ГлавнаяПубликацииАналитикаКак работают рынки тепловой энергии в странах ЕС

ИНФОГРАФИКА:

Сравнение коммунальных тарифов: Украина и США



Насколько вырастет цена на электроэнергию для населения с 1 марта 2017г


Главные достижения правительства-2016


Как рост «минималки» до 3200 грн повлияет на рядовых украинцев


Нормы потребления природного газа


Сколько заплатим за жилье после 1-го июля 2016г.


Как вырастут тарифы на ЖКУ после подорожания газа


 Тарифы и соцстандарты действующие с 1 мая 2016г


Кто отвечает за качество электроснабжения?


Как создать ОСМД?



Управление многоквартирным домом


 
Какие лампочки экономнее


 
Новые счета за газ



Добыча сланцевого газа


 
Баланс газа в украинских ПХГ



Стоимость отопительного сезона 2015-2016


 

Loading...

Как работают рынки тепловой энергии в странах ЕС

В странах ЕС наибольшая доля конечного энергопотребления (45%) приходится на тепловую энергию (ТО), что гораздо больше других направлений потребления: электроэнергия – 20%, транспорт – 26%, неенергетичне использования – 9%.
В странах ЕС наибольшая доля конечного энергопотребления (45%) приходится на тепловую энергию (ТЭ), что гораздо больше других направлений потребления: электроэнергия – 20%, транспорт – 26%, неенергетичне использования – 9%. Жилой фонд потребляет 40% общего объема конечной энергии, из которых, в свою очередь, 68% идет на отопление и 14% – на горячее водоснабжение.
 
На сегодня в странах ЕС насчитывается более 6000 систем централизованного теплоснабжения (ЦТ), которые обеспечивают 12% общей потребности в тепловой энергии. 
 
Услугами ЦТ пользуются около 60 млн. человек; более 140 млн. человек живут в городах, где существует по крайней мере одна система ЦТ. В 2013 году доля населения, пользующаяся услугами ЦТ, превысила 50% в 8 европейских странах: Исландия – 92%, Латвия – 65%, Дании – 63%, Литва – 57%, Эстония – 62%, Польша – 53%, Швеция – 52%, Финляндия – 50%.
 
Для формирования прозрачного и недискриминационного рынка тепловой энергии и его эффективного функционирования большинство развитых стран мира поддержали направление развития конкурентности на нем.
 
Рассматривают две базовые модели рынка ЦТ – модели «единого покупателя» и «открытых теплосетей».
                       Модель                                   Модель
      «единого покупателя»              «открытых теплосетей»
 
Базовые модели рынка ЦТ
 
Модель «единого покупателя» конкурентного рынка ТО есть наиболее распространенной моделью в системах ЦТ стран ЕС. Согласно этой модели производитель продает ТЭ оператору теплосети, который поставляет ее конечным потребителям одного типа на равных условиях и по одинаковым ценам. Следует отметить, что оператор предоставляет независимым производителям доступ тепла к тепловой сети на равных условиях со своей собственной генерирующей мощностью. 
 
В модели «открытых теплосетей» производитель имеет гарантированный доступ к сети, при условии, что он напрямую продает ТО своим собственным клиентам в объеме необходимого потребления. Модель не получила широкого распространения из-за ее сложности.
 
Примеры применения вышеупомянутых моделей рынка в ЕС приведены в таблице.
 
Сейчас в странах ЕС существуют следующие подходы, которые отражают особенности функционирования конкретного рынка, ТЭ:
 
1) Тарифы устанавливаются теплоснабжающими компаниями на конкурентном рынке. Специальный уполномоченный орган надзирает за рынком тепловой энергии на предмет выполнения существующих норм конкурентного права (Швеция, Финляндия, Дания, Германия, Австрия, Бельгия, Франция, Великобритания). В условиях данной модели рынка ТЭ, эффективная конкуренция между производителями в системе ЦТ и между ЦТ и другим схемам теплоснабжения не дает возможности доминирующим поставщикам устанавливать завышенные (монопольные) цены на ТЭ.
 
