ГлавнаяПубликацииТеплоэнергетикаБезнадежное теплоснабжение. Часть 2

Безнадежное теплоснабжение. Часть 2

То, что украинской системе теплоснабжения нужна глобальная модернизация, уже ясно большинству игроков на этом поле. Неясной остаётся модель и глубина этой модернизации.
То, что украинской системе теплоснабжения нужна глобальная модернизация, уже ясно большинству игроков на этом поле. Неясной остаётся модель и глубина этой модернизации. Уж больно велик соблазн ограничиться заменой котлов и перестановкой кроватей. Так легко поставить новые котлы вместо старых и уволить несколько проштрафившихся руководителей. Почти никто не осмеливается замахнуться на глубокую модернизацию системы, просуществовавшей больше половины столетия, включая смену её хозяйственной модели.
 
Отсутствие финансовых ресурсов на радикальную модернизацию, жесточайший кадровый дефицит, проблемы с законодательной и нормативной базой, отсутствие надёжных прогнозов на рост цены топлива и объёмов его надёжных поставок в следующие десятилетия – вот что мешает принять правильные и обоснованные решения по судьбе украинской системы теплоснабжения.
 
Если в 2008 году платежи за импорт природного газа в Украину составляли около 10 миллиардов долларов, то в 2016 году – более 40 миллиардов долларов. Соответствующий рост неплатежей тепловых хозяйств за газ приводит нас от дефицита в платёжных балансах 0.5 – 0.6 миллиарда долларов в 2008 году к 5-7 миллиардам долларов в 2016 году.  Ясно, что такая экономика нежизнеспособна и, скорее всего, рухнет значительно раньше. 

Стратегия модернизации зданий и системы теплоснабжения Украины 

Модернизация сотен тепловых хозяйств нашей страны, термомодернизация десятков тысяч многоэтажных зданий с выводом природного газа в резервный и пиковый источник топлива – это большая задача. Просто так уйти от природного газа не получится и нужна долгосрочная стратегия по переводу всей системы теплоснабжения Украины на новые рельсы жизни в 21 веке – веке исчезающей нефти и газа.
 
Основными ориентирами для стратегии глубокой модернизации системы теплоснабжения Украины являются две глобальные цели: 
 
•Используя новые энергосберегающие технологии термомодернизации зданий, снизить потребность в тепле в 3 раза. Нет нужды доказывать, что многие города в мире уже прошли этот путь.
 
•Используя новые безгазовые энергетические технологии производства тепла, снизить его стоимость в 3 раза с одновременным замещением природного газа местными источниками топлива и энергии на 80% от существующих объёмов потребления.  
 
Подобная программа была реализована Швецией в 90-х годах и опыт этой страны может быть полностью использован в Украине.
В основе предлагаемой стратегии лежит вывод о том, что финансирование глубокой модернизации зданий и системы теплоснабжения Украины осуществимо за счёт потенциала возникающей экономии со средним периодом окупаемости 6-7 лет. Проще говоря, растущий с годами поток многих миллиардов долларов в оплате за импортный природный газ нужно развернуть в обратную сторону - на глубокую модернизацию наших домов и систем теплоснабжения.
 
Нам необходимо подготовить две крупнейшие национальные программы и заменить законодательную и нормативную базу ЖКХ периода централизованной экономики на законодательную и нормативную базу ЖКХ периода экономики рыночной.
 
Новая стратегия модернизации зданий и систем теплоснабжения потребует предельной мобилизации ресурсов государства, особенно в первые годы – когда придётся одновременно оплачивать быстро растущие платежи за природный газ и быстро растущие платежи по займам на модернизацию.
 
Но главной целью этой стратегии должна стать независимость страны от импорта природного газа и независимость бюджетов её граждан от растущих тарифов на тепло.

Законодательная и нормативная база модернизации зданий и систем теплоснабжения 

Стратегия модернизации зданий и системы теплоснабжения Украины должна быть реализована в виде системного блока Законов Украины прямого действия и изменений  действующего законодательства, в том числе двух основных Законов:
•      Закон  Украины  “О термомодернизации зданий”.
•      Закон Украины “О стимулировании замещения природного газа местными источниками топлива и энергии в системах теплоснабжения городов и зданий”.
 
