ГлавнаяИнтервьюТарифы ЖКХВласти должны осмелиться уравнять тариф

Власти должны осмелиться уравнять тариф

«У.К.» побеседовала с Президентом Ассоциации «Укрводоканалэкология» Виктором Маслаком о том, чем живут сейчас водоснабжающие предприятия, что может улучшить платежную дисциплину потребителей и к чему может привести уравнение тарифа на воду.

Сколько водоснабжающих предприятий объединяет ассоциация?

- На сегодняшний день членство в ассоциации является динамичным. На 1 марта ее участниками были 74 предприятия: водоканалы, бизнес-структуры и три проектно-исследовательских института. Цель создания ассоциации – консолидировать вокруг себя предприятия для дальнейшего лоббирования их интересов как на законодательном уровне, так и на местах. Кроме того, мы предлагаем пути решения, (возможно, не всегда они традиционные) сложившихся на сегодняшний день в системе водоснабжения проблем.

Решением каких проблем ассоциация занимается на сегодняшний день?

- Допустим, с 1992 года существовали областные предприятия – водоканалы. Затем, существующую единую систему развалили, систему, где были и крупные, и небольшие предприятия, а также действовал усредненный тариф. А теперь мелкие предприятия сталкиваются с проблемами, которые мы создали сами. Ведь чем меньше предприятие, тем выше тариф и тем меньше там работает квалифицированных специалистов. Теперь власти признают, что они совершили ошибку и нужно вновь укрупнять водоснабжающие предприятия до региональных компаний. Еще в 2003 году западные специалисты объясняли нам, что в населенном пункте, где проживает менее 300 тыс. человек – предприятию не выжить. Спустя 10 лет мы вернулись к необходимости консолидации отрасли.

Как Вы можете охарактеризовать этот процесс?

- Чем сегодня отличается частное предприятие от коммунального? Принципами работы. В работе частного предприятия принцип такой: директор работает для предприятия, а в коммунальном – предприятие для директора. Вся система на местах выстроена фактически под одного человека – мэра, который принимает решения, кто и как будет управлять предприятием.

То есть создание региональных компаний будет препятствовать произволу местных чиновников?

- Конечно, и местные власти всячески этому противятся. 

Каким должен быть результат концентрации отрасли?

- Возьмем для примера какую-то область. Например, Черниговскую. Существует областной центр, где, допустим, кубометр воды для потребителей стоит три гривны, а есть районные центры, где тариф – 6-7 гривен, доходит иногда до 9 гривен за кубометр. Разброс по области в стоимости услуги водоснабжения в 3-4 раза. А в случае объединения предприятий в одно – цена в областном центре вырастает, а в районе – снизиться. То есть тарифы уравняются. Мы такую работу проводили в Запорожской области, в Харьковской, в Донецкой и Луганской. Региональные компании существуют. Но это возможно только при поддержке со стороны местной власти, они должны взять на себя политическую смелость и сказать, что в нашей области тарифы должны быть едины.

Как объединение предприятий отразится на платежной дисциплине?

- Не воспринимают такие нововведения в основном потребители, проживающие в областных центрах. Но, прежде всего, я еще раз повторю, противятся этому не население, а мэры. Это политический момент. Но стоит понимать: цена угля одинакова как в маленьком городе, так и в областном центре, единые тарифы действуют и на электроэнергию. Вода – это такой же товар. Региональная компания деполитизирует процесс тарифообразования и становиться лицензиатом Нацкомуслуг.

Как водоснабжающие предприятия восприняли создания Национального регулятора?

- Сегодня водоканалы недовольны регулятором, потому что на сегодня оно не дает возможности директору жить по принципу «предприятие для директора». Не дает возможности завышать тариф. Да, в любой стране регулятор участники рынка воспринимают негативно. Потому что он ставит задания, их нужно выполнять. И если директор предприятия до создания Нацкомиссии делал то, что он хотел, то теперь ему нужно соответствовать требованиям, национальным стандартам.

Насколько в сфере водоснабжения точный учет потребляемых и отпускаемых объемов? Каков уровень потерь в сетях?

- Потери в сетях достигают 70%, хотя официально называют 43%. Если у нас был бы стопроцентный учет на каждом этапе - от забора – до потребителя – потери были бы именно такими. А сегодня за то, что теряется во внутридомовых системах – отвечает водоканал. Мы разработали концепцию взаимоотношений между коммунальными предприятиями. Суть ее: давайте выберем одну модель обслуживания и содержания внутридомовых сетей. Нужно установить временной срок, в течение которого жильцы могут создать объединение и взять на себя управление домом и его внутренними системами. Если в течение этого срока этого не происходит, город имеет право назначить управляющую компанию. 

Как водоснабжающим предприятиям разрешить проблему с многомиллиардными долгами за электроэнергию?

- Кто виноват, что коммунальные предприятия нарастили такую задолженность? Органы власти, которые не установили предприятиям экономически обоснованный тариф. Эти долги обрастают пенями, штрафами. Необходимо последовать примеру энергетической отрасли и привести тариф к обоснованному уровню, а многомиллиардные долги за предыдущие периоды – списать. 

 

Беседовала Мария Цатурян

 
Комментарии (0)