2) Применяется специальный подход к установлению тарифов для ЦТ с целью стимулирования ЦТ по сравнению с другими схемами теплоснабжения, такими как электроотопления (Норвегия) и индивидуальное отопление на природном газе (Нидерланды).
 
3) Максимальные тарифы определяются согласно установленной методологии и для каждой компании утверждаются независимым национальным регулятором. При этом компания может отступить от установленного тарифа в сторону его снижения (Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Болгария, Македония).
 
4) Тарифы определяются согласно установленной методологии и утверждаются национальным регулятором. Теплоснабжающая компания не может отойти от установленного ему тарифа (Россия, Беларусь, Румыния, Украина).
 
Другими ключевыми вопросами, которые тесно связаны одна с одной, есть анбандлинг (англ. unbundling – разделение) в секторе ЦТ и возможность доступа независимых производителей ТЭ до существующих тепловых сетей. 
 
Целью анбандлинга есть отделение производства от транспортировки, что будет способствовать облегчению доступа независимых производителей тепла к существующим сетям.
 
Рассматривают три основных вида анбандлинга для рынка ТЭ – финансовый, юридический и анбандлинг собственности, особенности которых приведены ниже.
 
Финансовый анбандлинг (accounting or financial unbundling):
• ведется отдельная финансовая деятельность по всем видам лицензированной деятельности;
• показывает реальные финансовые потоки соответствующего вида деятельности;
• делает невозможным перекрестное субсидирование между ними;
• создает необходимые предпосылки для появления конкурентного рынка.
 
Юридический анбандлинг (legal unbundling):
• позволяет создавать дочерние предприятия по передаче/транспортировке и производству/поставке, которые будут юридически независимыми;
• дочерние компании остаются связанными с материнской компанией через ее структуру вертикально интегрированной компании (возможен конфликт интересов при присоединении независимых производителей к теплосети).
 
 
Анбандлинг собственности (ownership unbundling):
• полное юридическое, финансовое, функциональное и имущественное разделение вертикально-интегрированной компании-монополиста;
• ни одна компания не может влиять одна на другую каким-либо образом, чем устраняется конфликт интересов.
 
 
Хотя анбандлинг считается одной из движущих сил конкурентного рынка (особенно для крупных систем ЦТ), существуют взгляды, что он может сделать тяжелее оптимизацию работы теплосети с точки зрения сбалансированности ее работы (обеспечение соответствия поставки ТЭ и потребности в ней). Поэтому некоторые страны достаточно осторожно относятся к внедрению анбандлінгу в секторе ЦТ. 
 
Конкурентный рынок ТЭ невозможен без прихода на рынок новых игроков, которые и будут создавать конкурентную среду. Существует несколько схем реализации принципа «доступа третьей стороны» к теплосетям при модели «единого покупателя» рынка ЦТ, особенности которых приведены ниже.
 
Схема 1: Доступ на договорных (согласованных) условиях (нерегулируемый доступ):
• оператор сети ЦТ и поставщик сами определяют условия подключения к сети независимого производителя (НВ);
• определяется порядок и объемы принятия ТЭ в сети от собственных генерирующих мощностей и от НВ;
• оператор сети заинтересован в подключении источника с наименьшей стоимостью;
• пример – Германия, Швеция, Финляндия.
 
Схема 2: Доступ на определенных (частично договорных/согласованных) условиях (частично регулируемый доступ).
• базовые условия доступа к сети определено в законодательстве, а детали, учитывающих местную ситуацию, могут быть обсуждены и согласованы между владельцем теплосети и НВ, который хочет подключиться.
• пример – Литва, Польша, Эстония.
 