Учитывая, что дееспособность и результативность новых законодательных актов во многом определяется наличием их нормативного обеспечения и пособий по внедрению основных положений этих Законов, необходим план своевременной разработки и внедрения соответствующих документов.
 
Эта нормативная база должна разрабатываться на плановой и целевой основе, одновременно с разработкой базовых Законов. Нам нужно нарушить нехорошее  правило, когда принятые законы оставались мертвы долгие годы, пока для них создавалась необходимая нормативная  база. 

Термомодернизация зданий 

Два одновременно идущих процесса – резкое подорожание тепловой энергии и  бурный прогресс технологий утепления зданий и энергоэффективной модернизации их инженерных систем создают новое качество для начала термомодернизации зданий, построенных в прошлом столетии.
 
В начале ХХI века в Украине  впервые создались предпосылки для экономически обоснованной массовой модернизации городских многоэтажных зданий с полным обновлением внешнего вида, заменой оконных и дверных проёмов, снижением теплопотерь в среднем на 65% от существующих сегодня уровней. Одновременно с термомодернизацией зданий может быть решена задача диверсификации источников тепловой энергии и частичный переход на локальные источники тепловой энергии с использованием ночной электроэнергии, тепловых насосов и других современных технологий  ХХI  века по производству тепловой энергии.
 
Рост стоимости тепловой энергии на 550% ожидается в период 2009 -2016 гг. Основной проблемой в этот период станет резкое увеличение неплатежей населения и бюджетной сферы (до 80%). Ожидается банкротство предприятий тепловых сетей региона и значительные ограничения поставок природного газа и отпуска тепла потребителям. Наиболее эффективным проектом является глубокая термомодернизация зданий со снижением потребления тепла на 65% от существующих средних уровней (с 200-220 КВт.м.кв.год до 60-70 КВт.м.кв.год).
 
Большинство моих украинских  коллег выражают сомнения в реальности достижения снижения теплопотребления зданий на 65% после выполнения  термомодернизации. Сегодня в Украине в массовом строительстве новых домов проектные решения по теплоизоляции снижают общие теплопотери здания  в лучшем случае на 10-15 %.
 
Снижение потребности в тепле в 3 раза и соответствующее повышение теплоаккумулирующей способности зданий позволяют применить современные технологии теплоснабжения с использованием вместо природного газа местных источников топлива и энергии. Эти два  направления позволят снизить платежи за теплоснабжение в 9-12 раз по сравнению с существующими тарифами и практически полностью вытеснить природный газ из тепловых балансов городов Украины, оставив ему роль резервного топлива и топлива для приготовления пищи.
 
Термомодернизация старых зданий  высокоэтажной застройки в городах Украины потребует создания соответствующей инфраструктуры, правового и нормативного обеспечения, системы бюджетной поддержки муниципальных проектов.
 
Следует заметить, что снижение потребности в тепловой энергии в 3 раза превращает городские тепловые хозяйства в глубоко убыточные предприятия, что потребует их полной реструктуризации. При реализации программ модернизации городских тепловых хозяйств неизбежно возникает ряд новых проблем, что потребует их комплексного решения.
 
На реализацию программ термомодернизации потребуется от 5 до 9 лет и свыше 50 миллиардов долларов при средней стоимости термомодернизации 1 м.кв. в 150 долларов. Финансирование проектов может осуществляться по различным схемам, в том числе с привлечением бюджетной поддержки и средств инвесторов. Расчёты по займам за термомодернизацию зданий могут осуществляться частично государством (путём погашения процентов по займам), частично муниципальными бюджетами и жильцами в течение 10 – 15 лет с включением инновационных затрат в структуру тарифов на тепловую энергию. Подобным образом осуществлены проекты термомодернизации сотен тысяч зданий в Центральной и Восточной Европе, том числе в странах бывшего СССР.
 
На настоящий момент центральной проблемой перехода является проблема подготовки проектов термомодернизации зданий к инвестированию. Различная форма собственности, особенности конструкций зданий, построенных в разные периоды времени, размытость предмета экономии и гарантий возврата инвестиций делают быстрый старт подобных программ невозможным.
 
