ГлавнаяПубликацииФинансирование ЖКХКак формируется стоимость услуг ЖКХ?

Как формируется стоимость услуг ЖКХ?

Рассмотрим несколько механизмов тарифного регулирования деятельности естественных монополий в сфере водоснабжения, которые используются не только в Украине, но и зарубежом.

Нуждаются ли монополии в регулировании?

Принято считать основными характеристиками естественных монополий является выгодность концентрации рынка в руках одного производителя или поставщика услуг в связи с низкими затратами на производство таких услуг. Фактически, это означает, что обществу выгодно позволить действовать не многим, а одному поставщику товаров или услуг в отрасли. Кроме того, нерегулируемую монополию принято считать угрозой для любой рыночной ситуации или функционирования отрасли. Это связано с тем, что монополия оказывает значительное воздействие на рынок, устанавливая слишком высокие тарифы, но поставляя слишком малые объемы. Прямым следствием этой характеристики является снижение уровня благосостояния населения.

Таким образом, участие монополистов в предоставлении услуг водо-, теплоснабжения и водоотведения связано с тем, что с одной стороны, выгоднее использовать одну компанию, предоставляющую эти услуги, поскольку таким образом можно использовать преимущества, связанные с более низкими издержками. С другой стороны, наличие единственного поставщика содержит опасность диктата условий на данном рынке. В результате этого противоречия – необходимости предоставления услуги с минимальными возможными издержками и опасности установления тарифов на таких уровнях, которые считаются слишком высокими, – естественные монополии обычно рассматриваются как потенциальные объекты регулирования.

Рассмотрим несколько механизмов тарифного регулирования деятельности естественных монополий в сфере водоснабжения, которые используются не только в Украине, но и зарубежом.

Плюс рентабельность

Один из них, используемый в нашей стране метод «издержки плюс прибыль». Этот вид регулирования непосредственно предназначен для того, чтобы дать возможность компании-поставщику возместить издержки по предоставлению услуг. Издержки, которые необходимо учитывать, включают: эксплуатационные расходы, капитальные затраты, амортизацию основных фондов, а также капитальные затраты на обновление и расширение мощностей, используемых для предоставления услуг.

Читайте также: Тарифы ЖКХ в европейских условиях

Хотя эта схема регулирования относительно проста для всех ее участников, т.е. регулирующего органа, поставщика услуг и населения, основной проблемой, в случае ее использования, является наличие асимметричного распределения информации между регулирующим органом и компанией-поставщиком. Эта проблема возникает в связи с тем, что компания-объект регулирования утаивает ценную информацию от регулирующего органа. Другими словами, компания - объект регулирования по стоимости услуг заинтересована в том, чтобы завышать свои издержки, инвестировать чрезмерные/недостаточные средства в используемые для поставки услуги мощности, и в конечном итоге применять перекрестное субсидирование между своими клиентами.

Предельная цена

Этот тип регулирования предусматривает установление потолка цен, которые могут взиматься с потребителей. Главная особенность этого подхода к регулированию состоит в том, что он стимулирует компанию-поставщика  к сокращению своих издержек. Поскольку регулируемая компания знает, какую максимальную цену она может установить, экономия на издержках в период действия предельной цены становится частью нормы ее прибыли.

Этот подход к регулированию, побуждающий компанию-поставщика регулировать уровень издержек, что желательно с точки зрения интересов общества, также может иметь определенные отрицательные последствия. В принципе, если регулируется исключительно верхний предел цены, то предоставляющая услуги компания может принять ответные меры, снизив издержки на компоненты, влияющие на качество услуги, или просто уменьшив капиталовложения в развитие инфраструктуры. Кроме того, регулирование посредством ограничения верхнего предела цены не устраняет проблему асимметричности распределения информации, характерную  для регулирования по издержкам на производство услуги («средние издержки плюс прибыль»). Действительно, для того, чтобы установить предел цены, регулирующему  органу все равно нужны определенные данные о деятельности компании-поставщика, ее издержках и потребностях в капитальных вложениях. В связи с этим регулируемая компания может принять стратегические ответные меры, предоставив информацию, предназначенную  для того, чтобы ввести регулирующий орган в заблуждение.

Сравнение базовых тарифов

При расчете цен на услуги по водоснабжению и канализации требуется, чтобы регулирующий орган мог получать информацию о текущих и, возможно, будущих эксплуатационных расходах, существующем и будущем спросе и т.д. Как ранее указывалось при рассмотрении схем регулирования по издержкам («средние издержки плюс прибыль») и  путем установления предельной цены, асимметричность распределения информации, по-видимому, всегда является  потенциальной проблемой процесса регулирования. Система регулирования посредством сравнения базовых тарифов позволяет регулирующим органам получать информацию, необходимую для осуществления процесса регулирования, что хотя бы частично устраняет  проблему, создаваемую наличием стимулов, побуждающих поставщиков услуг предоставлять данные с целью получения преимуществ от асимметричности распределения информации.

Читайте также: Тарифы ЖКХ в законодательной игре

Схема регулирования посредством сравнения базовых тарифов предусматривает установление цен на основании данных, которые сравниваются  с данными, представленными «аналогичными» поставщиками услуг. В случае, когда «аналогичные» поставщики услуг отсутствуют, для сравнения конкурентных показателей моделируется «предприятие-модель», поставляющая услуги водоснабжения и канализации в той же системе, в которой действует реальная предприятие. «Предприятие-модель» включает гипотетического поставщика услуг, отличного от реального, поставляющего услуги водоснабжения и канализации тем же существующим и будущим потребителям, которым поставляет услуги реальная компания. Подход с использованием «предприятия-образца» отличается от метода сравнения базовых тарифов, хотя и тесно с ним связан. Основное отличие состоит в том, что для того, чтобы смоделировать «предприятие-модель», регулирующий орган должен получить определенную информацию от реальной компании. Основной целью метода сравнения базовых тарифов является устранение проблемы асимметричности распределения информации, с которой сталкивается регулирующий орган, применяющий соответствующую схему регулирования. 

 
Комментарии (1)
Иван Смольный1
20 ноября 2013 г. 02:40
Ба, чилійський опит переймаємо?! Схвально. Та трохи далеченько :-)