУ
Нафтогаз объяснил завышенные начисления за потребленный газ
Украина обязалась либерализовать рынки газа и электроэнергии
В Украине всегда была сложная система тарифов на услуги ЖКХ, в том числе - и квартплату. Постоянное отсутствие горячей воды, неубранные подъезды, аварийное состояние самих домов – далеко не полный перечень претензий горожан к работникам коммунальных служб. Парадоксально, но усилия чиновников улучшить качество предоставляемых услуг и снизить их стоимость приводили к обратному – тарифы росли, а ЖКХ приходило в еще больший упадок. Подобное, естественно, вызывает крайнее неудовольствие потребителей: люди не понимают, за что платят, и от чего, собственно, зависит сумма в платежке. Кто-то спорит с администрацией коммунальных предприятий, кое-кто молча платит, а некоторые - устраивают пассивный бойкот и переходят в разряд злостных неплательщиков.
Решить проблему правительство попыталось, издав в июне 2005 года постановление №560, которым утвердило порядок формирования тарифов на услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий, а также типового договора о предоставлении этих услуг. С тех пор квартплата должна была формироваться для каждого дома отдельно. Все бы хорошо, но с тех пор жители домов, которые находятся в одном районе или даже квартале, платили совершенно разные суммы. И миллионная разница в тарифах на квартплату ложилась на плечи местных властей.
Читайте также: Гормон роста тарифов
Четыре года спустя Кабмин принял постановление №529, которым урегулировал механизм подомового начисления квартплаты и утвердил типовой договор о предоставлении услуг по содержанию придомовых территорий, а постановлением №869 утвердил единый подход к тарифообразованию. Этими документами введена практика общественного обсуждения тарифов ЖКХ. Впрочем, проблему это не решило. Договорившись с коммунальщиками о расчетах и перечне оказываемых ими услуг, жители домов получили платежки с совершенно иными, более высокими цифрами.
Новые грани старых принципов
В июне прошлого года правительство Николая Азарова решило поставить точку на неразберихе с расчетами, пообещав производителям и поставщикам услуг ЖКХ новую методику тарифообразования. Она призвана была объяснить потребителям, сколько и за что они, собственно, платят, а также снизить стоимость коммунальных услуг.
Своим решением Кабмин утвердил пять порядков формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги и квартплату с едиными подходами для всех регионов. Это порядок формирования тарифов на тепловую энергию (централизованное отопление и горячая вода), централизованное водоснабжение, водоотвод, обслуживание домов и придомовых территорий, электрическую энергию и газ. По сути, документ не внес никаких новшеств, но объединил действующие ранее нормативно-правовые акты, регулирующие тарифную политику.
Однако многие эксперты не уверены, что подобное нововведение позволит потребителям платить меньшую квартплату. «Тарифы понижаться точно не будут, - прокомментировал решение Кабмина «У.К.» экс-министр по вопросам ЖКХ Алексей Кучеренко. По его мнению, теперь важно, что б они не начали стремительно расти.
Как известно, в 2011 году Правительство повысило цены для коммунальных предприятий на такие составляющие тарифов как газ и электроэнергия, а также увеличило зарплату работникам коммунальных служб. То есть, повысилась и себестоимость тарифов, а значит, понизить их было бы крайне проблематично для государства. А вот не допустить их неконтролируемый рост – это, по мнению Алексея Кучеренко, задача для национального регулятора.
Кроме того, в постановлении четко не прописана обязательность включения в тариф квартплаты тех составляющих, которые влияют на его цену. Это, к примеру, уборка лестничных площадок, подвалов и прочее.
Читайте также: Минрегион планирует подомовую расплату
Что касается системы подомового расчета тарифов на квартплату, то многие чиновники уверены в ее необходимости. «Это сложно организовать, - сказал «У.К.» начальник управления жилищно-коммунального хозяйства Ивано-Франковской госадминистрации Александр Деревянко, - но абсолютно необходимо. Ведь не может одинаково платить жилец отремонтированного дома и тот, в чьем доме ничего не делалось». В то же время, Александр Деревянко указывает на то, что траты на содержание разных домов отличаются друг от друга. Это зависит от ремонта, придомовых территорий, электроэнергии. Последняя, кстати, расходуется больше, если в доме есть лифты, освещение лестничных клеток и подъездов. «Тарифы на квартплату не могут быть одинаковыми, но они могут быть сформированы по единой методике», - резюмировал Александр Деревянко.
Квартплата: кто у руля?
Согласно этой методике, расчет квартплаты снова будет производиться для каждого дома отдельно. Устанавливать тарифы будут местные власти. Но не все верят в эффективность такой схемы. «Давление со стороны центральной власти, скорее всего, будет, - сказал «У.К.» мэр города Украинка Павел Козырев. – Оно есть и сейчас». По его словам, существует огромное количество проверяющих органов, к которым в последнее время подсоединился еще и Антимонопольный комитет.
Некоторые побаиваются, что в случае, если министерство будет вмешиваться в процесс тарифообразования, оно начнет отстаивать интересы монополистов. «Центральная власть, так или иначе, будет участником процесса», - рассказывает Алексей Кучеренко. По его мнению, местные власти должны передавать свои запросы на верх, а регулятор в свою очередь находить «золотую середину».
Маленький город – большой тариф
Сколько конкретно будет платить тот или иной гражданин, пока не известно. Да и саму методику тарифообразования получили еще не все города. Некоторые мэры, к примеру, мэр Винницы Владимир Гройсман, о ней и не слышали. Но можно предположить, что у жителей маленьких городов тарифы на квартплату будут выше.
Дело в том, что, согласно закону, мэрия должна компенсировать разницу между себестоимостью и той суммой, которую платит потребитель. Это должно происходить, если население не будет покрывать реальную стоимость тарифа.
«Как правило, города, где тарифы не соответствуют себестоимости, – крупные, имеют большие бюджеты, и они могут себе позволить доплачивать за своих жителей коммунальным предприятиям, - пояснил «У.К.» Павел Козырев. – К сожалению, в малых городах власти не могут себе этого позволить, и тарифы на квартплату обычно стоят столько, сколько они стоят».
Владислав Павлов