Необходимо провести в каждом городе Украины инвестиционный энергетический аудит с целью инвентаризации фонда зданий и формирования пула проектов с учётом форм собственности, их состояния и наличия гарантий возврата инвестиций. Конечной целью инвестаудитов должна быть разработка финансовых схем проектов,  инвестиционных планов и ТЭО для потенциальных инвесторов и муниципального менеджмента.
 
Большие возможности для производства тепловой энергии представляют технологии утилизации городского и промышленного сбросного тепла. Для ряда промышленных центров, таких как Запорожье, Днепродзержинск, Кривой Рог, Мариуполь и др., утилизация городского и промышленного сбросного тепла позволит вытеснить природный газ из тепловых балансов городов практически полностью.
 
Использование теплоаккумулирующих технологий на основе ночных тарифов на электроэнергию позволит полностью заместить природный газ в бюджетной сфере Украины, навсегда вытеснив природный газ и сделав городские бюджеты нечувствительными к подорожанию природного газа.
Для многих зданий и жилмассивов после проведения термомодернизации будет достаточно тепла при использовании технологий утилизации тепла стоков, систем вентиляции и геотермального тепла. Только в сильные морозы для систем отопления таких зданий понадобятся пиковые мощности, где вполне разумно применение природного газа, как резервного топлива.
 
Также, большим потенциалом обладают технологии  производства тепловой энергии с использованием гранулированного биотоплива от отходов сельского хозяйства, которыми так богата Украина. Только в Запорожской области гниёт и сжигается на полях более 2 миллионов тонн биомассы  в год.  
 
Подводя итог направлениям возможного замещения природного газа в системах городского теплоснабжения, можно рекомендовать проекты с использованием следующих технологий:
 
•  Электрокотлы с теплоаккумуляторами на основе ночных тарифов. Эта технология позволяет снизить платежи за 1 МВт тепловой энергии в 4-5 раз по сравнению с тарифами на тепло от газовых котельных.
 
• Тепловые насосы с утилизацией грунтового тепла и тепла воздуха. Эта технология позволяет снизить платежи за 1 МВт тепловой энергии в 3-5 раз по сравнению с тарифами на тепло от газовых котельных.
 
•Автоматические миникотельные с котлами на твёрдом гранулированном топливе – топливных пелеттах. Эта технология позволяет снизить платежи за 1 МВт тепловой энергии в 5 раз по сравнению с тарифами на тепло от газовых котельных. Применение этой технологии делает вполне разумным создание на базе старых тепловых хозяйств новых энергетических компаний, которые имеют разветвлённую инфраструктуру сбора отходов и переработки их в топливо.
 
• Вакуумные гелиоколлекторы в комплекте с электротеплоаккумуляторами. Эта технология позволяет снизить платежи за 1 МВт тепловой энергии в 4 раза по сравнению с тарифами на тепло от газовых котельных.
 
•  Когенерационные  миниТЭЦ на газообразном и жидком топливе. Эта технология позволяет снизить платежи за 1 МВт тепловой энергии в 2 раза по сравнению с тарифами на тепло от газовых котельных.
 
И, как следствие, новые городские тепловые хозяйства Украины, использующие технологии XXI века для производства тепла, тоже обретут новое лицо - лицо современных энергетических компаний с привлечением стороннего капитала  - экономически рентабельное лицо, экологически чистое, с малой долей ручного труда, с обновлёнными основными фондами и минимальными потерями энергоресурсов.
 

 Василий Степаненко, издание "Энергосбережение в ЖКХ"

 
Комментарии (1)
Sergiy
18 июля 2013 г. 09:52
Вперше за багато років приємно читати що теплоенергетика не виробляє послуги і досвід европейський згадується по окремим галузям економіки. Сфера теплопостачання та експлуатація житлового фонду(точніше його термомодернізація). Щодо законодавства то необхідно сворити законодавчо правила гри для механізму ЕСКО.Законодавчо врегулювати відповідність темпів росту тарифів на енергоносії та зменшення їх споживання.Хоча важко сподівадися що газове та банківське лобі дасть розірвати замкнуте коло(газ-теплова енергія- кредит-розрахунок за газ , а потім знову по колу до приватизації за борги).