ГлавнаяПубликацииТеплоэнергетикаГазовая отрасль расстается с монополией

Газовая отрасль расстается с монополией

Либерализация газового рынка означает, что монополия НАК «Нафтогаз- Украины» должна быть разрушена.

Решение реформировать газовую отрасль определяется как внутренними законами, так и теми обязательствами, которые взяла на себя Украина в Европе. В частности, процесс присоединения к Европейскому энергетическому сообществу обязал Украину принять изменения в закон «О трубопроводном транспорте» в апреле этого года, а также ранее в июле принять закон «Об основах функционирования рынка природного газа». Все это должно привести к либерализации газового рынка. А это значит, что монополия НАК «Нафтогаз Украины» на рынке должна быть разрушена.

Либерализация отрасли призвана привлечь инвесторов на газовый рынок, в частности, в газодобыче, распределении, продаже и транспортировке газа. В связи с этим существуют определенные требования к компаниям, работающим в ЕС. В частности, должен быть гарантирован доступ всех субъектов хозяйствования в добычу, транспортировку, распределение и продажа газа. Поэтому все официальные действия Украины направлены на то, чтобы обеспечить равный доступ всех участников отрасли к объектам рынка.

В том, большую долю в структуре потребления природного газа занимают предприятия теплокоммунэнерго. По данным НАК «Нафтогаз», согласно распоряжению правительства № 431-р, на 2012 год потребление газа для предприятий теплоэнергетики закреплено на уровне 8,2 млрд куб. м. Для сравнения, в том же распоряжении для населения определены 17,1 млрд. куб. м., для промышленности - 23,6 млрд куб. м.

Читайте также: Монополия гарантирует газ

Согласно принятых парламентом законопроектов, крупным предприятиям, а также предприятиям теплоэнергетики газ будет поставлять напрямую НАК «Нафтогаз». Ранее же, как правило, предприятия теплоэнергетики получали газ от облгазов. Этот механизм работы не является чем-то новым для теплокоммунэнерго, так и ранее некоторые из них работали напрямую с монополистом. Однако эксперты отмечают, что такие изменения не приведут к улучшению. «Говорить об увеличении эффективности работы не приходится, тем более что эти предприятия являются хроническими должниками как перед облгазами, так и перед НАК. В таких условиях изменением лишь одного порядка перечисления средств проблему не решить. Необходимо искать источники финансирования и инвестиций в сферу тепловой энергетики и восстанавливать предприятия. Сейчас их деятельность не соответствует требованиям потребителей», - отмечает заместитель директора научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев. По мнению специалистов, вместе с кратным увеличением инвестиций, необходим жесткий контроль над всей отраслью. Многие ТКЭ работают «под крышей» органов местного управления. Соответственно, никто не хочет самостоятельно отказываться от довольно крупной и неподконтрольной никому кормушки.

Однако ближайшие месяцы, изменения никак не отразятся на работе предприятий, в частности, ТКЭ. Потому что для введения в действие принятых механизмов необходимо не только принятие соответствующих законодательных актов, но и наработки практики внедрения и применения этих законов на украинском рынке. «Пока процесс появления конкурентной среды идет очень медленно. Столь прибыльный рынок как газовый, несмотря на все заявления его участников, сообщают об убыточности, реформировать быстро невозможно. До тех пор, пока на рынке не налажен полный учет и контроль, пока не приведены в соответствие с рекомендациями международных организаций тарифы на газ, то на этом рынке возможны масштабные злоупотребления. И потому монополисты этого рынка будут отодвигать сроки реформирования всеми силами», - отмечает Геннадий Рябцев.

Читайте также: Тарифная игра украинских коммунальщиков

И даже смены собственника, т.е. приватизация облгазов ситуацию радикально не изменит. Эксперты отмечают, что независимо от формы собственности, эффективно работающих облгазов сейчас практически не существует. Также процесс сдерживает то, что пока государственным приоритетом является наполнение бюджета, что является причиной запланированного распродажи достаточно большого количества предприятий по распределению газа. При этом о каких-то действиях по контролю их будущей работы речь не идет. «Такая позиция не является государственной. Прежде чем продавать предприятия, государству необходимо было подумать о том, каким образом необходимо контролировать их деятельность, и каким образом заставлять новых собственников вкладывать деньги в модернизацию соответствующих систем», - подчеркивают в НТЦ «Психея».

Кроме того, в концентрации активов ничего страшного нет, главное чтобы компании, которые покупают эти активы были достаточно прозрачны для контроля со стороны антимонопольного комитета и других контролирующих структур. Если это условие будет соблюдаться, то никакой опасности для государства в приватизации облгазов компанией СКМ или Group DF, или какими-то другими компаниями, которые работают на этом рынке, даже иностранными, например группой Вексельберга или кем-то другим.

Однако, специалисты отмечают, что если компании облгазов будут приобретаться оффшорными структурами, которые связаны с материнскими компаниями через неформальные отношения. Если это не позволяет Антимонопольному комитету установить надзор между этими структурами, то в таком случае возникает опасность как для потребителя, так и для Украины в целом.

Читайте также: «Газпром» нацелился на украинские облгазы?

Согласно постановлению Кабмина № 1082, на энергетическом рынке страны действует механизм расчетов с газовыми монополистами через спецсчета. Они предусматривают гарантированные поступления от предприятий теплоэнергетики к «Нафтогазу». При экономически необоснованного тарифа, предприятия теплоэнергетики являются убыточными. Как правило, тариф не покрывает полностью расходы на теплоснабжение. В условиях спецсчетов, НАК обязательно получает свои средства, а лишь остальное идет на погашение расходов предприятий теплоэнергетики.

По мнению экспертов, к экономически обоснованным тарифам Украине еще достаточно далеко. Потому что низкие цены на газ активно используются политиками как аргумент, подтверждающий социальную направленность их действий. За кулисами низких тарифов для конечного потребителя стоят компании, которые потребляют газ за счет домохозяйств. Эта проблема может быть решена, если будет принято решение о поэтапном переходе на экономически обоснованный, прозрачный, понятный для потребителя тарифы. При этом, должна быть создана система защиты малообеспеченных слоев населения, которые не смогут платить такие деньги. Очевидно, что такая система должна быть адресной и монетизированы. Пока в Украине остается огромное количество льготников на всех уровнях. И до тех пор пока эти льготники получают топливо в 3-5 раз дешевле чем другие потребители, то у нас будет действовать система далека от социальной справедливости, несмотря на все заявления правительства.

 
Комментарии (0)