ГлавнаяПубликацииАналитикаЭнергоэффективное развитие украинских домов

Энергоэффективное развитие украинских домов

Занимая второе место по величине конечного потребления энергии в Украине, жилой сектор обладает наибольшим потенциалом энергосбережения.

Украинский парламент в прошлом году не поддержал проект закона «Об энергетической эффективности зданий», основным разработчиком документа было Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ. Документом предлагалась энергетическая паспортизация зданий, с тем, чтобы сократить потери тепловой и электрической энергии, а также воды в жилфонде за счет мероприятий по модернизации. Прошедшие термомодернизацию здания, соответствующие европейским стандартам энергоэффективности, получали бы экономические стимулы для снижения стоимости услуг.

Основными барьерами энергоэффективности в жилом секторе являются низкие тарифы на энергоресурсы для населения, отсутствие эффективного контроля соблюдения существующих стандартов для строящихся зданий; недостаточная осведомленность об энергоэффективности среди домовладельцев, что, в конечном счете, определяет их поведение. Необходимо отметить, что барьеры и решения различны для разных типов зданий. Можно выделить три группы: (а) строящиеся здания, (б) здания, в которых осуществляется реконструкция или капитальный ремонт, (в) эксплуатируемые здания.
 
Что препятствует повышению энергоэффективности в жилищном секторе?
 
Для строящихся зданий основные барьеры на пути повышения энергоэффективности следующие:
 
1. У застройщиков и их подрядчиков отсутствуют стимулы к повышению энергоэффективности. Архитекторы, строители, поставщики оборудования и материалов определяют уровень энергоэффективности возводимых ими зданий, однако, поскольку они не будут жить в этих домах и оплачивать коммунальные услуги, у них нет стимулов к повышению энергоэффективности;
 
 
2. У застройщиков часто отсутствуют системные знания в области энергоэффективности. Проведенные в Украине и России исследования показали отсутствие соотношения между издержками и применением энергоэффективных технологий. Многие строительные компании до сих пор не используют эти технологии в силу отсутствия соответствующих знаний или квалификации.
 
В существующих зданиях (в Украине около 240 тыс. многоквартирных домов) основные барьеры для повышения энергоэффективности следующие:
 
1. Надзор по энергоэффективности существующих зданий в процессе эксплуатации не ведется. В настоящее время в Украине нет отдельной службы, которая бы осуществляла мониторинг потребления энергии в многоквартирном жилом фонде. В результате, сложно определить потребности зданий в конкретных мероприятиях по повышению энергоэффективности при реконструкции, модернизации и проведении капитальных ремонтов.
 
2. Владельцы квартир, ОСМД, управляющие компании и местные органы власти не имеют необходимых данных для реализации энергосберегающих мероприятий. В частности, наблюдается недостаток информации по:
 
- Потреблению энергии домохозяйствами. Учет потребления энергии, особенно тепловой энергии, почти не ведется (всего 35% домов имеют счетчики). По этой причине большинство потребителей оплачивает услуги теплоснабжения по нормативам потребления. Реальное потребление тепловой энергии зданиями, как правило, значительно отличается. Кроме того, потребители, как правило, не имеют возможности регулировать свое потребление тепла (ни на уровне дома, ни на уровне квартиры). Из-за отсутствия возможностей регулирования, в украинских жилых домах нередки перетопы, при которых проветривание (открывание окон в середине зимы) является единственным способом обеспечения комфортной температуры в помещениях;
 
3. Большинство жителей плохо осведомлены об эффективности даже элементарных и недорогих мер теплозащиты зданий, таких как установка теплоотражающих экранов, наклеивание теплоотражающей пленки на стекла окон или использование современных уплотнителей для уменьшения инфильтрации. В то же время, применение наружной теплоизоляции и тройных окон могут в совокупности снизить потребности здания в тепловой энергии на 40%;
 
4. Владельцы квартир имеют ограниченный доступ к внешнему финансированию для реализации мероприятий по повышению энергоэффективности. Потребительские кредиты в Украине, как правило, выдаются на короткий срок (1-2 года) и под высокую процентную ставку. Часто домохозяйства с низким уровнем дохода и пенсионеры не могут получить кредит. Механизма привлечения кредитных средств для ОСМД фактически не существует.
 
