ГлавнаяПубликацииТеплоэнергетика Приватизация теплоэнергетики: без права на ошибку

Приватизация теплоэнергетики: без права на ошибку

Передача теплогенерирующих и теплоснабжающих предприятий в частные руки с одной стороны будет способствовать притоку инвестиций в отрасль, с другой – грозит государству утратой контроля над активами.

Приватизация сектора коммунальной теплоэнергетики должна поставить точку в вопросе реформирования отрасли. Передача теплогенерирующих и теплоснабжающих предприятий в частные руки с одной стороны будет способствовать притоку инвестиций в отрасль, с другой – грозит государству утратой контроля над активами. 

По словам Министра регионального развития, строительства и ЖКХ Анатолия Близнюка, потребности отрасли ЖКХ оцениваются в 700 млрд грн, что в десятки раз превышает возможности госбюджета. В частности, бюджетный запрос ведомства на текущий год составил 20 млрд грн, или 2,9% от общей потребности, из которых было выделено всего 6,44 млрд грн (32% от запрашиваемой суммы). Вместе с тем, из предусмотренных на первое полугодие 1,5 млрд грн профинансировано менее 0,3 млрд грн, при этом из десяти бюджетных программ четыре не финансировалось вообще. 

Впрочем, на 2013 год Минрегион предлагает увеличить бюджетный запрос до 41 млрд грн. Становится очевидным, что финансирование реформы отрасли из госбюджета, в том числе программ по модернизации коммунальной теплоэнергетики – неподъемная финансовая нагрузка. При этом рассчитывать на решение проблем отрасли за счет средств международных финансовых институтов также не приходится - продвигаемое Всемирным Банком и ЕБРР финансирование отдельных проектов по модернизации на условиях кредитования кардинально не влияет на финансово-экономическое состояние отрасли в целом. Высокая стоимость таких проектов и длительные сроки их окупаемости делают отрасль непривлекательной и для украинских банков. А неэффективные механизмы тарифного регулирования, низкая платежная дисциплина потребителей и динамика роста цен на энергоносители ставят сектор коммунальной энергетики на грань выживания. Стратегические инвесторы, готовые вложить средства в теплоснабжение отнюдь не баловали отрасль вниманием – до последнего времени… 

Читайте также: Коммунальная сфера становится бизнесом

Начиная с весны 2011 года, события, происходящие в секторе коммунальной теплоэнергетики, становятся одними из наиболее актуальных в масштабах всей страны. Реструктуризация НАК «Нафтогаз Украины», приватизация ТЭЦ, а в перспективе и ТКЭ, заявления о переводе теплоэнергетических предприятий с газа на уголь, госгарантии под китайский кредит на сумму почти $4 млрд для внедрения газозамещающих технологий – лишь основные инициативы правительства по реформированию отрасли. 

Особые обстоятельства, в которых приходится действовать Украине, обусловлены не только желанием снизить зависимость от поставок российского газа или стремлением передать в частные руки убыточные предприятия, но и кризисной обстановкой, сложившейся вокруг отрасли. В ситуации, когда переговоры по газу с Россией, и с МВФ – по вопросу повышения тарифов зашли в тупик, правительство вынуждено искать партнеров в лице национальных ФПГ. Передача ТЭЦ в частные руки на условиях аренды – известная в Украине практика, но эффективность подобных схем с точки зрения привлечения инвестиций довольно низкая. Нынешний этап реформы ЖКХ предусматривает два основных подхода к модернизации ТЭЦ: приватизация и концессия. 

Читайте также: ТРУБный зов

Первым значительным опытом концессии в коммунальной теплоэнергетике стало соглашение по ГП «ТЭЦ-2 «Эсхар», внесеннае, согласно постановлению КМУ №1060, в перечень объектов, которые могут передаваться в концессию. В апреле 2012 года договор концессионный договор по ТЭЦ «Эсхар» был заключен. Единственным участником конкурса стала киевская «ДВ нефтегазодобывающая компания» (учредитель – британская «DV Corporation Ltd.». По данным участников рынка, собственников компанию связывают с группой Дмитрия Фирташа). Любопытны финансовые детали сделки: «рыночная стоимость» ТЭЦ-2 «Эсхар», при годовом объеме реализации 372 млн грн, оценена в 54 млн грн (что меньше дебиторской задолженности ТЭЦ – 55 млн грн), а сумма инвестиционных обязательств концессионера на 2012-2015 годы - 52 млн грн.  Согласно правительственному постановлению №713, до конца 2012 года в частные руки перейдут еще четыре ТЭЦ. В ближайшее время ФГИУ выставит на продажу 100% акций Днепродзержинской, Херсонской, Одесской и Харьковской ТЭЦ-5. Общая стоимость пакетов акций предприятий - 395 млн грн. Опыт проведения конкурсов в энергетике подсказывает, что цена продажи превысит стартовую не более чем на 10%. 

