ГлавнаяПубликацииАналитикаЛьготы участникам АТО: коммунальный акцент

Льготы участникам АТО: коммунальный акцент

О коммунальных льготах участникам АТО в Украине много и часто говорят с лета прошлого года. Через три недели шанс на получение льгот появится у добровольцев и их семей. Но ситуация все равно далека от совершенства.

Уже год участники АТО приравнены к участникам боевых действий (УБД). За это время статус участников получили более 50 тыс. человек, а во многих городах приняты решения о предоставлении коммунальных льгот бойцам и их семьям.

По данным Минобороны, к 22 мая почти 52 тыс. участников АТО обрели статус УБД. Причем за последние два месяца удостоверения участника боевых действий получили около 30 тыс. человек. И это не предел. 22 июня вступит в силу Закон №291-VIII, принятый Верховной Радой 7 апреля, после чего право на получение статуса участника боевых действий обретут и бойцы добровольческих формирований, которые сегодня никаких прав на льготы не имеют. К тому же, АТО продолжается, поэтому количество участников боевых действий будет расти и в дальнейшем, равно как и количество получателей «военных» коммунальных льгот.

В кооператив не хотите ли?

По сути, все льготы, которые предоставляются участникам АТО и членам их семей местными властями, — лишь дополнение к базовым льготам, установленным Законом №3551-XII «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты». Это, действительно, очень мощный закон. Перечень льгот для участников боевых действий, прописанный в нем, насчитывает более 20 наименований. Треть из них непосредственно касаются жилья или жилищно-коммунальных услуг. Правда, некоторые из льгот бесполезны, устарели или «не работают» на практике. 
 
Какой толк в том, что участники боевых действий имеют первоочередное право на вступление в жилищно-строительный кооператив и приобретение материалов для индивидуального строительства? Тем не менее, этот «привет» из советского прошлого до сих пор на видном месте в Законе №3551-XII, несмотря на то, что он корректировался более 50 раз. 
 
Похожая ситуация с обеспечением участников боевых действий жилплощадью, топливом и кредитами. По закону УБД, требующие улучшения жилищных условий, имеют первоочередное право на обеспечение жильем. Кроме того, все участники боевых действий наделены первоочередным правом на ремонт жилых домов и квартир, обеспечение топливом и долгосрочный займ на жилищно-коммунальные цели, — строительство, капитальный ремонт, присоединение к инженерным сетям, благоустройство садовых участков и т. п. 
 
Займ должен выдаваться не менее¸ чем на 15 лет, — на условиях погашения за 10 лет, с пятого года после окончания строительства. Особая норма установлена для инвалидов и УБД с ранениями — им жилье должно предоставляться в течение 2 лет.

 
Проблема в том, что все это — декларативные нормы, которые красиво смотрятся в памятках для участников АТО, но плохо соотносятся с реальностью. Так, порядок проведения первоочередных ремонтов Кабмин утвердил лишь в 2009 году — на 16-м году действия Закона, а порядка предоставления льготных кредитов нет до сих пор. Как нет и самих кредитов с ремонтами. 
 
Так что жилищно-коммунальные льготы, которыми наделены сегодняшние бойцы, можно смело делить на 2, а, возможно, и на 10. Если на покупку квартиры выделять 20 тыс. долл. — миллиарда не хватит и на 1000 квартир. Но главное даже не это. 
 
Когда-нибудь АТО закончится, и интерес к ее участникам со стороны государства тотчас ослабнет. В ситуации, когда счет льготников идет на десятки или сотни тысяч, это закономерный итог. Особенно, если учесть, что льготы — сателлит популизма, то есть инструмент политики «ближнего действия», а ввести льготы — всегда проще, чем отменить или реально предоставить.

Дареный конь, размером с пони

Но вот что касается оплаты жилищно-коммунальных услуг, участникам боевых действий жаловаться не на что. Согласно Закону №3551-XII, квартплата, плата за коммунальные услуги и уголь/жидкое топливо с УБД взимается лишь в размере 25%. Однако и здесь есть нюансы. Льгота в размере 75% участникам боевых действий предоставляется в пределах норм, установленных законом, и в «отрыве» от остальных членов семьи. Норма пользования жильем и отоплением для них — 21 кв. м общей площади на каждого участника боевых действий и дополнительно 10,5 кв. м на семью. 
 
Проще говоря, семья участника АТО после получения им статуса УБД освобождается от платы за 23,7 квадратов общей площади жилья (если в семье один участник боевых действий). Звучит, конечно, не так внушительно, как 75% скидка, но все равно льгота существенная — особенно после повышения тарифов на отопление. Половинная плата за отопление стандартной двухкомнатной «хрущевки» — в теперешних условиях не мелочь. Для семей, состоящих только из нетрудоспособных лиц, норма установлена двойная — от платы фактически освобождается 54, 75 м жилья. 
 
Отдельно в Законе оговорено, что льготы на ЖКУ для участников боевых действий распространяются на жилье любого вида и формы собственности. Аналогичная норма содержится и в Постановлении Кабмина №94 1994 года, регламентирующем порядок предоставления льгот участникам боевых действий. 
 
Однако нельзя не упомянуть и о том, что в действующем законе есть как шероховатости, так и пробелы, а Кабмин полгода назад приступил к сворачиванию «боевых» льгот некоторым категориям граждан, и на подходе — новые ограничения. 
 
Закон №3551-XII предписывает устанавливать скидки по плате за газ, электричество, воду, вывоз мусора в размере 75% в пределах средних норм потребления. Однако с октября прошлого года льготы на жилищно-коммунальные услуги в Украине назначаются в пределах социальных нормативов, установленных Постановлением Кабмина №409. Налицо коллизия, не критичная, но нуждающаяся в корректировке. 
 
