Грязная история про Киев

Экология Киева – одна из наиболее противоречивых и острых тем. Рейтинги различных украинских и международных отечественных организаций дают экологической ситуации в столице неоднозначные оценки.

В прошлом году The Financial Times, основываясь на исследованиях западных учених - Еuropean Green City Index, - признала Киев – самой загрязненной европейской столицей. Тогда как Центральная геофизическая обсерватория Украины поставила Киев по уровню загрязненности воды и атмосферы на 26 место из 53, участвовавших в рейтинге украинских населенных пунктов. По мнению украинских экологов, в ряду экологически небезопасных городов, столицу уверено опережают Одесса, Донецк, Днепродзержинск, Лисичанск, Енакиево. Остановимся на наиболее проблемных экологических состояниях Киева.

Радиоактивный удар

Среднегодовые дозы облучения в десятки раз превышают норму, и это является обычным состоянием для Киева в течение нескольких десятилетий. Последствия аварии на ЧАЭС вызывают беспокойство, но составляют далеко не единственную экологическую угрозу столице. В этом году в столичном бюджете планируют потратить около 5 млн грн на полную очистку территории завода «Радикал». Дело в том, что в процессе производства ртуть оседала на территории завода, где за 37 лет ее накопилось десятки тысяч тонн. Сам завод и прилегающие территории загрязнены, ведь пары ртути накопились в стенах и полу. Специалисты опасаются, что вредный для здоровья жидкий металл может собираться под землей в целые озера и мигрировать с грунтовыми водами в сторону Днепра.
 
Еще одним примером экологических проблем города является комбинат «Радон», который киевляне называют кладбищем атомных отходов. Он расположен в Голосеевском районе столицы, недалеко от Конча-Заспы, и окружен значительной санитарно-защитной зоной. При этом «Радон» всегда представлял реальную угрозу для Киева. Сюда уже полвека свозят радиоактивные отходы не только из столицы, но и из пяти ближайших областей - Житомирской, Черкасской, Черниговской, Хмельницкой и Винницкой. Само хранилище находится в аварийном состоянии и пополняется отходами с предприятий, больниц. Ходят слухи, что несколько лет назад на комбинате произошла авария с повреждением контейнеров с отходами, в результате чего радиоактивный тритий попал в почву. По оценкам экспертов, через 10 лет этот радионуклид с грунтовыми водами может попасть в речку Вита, протекающую неподалеку и впадает в Днепр.
 
Под Киевом ситуация не лучше. В поселке Пирогово находятся радиационные отходы со всей Украины (в том числе и по Чернобылю). В любой момент радиоактивные остатки могут прорвать дамбы, неизбежно приведет к экологической катастрофе. Впрочем, по мнению экспертов, свалки являются не просто столичной, а общеукраинской проблемой. Практически каждое промышленное предприятие в себя на балансе накопители для отходов. Во всем мире уже научились переводить отходы в доходы. Прогрессивные страны отказываются как от свалок, так и от мусоросжигательных заводов, предпочитая переработке мусора. К сожалению, для Украины все это в далекой перспективе.

Питьевая катастрофа

Упомянутые проблемы непосредственно угрожают состоянию основного водного ресурса города - реки Днепр. По данным экологов, Днепр в пределах города относится к III классу, что означает «умеренно загрязненная вода», а иногда и к IV классу - «грязная вода». Загрязнение воды наносит большой вред здоровью жителей города. Повышенная концентрация в воде изотопов углерода, водорода и кислорода ускоряет процесс старения организма, даже ничтожные доли трития угнетают жизнедеятельность человека в целом, а соли алюминия даже в малых дозах вызывают у детей умственную отсталость.
Водопроводные и канализационные сети Киева очень изношены и находятся в плачевном состоянии. Многочисленные проверки показали, что износ основных фондов Днепровской и Деснянской водопроводных станций достигает 60%. На киевских системах водоснабжения до сих пор действуют участки, запущенные в эксплуатацию еще в XIX веке. Некоторые из старых труб не приводились в порядок более 50 лет. 
 
