Журналисты информационного портала СТОПКОР направили запросы в соответствующие органы Минэкономразвития Украины и получили первый официальный ответ. Поэтому продолжим знакомить украинский схеме, по которой недобросовестные дельцы годами чистят их карманы.
Напомним, в течение 2020-2021 годов ряд государственных учреждений и коммунальных предприятий Украины провела публичные закупки теплосчетчиков более чем 10 млн грн. При этом технические требования тендерной документации были прописаны под конкретную модель определенного производителя - ООО Фирма «Семпал Ко Лтд».
Как выяснили журналисты, предлагаемые технические задания содержат ряд пунктов, предпочитают конкретном производителе: в частности, требование наличия сертификата по ДСТУ3339, не соответствует действующему законодательству и противоречит требованиям Соглашения об ассоциации Украины с ЕС, и требование государственной поверки, что противоречит Техническому регламенту Украины.
Так называемая «экономия» от использования таких счетчиков составляет от 36 000 гривен с одного дома в месяц, а количество домов, где установлены приборы - около 40 000 только в Киеве.
В ответ на запрос, отправленный в рамках журналистского расследования, Национальный научный центр «Институт метрологии» был проведен анализ и дано заключение о соответствии характеристик счетчика тепловой энергии «S10H» фирмы «Семпал» требованиям законодательства Украины.
«В соответствии с постановлением КМУ от 4 июня 2015 № 374 «Об утверждении перечня категорий законодательно регулируемых средств измерительной техники, подлежащих периодической поверке», теплосчетчики законодательно регулируемым средствами измерительной техники и относятся к п. 7 ст. 3 Закона. Теплосчетчики должны проходить процедуры оценки соответствия требованиям Технического регламента средств измерительной техники», - отметили в Институте.
Забегая немного вперед, сразу сообщим, что согласно полученным заключением счетчики фирмы «Семпал» лишь внешне выглядят привлекательно (хотя внешний вид вообще не является объектом законодательного регулирования). А вот с точки зрения технических характеристик и способов обмана потребителей, эти приборы далеко не так хороши.
Итак, как свидетельствует заключение ННЦ «Институт метрологии» упомянутые теплосчетчики:
- не полностью отвечают требованиям ДСТУ EN 1434-2 по критерию диаметра условного прохода;
- не соответствуют требованиям ДСТУ EN 1434-2 по параметрам фланцевых соединений;
- не соответствуют требованиям ДСТУ EN 1434-2 по длине заглиблювальнои части;
- только частично соответствуют требованиям ДСТУ EN 1434-2 по значению долговременной расходы;
- вычисление тепловой энергии в счетчиках осуществляется по формулам согласно Временных правил учета отпуска и потребления тепловой энергии, утвержденных приказом Госкомитета по ЖКХ Минэнерго Украины, утратившим силу 03.03.2012 г.., И которые не отвечают требованиям ДСТУ EN 1434-1;
- накопление тепловой энергии осуществляется при значениях разности температур, которые меньше, чем установленные значения минимальной разницы температур, что также не соответствует требованиям ДСТУ EN 1434-1.
«Исходя из выше изложенного, сообщаем, что счетчики с характеристиками, приведенными в Вашем письме, не в полной мере соответствуют требованиям ДСТУ EN 1434-1 и ДСТУ EN 1434-2», - говорится в ответе ННЦ «Институт метрологии» за подписью генерального директора, доктора технических наук, профессора П.И. Неежмаков.
Что это значит?
Во-первых, перечисленные характеристики делают счетчики «Семпал» фактически самыми дорогими в бытовом сегменте. Следовательно, те, кто считает, что теплосчетчик устанавливают средства тепловых сетей, наверное забыли, что стоимость счетчика включена в тариф. Поэтому, зачем тепловые сети продолжают закупать эти чудо-приборы - довольно интересный вопрос.
Во-вторых, как подтверждает вывод ученых, счетчики «Семпал» считают тепловую энергию с нарушением требований законодательства и, к тому же по формулам, которые никто в мире, кроме них, уже не применяет и не имеет права применять). В чью пользу эта ошибка? Это - уже второй интересный вопрос.
В-третьих, как опять же подтверждено заключением, конструкция счетчиков «Семпал» настолько уникальной, что случаи соответствия ее законодательству Украины и Европы - единичны. Проще говоря, прибор фирмы «Семпал» настолько неподходящим действующим нормам и требованиям, просто не может быть заменен на любой другой. А если принять во внимание первые два вывода, становится понятно, что установленного однажды «Семпал» жители в дальнейшем (как это, очевидно, и рассчитывают заинтересованные лица) будут платить вечно. Ведь заменить его можно только на такой же «семпаливський» счетчик.
Учитывая все изложенное, возникает еще один ключевой вопрос:
Что именно двигало ГП «Укрметртестстандарт», который выдал сертификат оценки соответствия на чудо-прибор компании «Семпал»?
К сожалению, сложно представить другие мотивы, чем преступный сговор или не менее преступная халатность и небрежное выполнение своих обязанностей. Ведь именно сертификат оценки соответствия фактически единственныйдокументом, предоставляющим право «Семпал» продавать теплосчетчики, а коммунальщикам - применять их для обкрадывания государства.
Таким образом, «Семпал» с легкой руки чиновников «Укрметртетстандарту» единственным среди всех украинских поставщиков получил: эксклюзивное право игнорировать требования законодательства Украины; право (обусловленное эксклюзивностью) продавать свои счетчики по самой высокой в Украине цене, игнорировать антимонопольное законодательство на открытых торгах. А также фактически получил «гарантии неприкосновенности» от всех потребителей, которые уже поставили счетчик, «S10H», так отказаться от него уже настолько дорого, что почти невозможно.
Как подсчитали журналисты, ежегодно через «счетчики с секретом» украинский бюджет (то есть мы с вами как налогоплательщики) теряет минимум 17 млрд грн. А эта история продолжается уже чуть не 30 лет.
Вот только организаторы этой схемы, очевидно, забыли, что с 2016 года, вместо Технических условий (зарегистрированных ГП «Укрметртестстандарт»), абсолютно все поставщики теплосчетчиков должны руководствоваться полностью одинаковыми, обязательными и единственно верными требованиями технических регламентов.
Сейчас журналисты ждут ответную реакцию уполномоченных органов на наши обращения. Новые факты и подробности относительно этой ситуации сообщат в следующих публикациях.