Схема 3: Полностью регулируемый доступ.
• условия доступа к тепловой сети полностью определены в законодательстве или национальным регулятором;
• если НВ выполнил эти требования, то владелец теплосети обязан его подключить;
• в данной схеме важно, чтобы был реализован анбандлінг;
• пример – несколько крупных городов Польши.
 
Эффективность функционирования рынка ТЭтакже зависит от существующей формы собственности на соответствующие объекты. В целом тенденция к приватизации систем ЦТ усиливается как в западноевропейских странах, так и в странах Центральной и Восточной Европы. В разных странах ЕС доля частных форм собственности в секторе ЦТ составляет до 40%.
 
Многие муниципалитеты стремятся продать или отдать в аренду свои активы и/или эксплуатацию ЦТ частным инвесторам, поэтому коммунальные услуги ЦТ частных компаний продолжают увеличивать свою долю на рынке. Но некоторые муниципалитеты решили не отказываться от своего контроля собственности в сфере теплоснабжения.
 
Среди экспертов не существует четкого ответа на вопрос, какие компании ЦТ эффективнее – частные или те, что находятся в государственной собственности. Есть примеры очень хорошо управляемых и эффективных коммунальных предприятий ЦТ как в частной, так и государственной собственности, которые имеют конкурентоспособные цены, высокую эффективность работы и обеспечивают хорошее качество услуг.
 
Основные модели собственности на объекты коммунальной теплоэнергетики:
 
1) полностью в государственной собственности под контролем либо государства, либо муниципалитета (Хельсинки, Мюнхен, Гетеборг, Вена, Будапешт);
 
2) полностью в частной собственности (Упсала, Мальме, Норчьопінг, Берлин, Гамбург);
 
3) смешанная форма собственности и управления – государственно-частная;
 
4) неприбыльные кооперативы в коммунальной собственности (Дания, Австрия).
 
Вариант 1 и 2 – это 100% собственность либо государства, либо частного капитала при полном отсутствии обязательств других сторон, а вариант 3 и 4 – образуют многообразие моделей:
 
1. Договор на эксплуатацию или управления (Бурос, Швеция).
 
2. Аренда (Таллинн, Вильнюс).
 
3. Концессия (Париж – с 1927 г.).
 
4. Приватизация только генерирующих мощностей теплоэнергетики (Копенгаген, Варшава, Брно, Рига, Бухарест).
 
5. Партнерство с миноритарным участием избранных частных компаний в уставном капитале (Пльзень, Дюссельдорф).
 
6. Партнерство с миноритарным участием частного капитала, привлеченного на фондовом рынке (Мангейм, Вроцлав).
 
7. Партнерство с мажоритарной участием частного капитала (Прага, Братислава).
 
8. Полностью частная собственность с поддержкой со стороны муниципалитета (Саутгемптон).
 
Приведены варианты содержат примеры полной собственности государства с участием частного капитала в управлении, смешанной собственности и полной частной собственности с определенными обязательствами со стороны государства. Поэтому, эта классификация отражает не только формы собственности, но и формы управления предприятиями централизованного теплоснабжения.
 
Анализ ситуации в секторе централизованного теплоснабжения показывает, что большинство стран ЕС имеют характерные черты конкурентного рынка, многие страны разработали эффективную конкуренцию на местных рынках централизованного теплоснабжения.
 
Лучшие примеры и практики европейских стран с учетом местных условий могут быть внедрены в Украине для повышения эффективности функционирования рынка тепловой энергии. Реализация мероприятий, необходимых для создания конкурентного рынка тепловой энергии, требует внесения ряда законодательных изменений и дополнений.

Как можно выровнять полы? Для этого имеется множество средств. Вашему вниманию предлагается купить самовыравнивающую смесь для пола. Более детально ознакомиться с ее свойствами можно на сайте http://konstruktiv.kiev.ua.

Евгений Олейник, по материалам Рабочей группы Госэнергоэффективности Украины по вопросам создания конкурентного рынка тепла
 
Комментарии (0)
Loading...

Погода, Новости, загрузка...
 
Loading...