Такое состояние водопроводной системы Киева может привести к техногенной катастрофе - затоплению столицы. Чтобы этого избежать, необходимо немедленно заменить почти четверть городской водопроводной сети. Что касается питьевой воды, то в городской санэпидемстанции утверждают, что она соответствует утвержденным требованиям и нормам. Однако, по мнению некоторых экспертов, о качестве питьевой воды в столице красноречиво свидетельствует неизменно высокий спрос на разнообразные фильтры для воды. В мире есть страны, в которых воду можно пить из-под крана, однако Украине в эти страны попадет еще не скоро.
 
Наболевший вопрос Бортнической станции также актуализируется каждый год. Экологи неустанно предупреждают власть о катастрофических последствиях масштабной аварии на этом едином аккумуляторе всех нечистот и промышленных отходов Киева. Только за 2011 год на ней произошло 16 поломок. А в январе 2012 года произошла масштабная авария – провал грунта диаметром 10 на 10 метров.

Нечем дышать

Кроме чистой воды, одной из главных потребностей человеческого существования является чистый воздух. Основной загрязнитель столичного воздуха - автомобильный транспорт, объемы выбросов которого увеличиваются с каждым годом и дающий 83% всех вредных выбросов в атмосферу. Общий уровень загрязнения воздуха в Киеве выше среднего по Украине и оценивается специалистами как высокий. В воздухе более двух десятков различных вредных примесей: диоксид серы, оксид углерода, формальдегид и обычная пыль. Большое количество автомобилей работает на бензине, в который добавляются сильные канцерогены. Выхлопные газы автомобилей особенно опасны для здоровья, так как их выброс осуществляется непосредственно в зону дыхания людей - у зоны активного пешеходного движения. По данным специалистов Центральной геофизической обсерватории, высокая концентрация диоксида азота в воздухе Киева, вдвое превышает норму, летом может увеличиваться в пять-шесть раз. При этом около 80% машин эксплуатируются более восьми лет, поэтому не имеют специальных устройств для нейтрализации вредных веществ.
 
Через вечную проблему мегаполисов - загазованность города транспортом - страдают и зеленые насаждения. Кроме того, во время гололеда и холодных зим используются чрезвычайно вредны для деревьев смеси. Согласно данным Министерства экологии и природных ресурсов Украины, 70% деревьев в Киеве «болеют». Только за последние годы более 25 видов редких растений, которые растут в столице, внесенные в Красную книгу Украины. Это свидетельствует о неблагоприятной экологии, поскольку дерево первым реагирует на состояние окружающей среды.

Областной масштаб

Экологическая ситуация в Киевской области является напряженной. Об этом сообщает Государственное управление экологии и природных ресурсов в Киевской области. Среди факторов экологической опасности в области - неудовлетворительное состояние части водопроводно-канализационных сетей, несанкционированное размещение отходов, часто неудовлетворительное состояние полигонов по захоронению отходов, отсутствие на многих объектах ливневой канализации, систем замкнутого водопользования, пылегазоочистительного оборудования. Основное напряжение в Киевской области создают экологически опасные объекты общегосударственного значения - полигон твердых бытовых отходов номер 5 ОАО «Киевспецтранс» и Трипольская ТЭС.
 
Полигон продолжает оставаться объектом потенциальной угрозы загрязнением подземных вод фильтратом. Трипольская ТЭС - основной загрязнитель атмосферного воздуха, кроме того, здесь происходит накопление золошлаковых отходов станции. В Киевской области остается нерешенной проблема ликвидации техногенного загрязнения авиационным керосином территории в районе города Узин и, в связи с этим, обеспечение качественной питьевой водой жителей 22-х населенных пунктов трех районов: Белоцерковского, Рокитнянского, Кагарлыкского, а также города Узин.
 
Усиливают напряжение такие проблемы, как отсутствие канализационных очистительных сооружений в 10-ти населенных пунктах и несоответствие мощностей на существующих сооружениях фактическим потребностям. Ухудшает экологическое состояние региона и наличие непригодных и запрещенных к использованию пестицидов и других агрохимикатов. Остаются проблемными вопросы обезвреживания гальванических отходов, отработанных растворителей, красок и других отходов химического производства, которые хранятся на предприятиях.
 Столь же популярные Одесское и Житомирское направления «страдают» от активно действующего аэропорта «Киев» («У.К.» - ранее - «Жуляны»). Его перспективное развитие приведет к еще большему загрязнению Киево-Святошинского района, вплотную примыкающего к юго-западной части столицы.
 
