На прошлой неделе, 14 сентября, Кабинет Министров зарегистрировал в Верховной Раде под номером 3000 проект Закона «О государственном бюджете Украины на 2016 год», после чего его немедленно отозвал. К такому трюку в последнее время власть прибегает ежегодно, потому что по нормам Бюджетного кодекса правительство обязано внести в парламент проект государственного бюджета на следующий год до 15 сентября. Однако документ разрабатывается на основании действующего налогового бюджетного законодательства, а значит существует ряд факторов, которые нужно учесть перед его рассмотрением в Верховной Раде.
Как объясняют в Минфине, прибегнуть к такой схеме в этом году были вынуждены из-за трех основных причин. Во-первых, это запланированный с 1 января 2016 года старт налоговой реформы, которая может иметь значительное влияние на доходную часть государственного и местных бюджетов. Во-вторых, парламент еще не утвердил реструктуризацию коммерческого государственного долга Украины. Поэтому, до завершения процесса реструктуризации у Министерства финансов нет финальных расчетов по прогнозируемым потребностям бюджета в обслуживании долгов в 2016 году. И наконец, в-третьих, Совет национальной безопасности и обороны пока не рассмотрел оборонный бюджет страны на 2016 год, который нужно будет учитывать в расчетах расходов госбюджета.
Несмотря на то, что поданный правительством законопроект №3000 будет подлежать дальнейшей доработке в соответствии с возможными законодательными изменениями в Налоговом и Бюджетном кодексах, принятие законопроектов относительно реструктуризации долговых обязательств, а также с учетом решений СНБО относительно потребностей финансирования национальной обороны, 22 сентября Министерство финансов все же обнародовало на своем официальном сайте отозванный проект государственного бюджета на следующий год.
В частности, проектом бюджета установлены следующие основные макропоказатели: в 2016 году предусматриваются доходы на уровне 550,039 млрд грн. В том числе доходы общего фонда - в сумме 524,774 млрд грн и доходы специального фонда – в 25,264 млрд грн.
Расходы бюджета предлагается установить на уровне 621,192 млрд грн. В том числе расходы общего фонда - в сумме 593,959 млрд грн и расходы специального фонда – в 27,232 млрд грн.
Предельный объем дефицита госбюджета установлен на уровне 79,170 млрд грн, в том числе предельный объем дефицита общего фонда - в сумме 64,312 млрд грн и предельный объем дефицита специального фонда - в сумме 14,857 млрд грн.
Также в проекте госбюджета установлен прожиточный минимум на одно лицо в расчете на месяц в размере: с 1 января 2016 года - 1330 грн, с 1 мая - 1399 грн, с 1 декабря - 1496 грн.
Кроме того, установлено минимальную заработную плату:
в месячном размере: с 1 января - 1378 грн, с 1 мая - 1450 грн, с 1 декабря - 1550 грн;
в почасовом размере: с 1 января - 8,29 грн, с 1 мая - 8,69 грн, с 1 декабря - 9,29 грн.
Доходную часть главной государственной сметы планируется выполнить за счет роста налоговых поступлений в 19,5% или на 76,8 млрд грн. Минфин прогнозирует, что в общий фонд будет перечислено 470,7 млрд грн. Ожидается, что наибольшими темпами будут увеличиваться поступления от внутреннего НДС - на 51,6% до 140,3 млрд грн. Также предполагается, что на 26,5% возрастут отчисления по импортному НДС, на 28,8% - по акцизному налогу с произведенных в Украине товаров, на 18,8% - с налога на прибыль. Кроме этих основных источников наполнения государственной казны, правительство рассчитывает, что азартные украинцы помогут государственным мужам в нелегком деле выполнения плана поступлений в госбюджет, поскольку платы за лицензии на проведение и организацию азартных игр, букмекерской и лотерейной деятельности запланировано получить не много, не мало аж 1,7 млрд грн. Предлагает правительство заработать также и на любителях драгоценностей, поскольку запланировал собрать рентной платы за добычу янтаря в объеме не менее 1,4 млрд грн.
