Об этом в комментарии сказал независимый эксперт в области энергетики Вячеслав Княжницкий.
Строительство LNG-терминала рассматривается как одна из мер по сокращению потребления российского газа. В марте по поручению Президента Украины Национальный проект «LNG-терминал» был расширен до Национального проекта «LNG-Украина», который включает не только строительство терминала, но и стратегию альтернативных источников поставок газа в Украину.
«Мы должны заключить контракты с поставщиками сжиженного газа и таким образом будем иметь его здесь у нас. Рентабельность терминала зависит только от того, какими будут объемы газа: чем больше они, тем дешевле он будет. Затем газ будет в нем разрежаться и сбрасываться в трубу в систему нашей ГТС. То есть, это прямая альтернатива тому, что мы получаем из России.
Читайте также: Газовая отрасль расстается с монополией
Если произойдет диверсификация, то все же иногда нужно идти на такие расходы, которые покрывают политические риски. И именно в этом смысле я рассматриваю возможность принятия и создания на территории Украины терминала для сжиженного газа. Это надо делать так же, как надо делать диверсификацию, и принимать газ через одну из немецких компаний и через Словакию поставлять его в Украину. Надо делать все возможное. И те затраты, которые с этим связаны, полностью компенсируют политические риски и придадут той силы, которую нужно использовать в переговорах. Вопрос в другом - если бы вся команда хотела этого. Вообще сам факт строительства терминала - положительный. Но если он повлечет за собой расходы, направленные на интересы определенных кругов - это очень плохо, но главное - какова будет его стоимость, если он будет разрежаться и сбрасываться в трубу. Если газ сможет покупать любой свободный трейдер, а не тот, который определен Минтопэнерго, тогда это будет реальная диверсификация. А если ситуация, при которой кто-то будет определять кому и как дать газ, то это будут просто удовлетворяться чьи-то интересы», - отметил Вячеслав Княжницкий.
Вместе с тем неизвестно, в каких именно странах и по какой цене будут закупать газ для терминала. «Разве наше Минтопэнерго ведет нормальную публичную дискуссию с обществом? Даже когда они заключают контракты, мы не знаем деталей, нас не информируют об этом», - добавил Вячеслав Княжницкий.
Читайте также: Монополия гарантирует газ
Напомним, недавно Кабмин принял ТЭО строительства терминала.
«Кабмин без замечаний принял проект технико-экономического обоснования национального проекта LNG-терминал. Утверждены все экономические показатели, утвердили кадендарний план-график и организационную модель. Проект будет реализовываться за инвестиционные средства, а доля государства составит 25%. Стоимость основоной части проекта составляет 846 млн евро», - сказал председатель Нацагентства по инновациям и инветиционным проектам Владислав Каськив.
За материалами УНН