ГлавнаяПубликацииЭлектроэнергетикаЭлектроэнергетика: путь к свободе

Электроэнергетика: путь к свободе

В большинстве развитых стран происходят серьезные изменения в электроэнергетике – либерализация рынка, приватизация энергетических объектов, внедрение конкуренции в сфере естественной монополии.

История энергетической отрасли складывалась таким образом, что еще десятилетие назад во многих странах производство, транспортировку и поставку электроэнергии контролировало и регулировало государство. Вместе с тем, участниками отрасли являлись вертикально интегрированные компании, объединяющие функции генерации, передачи, распределения и сбыта электроэнергии.

Поворотной точкой стал 1996 год, когда главы энергетических ведомств стран Евросоюза приняли Директиву № 96/92-ЕС о либерализации отношений на внутреннем энергетическом рынке. Документ предписывал изменения законодательства стран-членов ЕС и поэтапное открытие свободного выхода потребителей на рынок электроэнергии. В ноябре 2002 года европейские страны подписали окончательное соглашение о полной и одновременной либерализации рынка электроэнергии и газа, и этот процесс начался с июля 2007 года.

В Директиве также изложены основные принципы открытия рынка, в том числе определен порядок его открытия (в первую очередь, свободный выбор поставщика предоставлялся крупным потребителям), порядок подключения к энергосети третьей стороны на недискриминационной основе и ряд других ключевых положений по либерализации рынка. Директива была разработана на основе опыта работы рынков электроэнергии отдельных стран (регионов), а также опыта коммерческой деятельности в электроэнергетике США. Основными причинами, побудившими правительства большинства стран приступить к реформированию электроэнергетического сектора, стали низкая эффективность и конкурентоспособность собственной промышленности, а также недостаток инвестиций для развития энергетического сектора.

Читайте также: ЖКХ за рубежом: потребительский рай или безумные условия

Результаты, полученные при проведении конкурентной реструктуризации электроэнергетики в различных странах мира, подтвердили большинство прогнозов. Реформирование вызвало ряд позитивных тенденций:  рост экономической эффективности электроэнергетики; снижение цен на электроэнергию как результат эффективной конкуренции; повышение эффективности работы генерирующих предприятий и снижение издержек производства; укрупнение компаний (в Европе 7 крупнейших компаний контролируют больше половины генерации); повышение инвестиционной привлекательности энергетических компаний и значительный приток инвестиционных ресурсов.

Переход к конкурентному рынку электроэнергии является поворотным моментом для мировой электроэнергетики. При установлении цен издержки производства перестают быть определяющими, а экономические моменты выходят на первый план. Практика показала, что реформирование электроэнергетики проходит в разных странах с различной степенью интенсивности. Так, в Бельгии, Ирландии и Греции либерализация проходит с отставанием на 1–2 года.

Первыми либерализировали рынок электроэнергии и стали пионерами в становлении рыночных отношений Великобритания, Испания, Швеция, Финляндия, а также Норвегия, не входящая в ЕС. Эти страны сегодня наиболее глубоко продвинулись в создании конкурентного рынка электроэнергии, и все потребители, включая частных домовладельцев, могут выбрать себе поставщика электроэнергии. Также конкурентный рынок электроэнергии функционирует в в Германии, Японии, Бразилии, Аргентине, Чили и ряде других стран.

Читайте также: Правительственная игра в тарифы - путь к энергетическому краху

Германия служит примером взвешенного подхода к реформе электроэнергетики. Там избежали ломки сложившихся организационных структур, хозяйственные связи были максимально сохранены. Опыт реформ электроэнергетики Германии заслуживает внимания потому, что это крупнейший производитель электроэнергии в Европе после России. Около 30% электроэнергии в Германии производится на атомных электростанциях. Электроэнергетика Германии является сложным сектором экономики с частной собственностью. Поэтому успех реформирования может быть достигнут сочетанием интересов государства и акционеров. На переходный период до 2005 года правительство Германии выбрало модель с «доступом к сети третьих лиц на договорной основе».

В Германии до сих пор нет органа, регулирующего энергетический рынок. Законодатели ограничились установлением определенных требований, в частности, правил недискриминации. Введение конкуренции в Германии привело к активизации борьбы за потребителей. В результате либерализации электроэнергетического сектора в Германии сегодня осталось всего 4 крупные энергокомпании (вместо 9). То есть можно сделать вывод о процессе концентрации на уровне объединенных энергокомпаний с целью повышения потенциала спроса и использования эффекта от совместной деятельности.

Свободное ценообразование для генерации и транспорта электроэнергии в Германии подтверждено нормативными актами. В то же время для повышения тарифа на электроэнергию должен быть соответствующие рост инфляции в промышленности и рост цен на мировом рынке энергетического угля. А для того, чтобы изменить тариф для населения, должно быть адекватное увеличение доходов.

Читайте также: Как торговать светом по-европейски?

В результате либерализации электроэнергетического рынка произошло следующее: открыта электроэнергетическая биржа (в Лейпциге), где осуществляются торги избыточными объёмами электроэнергии; закрытие неэффективных в настоящее время генерирующих мощностей; рост потребления электроэнергии на душу населения; снижение тарифов на электроэнергию: для промышленности — почти в 2 раза; для населения — почти в 1,5 раза.

Таким образом, можно сделать вывод, что либерализация повысила общую эффективность электроэнергетического рынка Германии, удалось снизить цены на электроэнергию для потребителей, появилась возможность заключать гибкие контракты и предоставлять дополнительные услуги.

Великобритания (где 23% всей электроэнергии производится атомными электростанциями) одной из первых либерализовала свою электроэнергетическую отрасль и является примером мягкого регулирования. Произведенная электроэнергия распределялась между 12 региональными правлениями, также контролируемыми правительством страны, которые реализовывали ее конечным потребителям.

При проведении реформы электроэнергетики в Великобритании было учтено, что электроэнергетика Англии находилась в государственной собственности. В 1989 году был принят основной закон отрасли — Закон «Об энергоснабжении Англии и Уэльса», в котором были четко расписаны роли всех участников реформ. На государственном уровне был принят Системный Кодекс. Именно государственная собственность в электроэнергетике позволила проводить реформы, не оглядываясь на частных владельцев, исходя из актуальных задач. Было признано целесообразным: выделить в отдельную энергокомпанию национальную электроэнергетическую сеть высокого напряжения совместно с диспетчерским управлением; образовать несколько генерирующих компаний, обеспечивающих основные объёмы производства электроэнергии; приватизировать 12 распределительных энергокомпаний, обеспечивая оптовую закупку электроэнергии и продажу её потребителям; создать специальную структуру, обслуживающую механизм продажи-покупки электроэнергии — Пул. 

В марте 2001 года Пул был ликвидирован, ему на смену пришел рынок, спроектированный на принципах New Electricity Trading Arrangements (NETA). Рынок основан теперь на том правиле, что все сделки по купле-продаже электроэнергии должны производиться непосредственно между продавцом и покупателем, и каждый получает или платит ту цену, которую сам назначил. В результате в первый же год действия нового механизма цены на электроэнергию в Англии и Уэльсе упали более чем на 30%. 

Вы решили купить недвижимость в Болгарии? Помните, что существует очень много мошенников, которые хотят заработать на вас. Покупайте жилье только через проверенных людей и проверенные агентства!

 
Комментарии (0)