 
5. Владельцы квартир не видят стимулов для инвестирования в энергосбережение. В частности, на места общего пользования приходится до 50% потенциала энергосбережения в жилых зданиях. Значительную часть этой экономии могли бы получить владельцы квартир, так как простой ремонт дверей, окон и тамбуров в местах общего пользования дает существенную экономию затрат на отопление. Однако, так как места общего пользования, как правило, де-факто принадлежат муниципалитетам, а не владельцам квартир, даже в домах, где созданы ОСМД энергосберегающие мероприятия инвестируются и реализуются слабо.
 
Зарубежные стимулы
 
В других странах повышению энергоэффективности способствуют и мотивы нефинансового характера, например, забота об окружающей среде, об обществе или о благосостоянии соседей. В европейских странах, например, индивидуальные потребители инвестируют в реализацию мероприятий по энергосбережению, главным образом, в силу повышенной осведомленности и заботы общества об охране окружающей среды. В США в конце 1970-х годов повышение энергоэффективности приобрело популярность из-за беспокойства людей по поводу дефицита энергоносителей после нефтяного кризиса. В других случаях энергоэффективность (например, приобретение автомобилей с гибридным двигателем в США) становится символом определенного статуса или выражением политической позиции.
 
В Японии предоставляются субсидии на реконструкцию жилых домов для выполнения требований по теплозащите, сформулированных в Законе об энергосбережении, установке энергоэффективных бытовых приборов и эффективных систем, использующих возобновляемые источники энергии. Субсидии предоставляются как для новых, так и для давно существующих зданий. Чтобы получить право на субсидии, необходимо снизить потребление энергии на 15% в новых домах и на 25% в реконструированных зданиях по сравнению со стандартным показателем энергопотребления до реализации мероприятий по энергосбережению. Кроме того, домовладельцы обязаны сообщать о величине потребления энергии в зданиях в течение трех лет после реконструкции или строительства дома. Расчет ожидаемой экономии представляется в Организацию по развитию новых источников энергии и промышленных технологий (NEDO), которая предоставляет субсидии. Впоследствии домовладельцы должны отчитываться о реальной величине экономии энергии путем заполнения опросных листов NEDO.
 
Программа минимальных стандартов эффективности и маркировки в Австралии
 
Многие страны реализовывали программы маркировки и стандартизации энергоэффективности для стимулирования применения более эффективных электробытовых приборов. Программы маркировки дают потребителям информацию для совершения покупок, исходя из соображений энергоэффективности. Минимальные стандарты эффективности способствуют повышению энергоэффективности новых бытовых приборов и исчезновения с рынка наиболее неэффективных моделей. Разница между двумя Программами заключается в том, что стандарты способствуют исчезновению с рынка неэффективных и, как правило, дешевых электробытовых приборов, а маркировка только способствует убеждению покупателей не покупать их. В большинстве случаев применение этих двух подходов позволило производителям успешно адаптироваться к новым ограничениям без повышения цен на свою продукцию.
 
Австралийская Программа минимальных стандартов эффективности и маркировки является примером успешного применения стандартов и маркировки электробытовых приборов. В Австралии множество электробытовых приборов имеют минимальные стандарты эффективности, т.е. соответствуют минимальному уровню энергоэффективности, который регулируется австралийским правительством. Принятая система энергетической маркировки также является обязательной для ряда электробытовых приборов, в том числе холодильников и морозильников, стиральных и сушильных машин, посудомоечных машин и кондиционеров. Такая маркировка позволяет покупателю провести быстрый сравнительный анализ энергоэффективности конкретного товара и показывает величину годового потребления энергии данным продуктом при нормальных условиях эксплуатации.
 
Комментарии (0)