Относительно расходной части проекта государственного бюджета на 2016 год, то ее сконструировано с учетом продолжения проведения в 2016 году антитеррористической операции на территории Донецкой и Луганской областей, а также дальнейшего подорожания стоимости энергоносителей и тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Поэтому не удивительно, что приоритет в финансировании отдается именно выполнению правоохранительной и оборонной функции государства. Минобороны может получить 47,18 млрд грн, львиная доля средств - 39,39 млрд грн - пойдет на обеспечение деятельности Вооруженных сил и подготовку войск. МВД может рассчитывать на 34,13 млрд грн, при этом Нацгвардия дополнительно получит всего 300 млн грн.
В связи с ожиданием правительством дальнейшего повышения тарифов на энергоносители и «коммуналку», предлагается увеличить расходы на субвенцию из государственного бюджета местным бюджетам на предоставление льгот и жилищных субсидий населению на оплату электроэнергии, природного газа, услуг тепло-, водоснабжения и водоотведения, квартирной платы (содержание домов и сооружений и придомовых территорий), вывоза бытового мусора и жидких нечистот до 43 млрд грн, что почти вдвое больше, чем нынешняя запланированная сумма субсидий в 24,5 млрд грн.
Министерству регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, как распорядителю, средств государственного бюджета на выполнение его функций в целом планируется предусмотреть почти 1,7 млрд грн. Эта откровенно скромная сумма не покрывает и десяти процентов от бюджетных нужд Минрегиона. Поэтому, можно сделать вывод, что развитие жилищно-коммунального хозяйства не является приоритетом для послемайданной власти, так же как и не был для предыдущей.
Из этих денег планируется выделить:
- на обеспечение жильем лиц, которые принимали непосредственное участие в контртеррористической операции и/или в обеспечении ее проведения и потеряли функциональные возможности нижних конечностей почти 64 млн грн.;
- на финансовую поддержку Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству 6,85 млн грн.;
- на удешевление стоимости ипотечных кредитов для обеспечения доступным жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (та самая ипотека от Януковича под 3% годовых) планируют выделить 81 млн грн.;
- на реализацию Государственной целевой экономической программы энергоэффективности на 2010 - 2015 годы в 2016 году предусмотрено выделить 147, 5 млн грн;
- почти 8 млн грн предусмотрено на нужды Государственного агентства по восстановлению Донбасса.
На нужды Государственного фонда регионального развития, в том числе проекты добровольного объединения территориальных общин (децентрализация в действии), предусмотрено 5,3 млрд грн.
Таким образом, из этого варианта распределения государственных средств усматривается, что в следующем 2016 году главной задачей Минрегиона станет воплощение в жизнь проекта «децентрализация». О необходимости других сфер ЖКХ, к примеру водоснабжения и водоотведения, забыли вообще, как будто их не существует.
Вместе с этим, проектом госбюджета на 2016 год предусмотрено сокращение социальных расходов. Дотация из госбюджета для Пенсионного фонда, по сравнению с 2015 годом, сократится на 6,65 млрд грн. Речь, в частности, идет о пенсионном обеспечении лиц, освобожденных с воинской службы, ветеранов войны, шахтеров, медработников, судей, и тому подобное. Все финансирование будет осуществляться «в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров, исходя из наличия ресурсов государственного и местных бюджетов, а также бюджетов фондов общеобязательного государственного соцстрахования».
Также до 31 декабря 2016 года продолжит свое действие норма об ограничении пенсионных выплат работающим пенсионерам. Она будет распространяться на судей, народных депутатов и чиновников. Кроме того, будет ограничен максимальный размер пенсии десятью прожиточными минимумами. На следующий год также будет приостановлено действие законов «Об индексации денежных доходов граждан» и «Об установлении дополнительных гарантий защиты прав граждан, проживающих на территориях проведения АТО». Не смогут получить обновленные должностные оклады в размере не менее 11 минимальных заработных плат и работники прокуратуры, сотрудники Национального антикоррупционного бюро и полисмены, их государство по старой привычке оставляет на «ручном финансировании».
Поэтому, приходится констатировать, что госбюджет на 2016 год снова не является бюджетом развития, скорее он является бюджетом существования и выживания, а для жилищно-коммунального хозяйства вообще - бюджетом уничтожения.
Андрей Осадчий
Знание иностранного языка поможет Вам во многих случаях. Вот, например, Вашему вниманию представлен английский от Пулина. Более детально ознакомиться с предлагаемыми услугами можно на сайте pulin.com.ua. Изучайте и путешествия в страны Вам открыты.