ГлавнаяПубликацииГазоснабжениеГазовому рынку обещают экономическую свободу

Газовому рынку обещают экономическую свободу

В Украине начался масштабный передел газовой отрасли по европейской схеме, результатом которого должно стать либерализация рынка газа. Первым шагом стала демонополизация НАК «Нафтогаз-Украины»

В газовом секторе энергетики уже давно назрела ситуация, при которой существующая модель газового рынка перестала устраивать как государство, так и ведущих игроков. В результате в Украине начался масштабный передел газовой отрасли по европейской схеме, результатом которого должна стать либерализация рынка газа. Основные принципы реформы прописаны в законе, который парламент принял по инициативе Кабинета Министров. Целью документа является разгосударствление региональных газораспределительных компаний. Несколько дней назад правительство обнародовало свое решение, согласно которому НАК «Нафтогаз-Украины» лишается монополии на растаможивание и торговлю импортным природным газом.  Теперь зарубежным газом смогут торговать не только НАК и химические предприятия, но и любая компания, владеющая соответствующей лицензией. В число таких компаний входят облгазы и незначительное количество газотрейдеров.

Читайте также: Приватизация теплоэнергетики: без права на ошибку

Отметим, что инфраструктурно Украина была подготовлена к реформе газового рынка. К слову, например, в Германии, начавшей этот процесс около 15 лет назад, функционировало 17 компаний, которые занимались транспортом газа по магистральным трубопроводам, и 736 газораспределительных компаний. В Украине магистральные газопроводы находятся в управлении «Укртрансгаза», а региональные газораспределительные сети управляются 54 облгазами — ОАО по газификации и газоснабжению. То есть фактически функции транспортировки и распределения газа в Украине разделены. Тем не менее основы реформирования рынка заложил закон «О принципах функционирования рынка природного газа», который был принят в 2010 году. Этот документ законодательно определил разделение деятельности по добыче, распределению, поставке и продаже газа, что соответствует требованиям Второго энергопакета ЕС.

Серьезным шагом по реализации реформы стало принятие правительством в 2012 году постановления, которое закрепило за НАК «Нафтогаз Украины» статус гарантированного поставщика для промышленности и предприятий теплокоммунальной энергетики (ТКЭ). Таким образом, государство посредством «Нафтогаза» взяло на себя функцию решения проблем с наиболее проблемными и чувствительными категориями потребителей, которые продолжают увеличивать долги за газ. Облгазы получили статус гарантированных поставщиков для населения и мелких промышленных потребителей. Они же уполномочены формировать балансы газа на региональном, территориальном уровнях. Когда к 2015 году закончится действие последних лицензий на поставку газа по регулируемому тарифу, выданных Национальной комиссией регулирования электроэнергетики (НКРЭ) другим хозяйствующим субъектам, исключительно облгазы будут обеспечивать газоснабжение бытовых и мелких промышленных потребителей на территориях своей деятельности. Поставки газа промышленным потребителям будут осуществляться трейдерами, реализующими топливо по нерегулируемому тарифу. Таким образом, к 2016 году украинский рынок газа будет готов к переходу на европейские рельсы.

Читайте также: Газовая отрасль расстается с монополией

В рамках реформирования газового рынка в начале 2012 года было также принято постановление НКРЭ о поэтапном предоставлении статуса квалифицированных потребителей. Согласно этому документу нацкомиссия предоставила возможность потребителям самостоятельно выбирать поставщика газа. В частности, промышленные предприятия получили такое право с 1 марта 2012 года. Именно последние в полной мере могут ощутить преимущества реформирования газового рынка: конкуренция между независимыми поставщиками возрастает, и промышленники получают возможность контрактовать ресурс у трейдеров со значительными скидками от предельной цены.

За последние годы промышленные холдинги существенно сократили свою зависимость от государственного «Нафтогаза» в вопросе ресурсного обеспечения.

Между тем крупнейшие промышленные потребители природного газа —химические предприятия (годовой объем потребления около 8 млрд. кубометров) — получают газ от структур Ostchem Group Дмитрия Фирташа. Последняя импортирует газ у дочерних компаний «Газпрома», зачастую получая ресурс дешевле, чем государственный «Нафтогаз Украины».

Практически все крупные игроки металлургического рынка уже имеют лицензии НКРЭ на поставку газа по нерегулируемому тарифу для собственных нужд. Металлургия является второй по объемам потребления газа отраслью —  5,2 млрд. кубометров по итогам 2011 года.

Важным элементом реформирования газового рынка стала приватизация региональных газораспределительных компаний с последующим разделением их функций. Накануне приватизации госпакетов акций облгазов о своих намерениях заявил Дмитрий Фирташ. Именно его компании стали основными покупателями всех акций, которые на сегодняшний день проданы Фондом госимущества. Работающие на регулируемом государством рынке облгазы пока не принято считать прибыльными активами. В настоящее время они декларируют доходность работы не выше 1% от стоимости природного газа. И постоянно жалуются, что действующие тарифы на их услуги на фоне продолжающегося роста цены на газ и продукцию, необходимую для обеспечения газопоставок, не компенсируют затраты на операционную деятельность.

Принятое решение о демонополизации роли НАК «Нафтогаза» при закупке импортного газа будет способствовать либерализации рынка, с учетом того, что в ближайшее время могут появиться отличные от «Газпрома» поставщики топлива в страну. Так, после вмешательства Еврокомиссии Словакия согласилась предоставить свою ГТС для прокачки топлива из Европы, несмотря на угрозы со стороны российского газотрейдера снизить объем транзита. 

 
Комментарии (0)