По аналогии с ТЭЦ «Эсхар» можно ожидать от покупателя вложений порядка $15-20 млн в год. Но эта сумма – капля в море существующих потребностей. Модернизация Харьковской ТЭЦ-5 требует около $200 млн, а в три других предприятия необходимо вложить минимум, по $50 млн. Готовы ли украинские ФПГ инвестировать такой капитал в ЖКХ, а если нет – в чем состоит привлекательность ТЭЦ для бизнеса? 

Читайте также: Реформа ЖКХ - неутешительное будущее

Главным движущим мотивом для ФПГ, действующих в теплоэнергетике, кроме очевидного преимущества – гарантированного сбыта угля, является когенерация. Ведь кроме теплоснабжения, теплоэлектроцентрали также вырабатывают электроэнергию. К примеру, приобретение четырех ТЭЦ холдингом ДТЭК (группа СКМ), увеличит генерирующие мощности компании на 40%. С учетом неизбежного повышения тарифов на электроэнергию, эти инвестиции окупятся в самое ближайшее время. 

Когенерация электроэнергии на ТЭЦ

ДТЭК («Востокэнерго», «Днепроэнерго», «Киевэнерго» и «Западэнерго»)

1820 МВт

Харьковская ТЭЦ-5

540 МВт

Херсонская

80 МВт

Одесская

68 МВт

Днепродзержинская

60 МВт

Итого:

2568 МВт

При этом вопрос о том, насколько значимыми для частного владельца будут интересы потребителей тепла остается открытым. Анализ структуры реализованной продукции ТЭЦ показывает: бороться за экономию тепловой энергии производитель не станет. 

Структура реализованной продукции ТЭЦ в 2011 г., (млн грн)

 

 Электроэнерги

Тепловая энергия

ДТЭК (ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6 «Киевэнерго»)

794 (73%)

299 (27%)

Харьковская ТЭЦ-5

1528 (88%)

193 (12%)

ТЭЦ-2 «ЭСХАР»

367 (99%)

3,6 (1%)

Удельный вес теплогенерации в объеме продукции прочих ТЭЦ примерно тот же – от 5 до 10%. Рассчитывать на интерес инвестора к повышению общей энергоэффективности отрасли не приходится, тем более что на ТЭЦ приходится 10-15% потерь. Остальное – теплосети (15-20%) и потребители (до 40%). 

Читайте также: Девять кругов ада потенциального концессионера

Таким образом, условия, на которых будет строиться партнерство частных инвесторов и государства только формируются. Эксперты оценивают теплоэнергетику как отрасль с высоким инвестиционным потенциалом, но в то же время, существуют серьезные барьеры для частных инвестиций. К рискам, снижающим привлекательность коммунальной энергетики можно отнести: 

Политические и правовые. Реформистские усилия зависят от внешнеполитической обстановки, а вопросы экономического обоснования тарифов тесно связаны с выборами, что снижает темпы изменений, делает их компромиссными. Приватизация в теплоэнергетике проводится отдельными решениями правительства, реформа не встречает поддержки политических партий и понимания в обществе, что не гарантирует ее необратимости. 

Финансово-экономические. Долгосрочное инвестиционное планирование в отрасли осложнено отсутствием инвентаризации активов ТЭЦ и ТКЭ. Сложность оценки активов теплогенерирующих и теплоснабжающих предприятий связана с тем, что износ их основных фондов составляет более 90%. При этом рыночная стоимость убыточных, а значит, не имеющих выхода на финансовые рынки, коммунальных предприятий, определена быть не может.  Партнерство с ФПГ, способными провести техническое обновление крупных ТЭЦ, в перспективе может стать барьером на пути реформ. Заняв наиболее прибыльные ниши, энергокомпании вряд ли будут заинтересованы вкладывать в теплоэнергетику, а также теплосети, для которых сроки окупаемости – дольше, а норма прибыли – ниже. При этом в Украине не создано действенных стимулов для привлечения других, в т.ч. иностранных, инвесторов. 

Рыночные и технологические. Рынок коммунальных услуг не может функционировать без отказа от убыточных для отрасли, дотируемых государством тарифов. В то же время, необходимо повышение уровня энергоэффективности, поскольку колебания спроса при отсутствии гарантий минимального уровня закупок (для производителя) и качества услуг (для потребителей) делают долгосрочные вложения в теплоэнергетику рисковыми. Внедрение новых технологий, увеличивающих эффективность ТЭЦ, проблему в целом не решает – без комплексной энергосберегающей программы отрасль останется дотационной. Не получая прибыли от роста стоимости активов в убыточной отрасли, инвесторы не будут заинтересованы в дальнейших капиталовложениях. 

Читайте также: Государство и бизнес в ЖКХ: игра без правил

Оценивая перспективы участия частного капитала в коммунальной энергетике, стоит также обратить внимание на проблему инвестиционной стратегии. Очевидно, что выбор между приватизацией и концессией нуждается в четком обосновании. Продавать активы, передавать их в долгосрочное управление, или же оставлять в руках госмонополий? Определение четких критериев, условий и гарантий позволит выявить проблемные зоны, точнее просчитать риски и сконцентрировать усилия партнеров на тех направлениях, которые обеспечат достижение максимального экономического эффекта на взаимовыгодных условиях.

 
Комментарии (0)