ГлавнаяПубликацииАльтернативная энергетикаДенежные ограничения: обратная сторона энергосбережения

Денежные ограничения: обратная сторона энергосбережения

В условиях существенного увеличения рынка энергосберегающих люминесцентных ламп в последнее десятилетие стал актуальным вопрос их безопасной утилизации.

В условиях существенного увеличения рынка энергосберегающих люминесцентных ламп в последнее десятилетие стал актуальным вопрос их безопасной утилизации. При этом тенденция роста объемов потребления таких ламп расходится с общей тенденцией отказа от ртутьсодержащих приборов. Наибольший потенциал в качестве товара-заменителя для ртутьсодержащих ламп имеют светодиодные светильники, однако они существенно дороже люминесцентных ламп. Евросоюз выпустил ряд директив, которые реализуются качестве национальных правовых норм в странах-участницах по утилизации энергосберегающих люминисцентных ламп.

Законные ограничения

Основными документами, регулирующими процедуру утилизации энергосберегающих осветительных приборов, в Евросоюзе являются:

1. Директива 2002/96/EC от 27 января 2003 года об утилизации электроприборов и электронного оборудования (Waste Electrical and Electronic Equipment). Документ регулирует сбор, обработку, повторное использование, обезвреживание и утилизацию отходов;

2. Директива 2002/95/EC от 27 января 2003 года по ограничению использования определенных опасных материалов в электроприборах и электронном оборудовании (The Restriction Of The Use Of Certain Hazardous Substances). Директива вступила в силу на территории ЕС с 1 января 2006 года. Особенность документа заключается в том, что Директива устанавливает точные пределы допустимых концентраций опасных веществ, в том числе ртути, в то время как другие нормативные документы только рекомендуют придерживаться некоторых безопасных значений.

Денежные преграды

Помимо указанных нормативных актов в странах Евросоюза действует заградительная пошлина на импорт дешевых ламп китайского производства. В разное время она составляла до 66% от стоимости ввозимого товара. Это определило высокое качество потребляемых в Европе ламп и высокую долю маржинальной прибыли при их производстве (20% против 6-8% в других регионах мира).

Подобные меры оправданы экологическими соображениями - дешевая китайская лампа прослужит в 2 раза меньше дорогой европейской, соответственно, потребуется утилизировать больше ламп. Ведение жесткого контроля над оборотом, ценами и качеством осветительных приборов позволило светодиодным лампам занять в Европе большую долю, нежели в других регионах мира.

Читайте также: Обращение с отходами: необъявленная война

Важную роль в странах ЕС организация ERP (European Recycling Platform) - организация, представляющая собой общеевропейскую систему управления отходами электрического и электронного оборудования, которая была создана в 2002 году. В ее состав входят такие государства, как Австрия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Ирландия, Италия, Польша, Испания, Великобритания и Португалия. Миссия ERP заключается в исполнении Директивы WEEE в интересах производителей и потребителей, а также окружающей среды и общества в целом.

Европейские решения

Обязательства импортеров

В Болгарии существует закон об утилизации электрических и электронных устройств. Согласно нормам этого документа, электрическая и электронная продукция должна быть маркирована в соответствии с требованиями Евросоюза, а дистрибьюторы должны при продаже такой продукции конечному потребителю предоставлять информацию о местах приема отработанного оборудования.

Руководствуясь Декретом «О требованиях Европейского Союза о выпуске на рынок, обработке и транспортировке отходов электрического и электронного оборудования», производители и импортеры электрического и электронного оборудования должны принимать участие в сборе, транспортировке, хранении, предварительной очистке и утилизации. При этом частный потребитель не должен платить за сбор и утилизацию оборудования. В случае если производитель или импортер не принимает участия в утилизации, на него накладывается штраф. 

Утилизационный сбор

В Германии использование электрического и электронного оборудования регулируется «Законом об электроприборах и электронном оборудовании» (ElektroG), который был принят в 2005 году. Закон регламентирует ввод в эксплуатацию, изъятие из оборота и утилизацию оборудования и представляет собой немецкую версию вышеуказанных директив.

Расходы на утилизацию отработанных ламп чрезвычайно высоки по отношению к стоимости производства. Основная проблема заключается в незначительном весе продукта по сравнению с большими объемами транспортировки. Чтобы снизить издержки, немецкие производители ламп решили создать общую систему возврата и переработки ламп. При этом во всех странах ЕС производителям было разрешено создавать компании по сбору и переработке — CRSO (Collection and Recycling Service Organisations), чего нельзя было делать производителям в Германии из-за существующего закона о конкуренции. Для централизованного приема отработавших ламп немецкими производителями светотехники была создана специализированная компания Laghtcycle Retourlogistik und Service GmbH.

Гарантийные отчисления

Переработка люминесцентных ламп в Польше регулируется законом, принятым в 2005 году в соответствии с Директивой 2002/96/ЕС. Он регламентирует условия переработки осветительного оборудования, которое оказывает вредное воздействие на состояние окружающей среды. С 1 июля 2006 года в стране ведется учет организаций, участвующих в производстве, распространении, потреблении и переработке отработанных компактных люминесцентных ламп.

Читайте также: Украина «тонет» в мусоре

Согласно польскому законодательству, продавцы, импортеры и дистрибьюторы имеют право создать специальную организацию, которая будет заниматься сбором, транспортировкой, обработкой и утилизацией оборудования. Сейчас, те участники рынка, которые не имеют соглашения с какой-либо перерабатывающей компанией, должны производить дополнительные отчисления в пользу государства. Этот механизм является гарантией того, что отходы будут надлежащим образом утилизированы. Сумма отчислений рассчитывается в зависимости от веса оборудования, года выпуска и тарификации.

Экологический сбор

Во Франции, как и в Германии, для утилизации собирается около 36% компактных и линейных люминесцентных ламп. Из них 55% сбора осуществляется за счет сборщиков отходов, 23% - дистрибуторами ламп, 15% монтажными организациями и 7% - за счет муниципалитетов и непосредственно покупателями. Функционирование пунктов приема и переработки регулируется Декретом №2005-829. Утилизация финансируется за счет специального эко-налога, который составляет несколько центов за лампу. Данный налог включен в стоимость продукции. Кроме того, потребители имеют возможность сдать в магазин старую лампу при покупке новой. Оптовые покупатели могут осуществлять сбор ламп самостоятельно, а затем отправлять в утилизирующие компании.

Экологическое беззаконие

В Украине утилизация люминисцентных ламп не регламентирована законодательством. Не смотря на действующий экологический налог, уплачивать его при списании энергосберегающих ламп, содержащих ртуть, не нужно. Также для этого не требуется каких-либо особых разрешений. Люминесцентные лампы были зачислены в категорию «прочих необоротных материальных активов». В зависимости от конкретных обстоятельств госучреждение может либо списать лампы полностью, либо заменить с последующим списанием только «расходный элемент» (саму лампу накаливания). А граждане обязаны обратиться в специальные пункты сбора. Эксперты отмечают, что лишь 2% украинцев следуют инструкции производителей по утилизации ламп и батареек. 

 
Комментарии (0)