ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Электроэнергетика: путь к свободе
Кабмін продовжив пільгову ціну на електрику для населення до 31 травня
Ситуація в енергосистемі станом на ранок 26 квітня
Большая семерка обещает оперативно реагировать на удары по энергосистеме Украины
История энергетической отрасли складывалась таким образом, что еще десятилетие назад во многих странах производство, транспортировку и поставку электроэнергии контролировало и регулировало государство. Вместе с тем, участниками отрасли являлись вертикально интегрированные компании, объединяющие функции генерации, передачи, распределения и сбыта электроэнергии.
Поворотной точкой стал 1996 год, когда главы энергетических ведомств стран Евросоюза приняли Директиву № 96/92-ЕС о либерализации отношений на внутреннем энергетическом рынке. Документ предписывал изменения законодательства стран-членов ЕС и поэтапное открытие свободного выхода потребителей на рынок электроэнергии. В ноябре 2002 года европейские страны подписали окончательное соглашение о полной и одновременной либерализации рынка электроэнергии и газа, и этот процесс начался с июля 2007 года.
В Директиве также изложены основные принципы открытия рынка, в том числе определен порядок его открытия (в первую очередь, свободный выбор поставщика предоставлялся крупным потребителям), порядок подключения к энергосети третьей стороны на недискриминационной основе и ряд других ключевых положений по либерализации рынка. Директива была разработана на основе опыта работы рынков электроэнергии отдельных стран (регионов), а также опыта коммерческой деятельности в электроэнергетике США. Основными причинами, побудившими правительства большинства стран приступить к реформированию электроэнергетического сектора, стали низкая эффективность и конкурентоспособность собственной промышленности, а также недостаток инвестиций для развития энергетического сектора.
Читайте также: ЖКХ за рубежом: потребительский рай или безумные условия
Результаты, полученные при проведении конкурентной реструктуризации электроэнергетики в различных странах мира, подтвердили большинство прогнозов. Реформирование вызвало ряд позитивных тенденций: рост экономической эффективности электроэнергетики; снижение цен на электроэнергию как результат эффективной конкуренции; повышение эффективности работы генерирующих предприятий и снижение издержек производства; укрупнение компаний (в Европе 7 крупнейших компаний контролируют больше половины генерации); повышение инвестиционной привлекательности энергетических компаний и значительный приток инвестиционных ресурсов.
Переход к конкурентному рынку электроэнергии является поворотным моментом для мировой электроэнергетики. При установлении цен издержки производства перестают быть определяющими, а экономические моменты выходят на первый план. Практика показала, что реформирование электроэнергетики проходит в разных странах с различной степенью интенсивности. Так, в Бельгии, Ирландии и Греции либерализация проходит с отставанием на 1–2 года.
Первыми либерализировали рынок электроэнергии и стали пионерами в становлении рыночных отношений Великобритания, Испания, Швеция, Финляндия, а также Норвегия, не входящая в ЕС. Эти страны сегодня наиболее глубоко продвинулись в создании конкурентного рынка электроэнергии, и все потребители, включая частных домовладельцев, могут выбрать себе поставщика электроэнергии. Также конкурентный рынок электроэнергии функционирует в в Германии, Японии, Бразилии, Аргентине, Чили и ряде других стран.
Читайте также: Правительственная игра в тарифы - путь к энергетическому краху
Германия служит примером взвешенного подхода к реформе электроэнергетики. Там избежали ломки сложившихся организационных структур, хозяйственные связи были максимально сохранены. Опыт реформ электроэнергетики Германии заслуживает внимания потому, что это крупнейший производитель электроэнергии в Европе после России. Около 30% электроэнергии в Германии производится на атомных электростанциях. Электроэнергетика Германии является сложным сектором экономики с частной собственностью. Поэтому успех реформирования может быть достигнут сочетанием интересов государства и акционеров. На переходный период до 2005 года правительство Германии выбрало модель с «доступом к сети третьих лиц на договорной основе».
В Германии до сих пор нет органа, регулирующего энергетический рынок. Законодатели ограничились установлением определенных требований, в частности, правил недискриминации. Введение конкуренции в Германии привело к активизации борьбы за потребителей. В результате либерализации электроэнергетического сектора в Германии сегодня осталось всего 4 крупные энергокомпании (вместо 9). То есть можно сделать вывод о процессе концентрации на уровне объединенных энергокомпаний с целью повышения потенциала спроса и использования эффекта от совместной деятельности.
Свободное ценообразование для генерации и транспорта электроэнергии в Германии подтверждено нормативными актами. В то же время для повышения тарифа на электроэнергию должен быть соответствующие рост инфляции в промышленности и рост цен на мировом рынке энергетического угля. А для того, чтобы изменить тариф для населения, должно быть адекватное увеличение доходов.
Читайте также: Как торговать светом по-европейски?
В результате либерализации электроэнергетического рынка произошло следующее: открыта электроэнергетическая биржа (в Лейпциге), где осуществляются торги избыточными объёмами электроэнергии; закрытие неэффективных в настоящее время генерирующих мощностей; рост потребления электроэнергии на душу населения; снижение тарифов на электроэнергию: для промышленности — почти в 2 раза; для населения — почти в 1,5 раза.
Таким образом, можно сделать вывод, что либерализация повысила общую эффективность электроэнергетического рынка Германии, удалось снизить цены на электроэнергию для потребителей, появилась возможность заключать гибкие контракты и предоставлять дополнительные услуги.
Великобритания (где 23% всей электроэнергии производится атомными электростанциями) одной из первых либерализовала свою электроэнергетическую отрасль и является примером мягкого регулирования. Произведенная электроэнергия распределялась между 12 региональными правлениями, также контролируемыми правительством страны, которые реализовывали ее конечным потребителям.
При проведении реформы электроэнергетики в Великобритании было учтено, что электроэнергетика Англии находилась в государственной собственности. В 1989 году был принят основной закон отрасли — Закон «Об энергоснабжении Англии и Уэльса», в котором были четко расписаны роли всех участников реформ. На государственном уровне был принят Системный Кодекс. Именно государственная собственность в электроэнергетике позволила проводить реформы, не оглядываясь на частных владельцев, исходя из актуальных задач. Было признано целесообразным: выделить в отдельную энергокомпанию национальную электроэнергетическую сеть высокого напряжения совместно с диспетчерским управлением; образовать несколько генерирующих компаний, обеспечивающих основные объёмы производства электроэнергии; приватизировать 12 распределительных энергокомпаний, обеспечивая оптовую закупку электроэнергии и продажу её потребителям; создать специальную структуру, обслуживающую механизм продажи-покупки электроэнергии — Пул.
В марте 2001 года Пул был ликвидирован, ему на смену пришел рынок, спроектированный на принципах New Electricity Trading Arrangements (NETA). Рынок основан теперь на том правиле, что все сделки по купле-продаже электроэнергии должны производиться непосредственно между продавцом и покупателем, и каждый получает или платит ту цену, которую сам назначил. В результате в первый же год действия нового механизма цены на электроэнергию в Англии и Уэльсе упали более чем на 30%.
Вы решили купить недвижимость в Болгарии? Помните, что существует очень много мошенников, которые хотят заработать на вас. Покупайте жилье только через проверенных людей и проверенные агентства!