ИНФОГРАФИКА:
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Денежные ограничения: обратная сторона энергосбережения
В Україні понад 80 біогазових установок, які виробляють електроенергію - Георгій Гелетуха
Модернізація ТЕЦ є ключовим пріоритетом групи на цей рік - Нафтогаз
Депутати врегулювали митне оформлення біометану
В условиях существенного увеличения рынка энергосберегающих люминесцентных ламп в последнее десятилетие стал актуальным вопрос их безопасной утилизации. При этом тенденция роста объемов потребления таких ламп расходится с общей тенденцией отказа от ртутьсодержащих приборов. Наибольший потенциал в качестве товара-заменителя для ртутьсодержащих ламп имеют светодиодные светильники, однако они существенно дороже люминесцентных ламп. Евросоюз выпустил ряд директив, которые реализуются качестве национальных правовых норм в странах-участницах по утилизации энергосберегающих люминисцентных ламп.
Законные ограничения
Основными документами, регулирующими процедуру утилизации энергосберегающих осветительных приборов, в Евросоюзе являются:
1. Директива 2002/96/EC от 27 января 2003 года об утилизации электроприборов и электронного оборудования (Waste Electrical and Electronic Equipment). Документ регулирует сбор, обработку, повторное использование, обезвреживание и утилизацию отходов;
2. Директива 2002/95/EC от 27 января 2003 года по ограничению использования определенных опасных материалов в электроприборах и электронном оборудовании (The Restriction Of The Use Of Certain Hazardous Substances). Директива вступила в силу на территории ЕС с 1 января 2006 года. Особенность документа заключается в том, что Директива устанавливает точные пределы допустимых концентраций опасных веществ, в том числе ртути, в то время как другие нормативные документы только рекомендуют придерживаться некоторых безопасных значений.
Денежные преграды
Помимо указанных нормативных актов в странах Евросоюза действует заградительная пошлина на импорт дешевых ламп китайского производства. В разное время она составляла до 66% от стоимости ввозимого товара. Это определило высокое качество потребляемых в Европе ламп и высокую долю маржинальной прибыли при их производстве (20% против 6-8% в других регионах мира).
Подобные меры оправданы экологическими соображениями - дешевая китайская лампа прослужит в 2 раза меньше дорогой европейской, соответственно, потребуется утилизировать больше ламп. Ведение жесткого контроля над оборотом, ценами и качеством осветительных приборов позволило светодиодным лампам занять в Европе большую долю, нежели в других регионах мира.
Читайте также: Обращение с отходами: необъявленная война
Важную роль в странах ЕС организация ERP (European Recycling Platform) - организация, представляющая собой общеевропейскую систему управления отходами электрического и электронного оборудования, которая была создана в 2002 году. В ее состав входят такие государства, как Австрия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Ирландия, Италия, Польша, Испания, Великобритания и Португалия. Миссия ERP заключается в исполнении Директивы WEEE в интересах производителей и потребителей, а также окружающей среды и общества в целом.
Европейские решения
Обязательства импортеров
В Болгарии существует закон об утилизации электрических и электронных устройств. Согласно нормам этого документа, электрическая и электронная продукция должна быть маркирована в соответствии с требованиями Евросоюза, а дистрибьюторы должны при продаже такой продукции конечному потребителю предоставлять информацию о местах приема отработанного оборудования.
Руководствуясь Декретом «О требованиях Европейского Союза о выпуске на рынок, обработке и транспортировке отходов электрического и электронного оборудования», производители и импортеры электрического и электронного оборудования должны принимать участие в сборе, транспортировке, хранении, предварительной очистке и утилизации. При этом частный потребитель не должен платить за сбор и утилизацию оборудования. В случае если производитель или импортер не принимает участия в утилизации, на него накладывается штраф.
Утилизационный сбор
В Германии использование электрического и электронного оборудования регулируется «Законом об электроприборах и электронном оборудовании» (ElektroG), который был принят в 2005 году. Закон регламентирует ввод в эксплуатацию, изъятие из оборота и утилизацию оборудования и представляет собой немецкую версию вышеуказанных директив.
Расходы на утилизацию отработанных ламп чрезвычайно высоки по отношению к стоимости производства. Основная проблема заключается в незначительном весе продукта по сравнению с большими объемами транспортировки. Чтобы снизить издержки, немецкие производители ламп решили создать общую систему возврата и переработки ламп. При этом во всех странах ЕС производителям было разрешено создавать компании по сбору и переработке — CRSO (Collection and Recycling Service Organisations), чего нельзя было делать производителям в Германии из-за существующего закона о конкуренции. Для централизованного приема отработавших ламп немецкими производителями светотехники была создана специализированная компания Laghtcycle Retourlogistik und Service GmbH.
Гарантийные отчисления
Переработка люминесцентных ламп в Польше регулируется законом, принятым в 2005 году в соответствии с Директивой 2002/96/ЕС. Он регламентирует условия переработки осветительного оборудования, которое оказывает вредное воздействие на состояние окружающей среды. С 1 июля 2006 года в стране ведется учет организаций, участвующих в производстве, распространении, потреблении и переработке отработанных компактных люминесцентных ламп.
Читайте также: Украина «тонет» в мусоре
Согласно польскому законодательству, продавцы, импортеры и дистрибьюторы имеют право создать специальную организацию, которая будет заниматься сбором, транспортировкой, обработкой и утилизацией оборудования. Сейчас, те участники рынка, которые не имеют соглашения с какой-либо перерабатывающей компанией, должны производить дополнительные отчисления в пользу государства. Этот механизм является гарантией того, что отходы будут надлежащим образом утилизированы. Сумма отчислений рассчитывается в зависимости от веса оборудования, года выпуска и тарификации.
Экологический сбор
Во Франции, как и в Германии, для утилизации собирается около 36% компактных и линейных люминесцентных ламп. Из них 55% сбора осуществляется за счет сборщиков отходов, 23% - дистрибуторами ламп, 15% монтажными организациями и 7% - за счет муниципалитетов и непосредственно покупателями. Функционирование пунктов приема и переработки регулируется Декретом №2005-829. Утилизация финансируется за счет специального эко-налога, который составляет несколько центов за лампу. Данный налог включен в стоимость продукции. Кроме того, потребители имеют возможность сдать в магазин старую лампу при покупке новой. Оптовые покупатели могут осуществлять сбор ламп самостоятельно, а затем отправлять в утилизирующие компании.
Экологическое беззаконие
В Украине утилизация люминисцентных ламп не регламентирована законодательством. Не смотря на действующий экологический налог, уплачивать его при списании энергосберегающих ламп, содержащих ртуть, не нужно. Также для этого не требуется каких-либо особых разрешений. Люминесцентные лампы были зачислены в категорию «прочих необоротных материальных активов». В зависимости от конкретных обстоятельств госучреждение может либо списать лампы полностью, либо заменить с последующим списанием только «расходный элемент» (саму лампу накаливания). А граждане обязаны обратиться в специальные пункты сбора. Эксперты отмечают, что лишь 2% украинцев следуют инструкции производителей по утилизации ламп и батареек.