Поэтому принятие Верховной Радой «добровольческого» Закона №291-VIII — явно недостаточная мера для приведения законодательства об участниках АТО в подобающий вид. Хотя справедливости ради стоит напомнить, что разработчики Закона №291-VIII замолвили слово не только о добровольцах, но и об их семьях, и о семьях работников предприятий и организаций, принимающих участие в АТО. 
 
Дело в том, что сегодня под действие Закона №3551-XII подпадают семьи двух категорий погибших бойцов АТО: военнослужащих и сотрудников МВД. Даже семьи работников СБУ, в законе прямо не упомянуты, не говоря уже о семьях добровольцев и «гражданских». Закон №291-VIII этот пробел устранит. 
 
Нюанс в том, что с апреля жилищно-коммунальные льготы семьям погибших или без вести пропавших участников АТО, на которых распространяется действие Закона №3551-XII, предоставляются с оговоркой — при условии, что доход семьи в расчете каждого члена на протяжении последних 6 месяцев не превышал лимит, установленный для социальной льготы по налогу на доходы физических лиц. На сегодняшний день это — 1710 грн в месяц. Соответствующий закон парламент принял в конце прошлого года. Аналогичные ограничения введены и для участников войны — то есть «тыловиков», которые непосредственного участия в боях не принимали (согласно Закону №3551-XII им предоставляется 50% скидка на ЖКУ — как и семьям погибших воинов). 
 
Кстати, 22 июня у полку участников войны прибудет. Сегодня работники предприятий, учреждений и организаций, которые «привлекались или принимали непосредственное участие в антитеррористической операции», приравнены к бойцам — имеют право на получение статуса УБД. Правда, это малочисленная категория. По данным Госслужбы по делам ветеранов войны и участников АТО, на 9 апреля рассмотрены материалы по 279 «гражданским», при этом статус УБД получили лишь 105 человек. В том числе, 26 работников прокуратуры Донецкой области, 3 сотрудника президентской администрации, 3 работника Минрегиона, 3 работника фискальной службы и даже 3 представителя патриаршей курии УГКЦ. Одним словом, перечень весьма специфический. 
 
 
Поэтому можно понять, почему разработчики Закона №291-VIII предложили предоставлять «гражданским» статус участника войны, а не УБД. Со вступлением закона в силу вступит в силу и эта норма.
 
Но факт остается фактом: размер льгот на коммунальные услуги для «гражданских» участников АТО значительно уменьшится — с 75% до 50%.

На местах — простор для творчества 

Что же касается льгот, предоставляемых участникам АТО местными властями, здесь никаких жестких ограничений нет. Власти сами вольны определять, кому предоставлять льготы и в каком размере. Поэтому отсутствие удостоверения УБД зачастую не является препятствием для получения льгот — обычно достаточно справки о призыве на службу в зону АТО. Как правило, не забывают на местах и о коммунальных услугах. Специфика в том, что льготы участникам АТО и их семьям часто предоставляются не на все жилищно-коммунальные услуги, а на квартплату. Еще одна специфическая черта местных льгот — их временность. Хотя это и не удивительно. Напомним, что в августе прошлого года идею об освобождении местными властями участников АТО от квартплаты на период пребывания в зоне проведения антитеррористической операции озвучил Петр Порошенко. Во многих городах это пожелание выполнили. Во Львове участников АТО и членов их семей освободили от квартплаты в августе 2014 года — сначала до конца года, а затем и на 2015 год. Аналогичная льгота введена в Кременчуге — на 2015 год, в Николаеве, Луцке и других городах. Правда, условия предоставления льгот варьируют. В том же Кременчуге действие льготы прекращается после получения участником АТО статуса УБД. В некоторых городах, например в Чернигове, льготы на коммунальные услуги предоставляются лишь семьям погибших бойцов. В Киеве и Днепропетровске участники АТО освобождены от платы за все коммунальные услуги. В Ивано-Франковске – от платы за жилье, тепло и воду – холодную и горячую.
Разумеется, не обходится без популизма и даже «веселой арифметики». В Запорожье в прошлом году звучали заявления о предоставлении льгот горожанам, приютившим переселенцев из зоны АТО, но тем дело и ограничилось, а о местных инициативах в отношении участников АТО чиновникам, видимо, и сегодня сказать нечего – региональные СМИ молчат. В Славянске военком недавно инициировал предоставление льгот мобилизованным (таковых в городе чуть больше 20), однако сопровождена эта идея фантастическими выкладками: по расчетам местных чиновников для полного освобождения мобилизованных горожан от коммунальных платежей требуется 650 тыс. грн. Откуда взялась эта сумма – загадка. В Киеве сначала решительно освободили участников АТО от платы за коммунальные услуги, а затем задумались об источниках финансирования. В результате, родилось еще одно решение – о предоставлении адресной помощи.
 
Но все это рабочие моменты. В целом, участникам АТО с коммуналкой помогают – хоть и не везде, не всем и не во всем. Главное, чтобы после окончания АТО они не остались со своими проблемами «один на один», что очень даже может случиться.
 
Валентин Хорошун, специально для ИА «Украина Коммунальная»

Реклама: Учение – это мир знаний и опыта, которые пригодятся в любой работе. Современные методы изучения предмета позволяют обучаться удаленно. International MBA - это программа изучения от Бизнес Школы «КРОК». Более детально ознакомиться с информацией Вы можете на сайте bs.krok.edu.ua.

 
Комментарии (1)
Коля Пухов
14 июня 2015 г. 21:46
... Держава його позбавила засобів існування, житло забрали через борги, сім"я розпалась. Щоб він зараз робив, якби не ця війна?