ГлавнаяПубликацииФинансирование ЖКХИгра в дерибан: типичные схемы мошеннических тендеров в ЖКХ

Игра в дерибан: типичные схемы мошеннических тендеров в ЖКХ

Одно из чувствительных к коррупции мест в отраслях ТЭК и ЖКХ - закупки по завышенным ценам на предприятиях. Речь идет о естественных монополиях или субъектах предпринимательства, которые работают на рынке, смежном с монопольным.

Кто в этом заинтересован и кому это нужно

Закупки по завышенным ценам – это способ «вымывания» средств из предприятий в пользу заинтересованных лиц и механизм искусственного банкротства предприятий государственной и коммунальной формы собственности (чтобы потом приватизировать их за бесценок). Кроме того, это возможность увеличивать/«раздувать» затратную часть, а значит – себестоимость производства и поставки энергоресурсов и коммунальных услуг. В свою очередь, это приводит к неправомерному (не путать с экономическими факторами) рост тарифов для населения или же накопление так называемой «разницы в тарифах» (обязательства покрыть «дыру» за счет бюджета). Менеджмент компаний в угоду группам олигархов «выводит» в частные карманы миллиарды гривен, обескровливая дотационную энергетику и жилищно-коммунальное хозяйство.
 
На наш взгляд, именно это сейчас происходит с четырьмя ТЭЦ, которые выставлены на приватизацию: Одесской, Николаевской, Херсонской и Днепродзержинской. 
 
Стоит отметить, что согласно Вестнику государственных закупок, в 2014 году эти предприятия не провели ни одного тендера, а общая их задолженность за товары и услуги по состоянию на декабрь 2014 года составляла 1,083 млрд грн.

Как на практике проводятся «подставные» тендеры

В регуляторных актах неплохо прописана процедура проведения тендера, поэтому для «размывания» денег существуют схемы, четкое соблюдение которых дает возможность переводить государственные деньги на частные счета без нарушения процедур закупок и в соответствии с действующим законодательством.
 
Рассмотрим общие типичные коррупционные схемы проведенных тендеров, которые осуществили закупку по завышенным в несколько раз ценам по сравнению с рыночными.
 
СХЕМА НОМЕР ОДИН
 
Самый простой способ – это провести закупку в форс-мажорной ситуации во время возникновения аварии (например, это может быть угроза значительных перебоев электроснабжения крупных городов). При таких условиях можно сделать закупку, даже когда существует единственное предложение при любой цене без соблюдения тендерной процедуры.
 
 
Завысить цену, перечислить средства на нужный счет – и схема номер один сработала. Однако на практике ее незаметно реализовать можно далеко не всегда.
 
СХЕМА НОМЕР ДВА
 
Сложнее, но гораздо более распространенная. В тендере должны учитываться исключительно заявки «своих» – компании, которые предварительно договорились участвовать в коррупционной схеме. За это условно соответствует тендерная комиссия. 
 
Согласно требованиям к проведению тендера, достаточно учесть ценовые предложения от трех компаний: будущего победителя, который предложит лучшую цену, но в два-три раза выше рыночной, и двух участников, которых можно назвать «техническими кандидатами». 
 
При этом единственная функция «технических кандидатов» – это подать цену выше той, которую предлагает «победитель». 
 
Тем временем, победитель закладывает в цену 100-200% прибыли, при чем может даже не предоставлять товар или услугу. Достаточно перевести деньги в наличные и нанять субподрядчика для исполнения договора по рыночной цене. И схема номер два сработала.
 
 
СХЕМА НОМЕР ТРИ
 
Значительно сложнее «вывести» деньги, когда на тендер подаются компании без предварительной договоренности, далее будем называть их «чужие». «Чужие» предоставляют рыночные ценовые предложения на товары или услуги, поэтому работа с ними требует особого внимания.
 
Существует несколько стандартных сценариев:
▪ втянуть «чужих» в коррупционную схему;
▪ отказать «чужим» в участии;
▪ исключить «чужих» из тендера;
▪ признать тендер несостоявшимся;
▪ в худшем случае – наказать «чужих», не заплатив средства, чтобы не мешали в будущем.
 
Вариант 1.
 
Сначала «чужом» предлагают увеличить цену, выиграть тендер и занести «откат» «нужным» людям.
 
 
Неофициально говорят, что некоторые подрядчики соглашались, пока суммы «откатов» были 10-30%. «Мы – не компания по выводу наличности», – повторяли свой ответ на такое предложение наши собеседники, когда у них заказывали 50-70% «отката» от общей суммы.
 
Вариант 2.
 
Организаторы могут предложить «чужим» быть субподрядчиками, получить заказ уже от победителя тендера по рыночной цене, и не ломать существующую схему.
 
Вариант 3.
 
Чтобы исключить «чужих» из тендера и не учитывать предложений по рыночным ценам:
▪ в тендере прописывается условия к товару или услуге исключительно «под одну компанию»; 
▪ требуются дополнительные негосударственные сертификаты;
▪ прописываются неоправданные дополнительные требования к тендеру, которые сужают или исключают формирование конкурентной среды;
▪ если все же появляется рыночное предложение на тендере, несмотря на все особенности проведения коррупционной схемы, которая делает максимально непривлекательными условия участия компаний с рыночными ценами, – ее можно не учесть по формальной причине. Например, это недостаточность определенного документа на образец оригинала выписки из ЕГР.
 
Кроме того, уже в процессе проведения тендера можно изменить требования к тендерной документации.
 
Вариант 4.
 
Если же заявка «чужих» отвечает всем требованиям тендера и нет формальных причин ее не учитывать, тендер признается несостоявшимся, и коррупционную схему можно внедрить со второй попытки.
 
Вариант 5.
 
Если же заявка «чужих» выигрывает и нет возможности отменить тендер, в договоре можно предусмотреть специфические условия, по которым за полученный товар или услугу оплату можно не производить в случае, если победитель тендера тот, кто не договорился об «откате». 

Признаки потенциально коррупционной тендерной закупки.

Что нужно проверить на этапе объявленного тендера:
 
1. Объединение разных позиций в один лот (возможно под одного участника, как следствие, ослабляет или исключает конкуренцию).
2. Прописание в тендере товара определенного производителя.
3. Прописание к товару дополнительных услуг.
4. Прописание негосударственной сертификации. 
 
После процедуры раскрытия нужно проверить следующее:
 
1. Наиболее информативным является сравнение стоимости единицы товара по рыночной цене.
2. Проверить, были ли заявки, цены которых не зачлись, и промониторить причину.
3. Проверить победителя, как часто выигрывал тендеры и какова общая сумма средств, дату основания, размер уставного фонда, есть ли у компании сайт и прайс в общем доступе.
4. Через ЕГР проверить бенифициарных выгодоприобретателей, телефоны, адреса регистрации компании-победителя на предмет картельных договоренностей.
 
Петр Антилапа
 

 
 
Комментарии (4)
Владимир3
28 октября 2015 г. 13:22
Детский лепет и вчерашний день , реалии намного круче !
ІА «Україна Комунальна»3
28 октября 2015 г. 15:15

Владимир знает толк в "извращениях"? Делитесь схемами!!!

Владимир2
28 октября 2015 г. 17:41
Например разница в тарифах на производимую тепловую энергию , которая компенсируется из госбюджета , выше перечисленные ТЕЦ замечены . И это не смотря на то что фининспекция и прокуратура смотрит на это очень пристально .
Коля Пухов
31 октября 2015 г. 23:47
Існує безліч "узаконених" від держави шахрайств , у результаті яких несуть збитки прості громадяни.