Пригороды Киева, расположенные в Киево-Святошинском районе, испытывают нагрузку от промышленных предприятий Вишневого и полигона твердых бытовых отходов у села Крюковщина. Среди экологически благополучных населенных пунктов в этом районе можно выделить Боярку и села за ней.
 
В Гостомельском (Варшавском) и Вышгородском направлениях, по словам специалистов, часто встречаются радиоактивные участки, также наблюдается загрязнение природных компонентов внешними источниками.
 
Вышгородское и Ирпенское направления, привлекательные благодаря красивым природным ландшафтам, считаются среди покупателей загородной недвижимости территориями с повышенным уровнем радиации из-за близости к Чернобылю. По словам экологов, радиационная обстановка этих районов в норме, за исключением отдельных участков, где из-за внешнего воздействия могут случаться отклонения от нормы.
 
В Броварском районе состояние здоровья жителей могут ухудшить шламонакопители киевских заводов и предприятий по переработке отходов, не отвечающие требованиям экологической безопасности.
 
В свою очередь, Бориспольское направление «славится» такими загрязнителями воздуха, как международный аэропорт «Борисполь», мусоросжигательный завод «Энергия» и Бортническая станция аэрации.
 
Загородные участки, расположенные за Троещиной, также попадают в зону экологического риска благодаря ТЭЦ-6, занимающей второе место среди источников загрязнения в Киеве после ТЭЦ-5. 

Отходы «душат» столицу

На каждого жителя столицы приходится по 600 кг отходов твердых бытовых отходов (ТВБ) в год и большинство из них просто складируются на свалках, тесным кольцом окружающих город. Одним из таких хранилищ мусора является и полигон №5 возле села Подгорцы Обуховского района. Киевские отбросы копятся тут с 1986 года, за это время площадь свалки уже увеличивалась несколько раз и неумолимо приближается к прилегающим населенным пунктам.
 
Еще в 2007-ом году деятельность полигона была приостановлена решением инспектора по охране окружающей среды. Проведенные проверки выявили многочисленные нарушения природоохранного законодательства: отходы сбрасывались на полигоне без учета и разрешений, без соответствующих документов тут строилась станция по выпариванию фильтрата. Столичные власти пообещали тогда разобраться в ситуации и исправить ее.
 
К концу 2008-го муниципальное издание «Хрещатик» опубликовало сообщение о том, что на полигоне будет проведена реконструкция, после которой его можно будет использовать в течении еще семи лет. 
 
Впрочем, на протяжении следующих лет работа злополучного полигона приостанавливалась еще несколько раз соответствующими инстанциями, но спустя непродолжительные периоды времени, снова продолжалась. В 2011 году Государственная экологическая инспекция Киевской области обнаружила на полигоне превышение допустимого уровня загрязненности марганцем, магнием, хлоридами и нитратами. Было также отмечено, что закупленные при реконструкции дорогостоящая установка термической обработки и лаборатория по контролю над очисткой фильтрата не работают. В нынешнем году Киевская ОДА создала комиссию по изучению вопросов соблюдения технологии захоронения ТБО на полигоне №5, которая обнаружила отсутствие необходимых разрешающих документов на осуществление деятельности, которой занимался полигон и несоблюдение технологии, притом, что отходы продолжали туда подвозить и складировать.
 
И снова было принято решение о реконструкции, переоснащении и расширении полигона, о сооружении там новейшего перерабатывающего комплекса и планах использовать тепло, продуцируемое мусором. Но несмотря на очередные обещания властей, колонны грузовиков продолжают везти через Подгорцы тонны отходов жизнедеятельности Киева, разрушая надежды местного населения в обозримом будущем вдыхать свежий воздух полной грудью.

Любой участок определяется забором. Для этого используются различные материалы. Вот, например, Вашему вниманию представлен секционный забор. Более детально ознакомиться с разнообразием ассортимента, а также характеристикой данного товара, можно на сайте zsk.kiev.ua.

 
Комментарии (0)