ГлавнаяПубликацииТеплоэнергетикаЭнергетической реформе в Украине грозит провал

Энергетической реформе в Украине грозит провал

Украина намерена реформировать энергетический сектор в соответствии с третьим энергопакетом ЕС и достичь энергонезависимости в течение ближайшей пятилетки, однако эти планы могут сойти на нет усилиями самого правительства.

В январе Президент Петр Порошенко подписал Указ «О Стратегии устойчивого развития «Украина - 2020», в котором, соответственно, определены стратегические цели развития страны в ближайшую пятилетку, а также показатели их достижения, направления и приоритеты. Как сообщала «Украина Коммунальная» ранее, к первоочередным реформам, которые необходимо реализовать, Администрацией Президента было зачислено и реформу энергетического сектора и достижения энергонезависимости. 

В конце февраля заместитель главы Администрации Президента, секретарь Национального совета реформ Дмитрий Шимкив сообщил, что на заседании Нацсовета реформ был утвержден перечень ответственных за ряд приоритетных изменений. Так, ответственным за воплощение в жизнь Программы энергонезависимости и реформирования энергетики, в частности, реформы НАК «Нафтогаза Украины», несмотря на скандалы с контрактами по закупке энергоносителей, был назначен Министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин.
 
Примечательно, одной из основных целей реформы энергонезависимости «Стратегия-2020» определяет реорганизацию ПАО «Национальная акционерная компания «Нафтогаз Украины» соответственно к Третьему энергетическому пакету Европейского Союза, а также проведение полной реформы системы цено- и тарифообразования на энергию и топливо. 
 
Задача имплементации норм Третьего энергетического пакета ЕС, реорганизации и полного финансового оздоровления НАК «Нафтогаз Украины» до 2017 года, уже в этом году ПАО «Магистральные газопроводы Украины» и ПАО «Подземные газовые хранилища Украины», содержится в Программе деятельности Кабинета Министров, которая была принята Верховной Радой в середине декабря прошлого года.
 
Как видим, выполнение норм Третьего энергетического пакета ЕС является важной задачей как для Президента Петра Порошенко и его администрации, так и для Премьер-министра Арсения Яценюка. Поэтому, «Украина Коммунальная» решила разобраться, почему энергетический пакет ЕС именно «Третий» и почему, собственно, на его имплементации настаивают европейские партнеры Украины.
 
На сегодня в развитии энергетического сектора стран ЕС выделяют четыре этапа. 
 
 
Первый этап (1989 - 1998 годы). С целью усиления конкуренции на внутреннем рынке газа, Европейская Комиссия инициировала принятие Директивы относительно усиления прозрачности цен на газ и электроэнергию, взимаемые с конечных промышленных потребителей 1990 года и Директивы о транзите природного газа через сети 1991 года. На выполнение последней в 1995 году Комиссия создала Комитет экспертов по вопросам транзита природного газа через сети.
 
Второй этап (1998 - 2004 годы) В 1998 году было принято Директиву 98/30/EC относительно общих правил для единого внутреннего рынка природного газа (т.н. «первая директива о внутреннем рынке»). Цель документа: формирование внутреннего энергетического рынка через введение общих правил относительно передачи, распределения, поставки и хранения природного газа, призванных, прежде всего, усилить конкуренцию на рынке природного газа. Действие Директивы закончилась 30 июня 2004 года.
 
Третий этап (2004 - 2011 годы) Первая директива о внутреннем рынке была заменена новой Директивой 2003/55/EC от 26 июня 2003 года относительно общих правил для единого внутреннего рынка природного газа (т.н. «вторая директива о внутреннем рынке»). В ноябре 2003 года решением Комиссии была создана Группа европейских регуляторов по вопросам электроэнергии и газа, которая состоит из глав национальных органов власти, ответственных за регулирование рынков электроэнергии и газа в государствах-членах. Группа призвана обеспечивать надлежащую реализацию требований Директивы 2003/55/EC. В 2008 году была принята Директива 2008/92/EC от 22 октября относительно процедуры усиления транспарентности цен на газ и электроэнергию, взимаемые с конечных промышленных потребителей. До «газового» законодательства ЕС входит также Договор об учреждении Энергетического сообщества, заключенный 25 октября 2005 года в Афинах, который вступил в силу 1 июля 2006 года. В 2011 году Украина стала членом Энергетического сообщества, тем самым обязав себя также имплементировать «газовое» законодательство ЕС и провести соответствующие реформы.
 
Четвертый этап (с 2011 года): «третий законодательный пакет» Третий энергетический пакет вступил в силу 3 сентября 2009 года, но фактически начал применяться лишь с 3 марта 2011 года. «Газовая» часть пакета включает три законодательных акта: 1) Регламент (EC) №713/2009 Европейского Парламента и Совета от 13 июля 2009 года, что основывает Агентство по сотрудничеству регуляторов энергетики; 2) Регламент (EC) №715/2009 Европейского Парламента и Совета от 13 июля 2009 года об условиях доступа к сетям передачи природного газа и отмене Регламента (EC) №1775/2005; 3) Директива 2009/73/EC Европейского Парламента и Совета от 13 июля 2009 года в отношении совместных правил для внутреннего рынка природного газа и об отмене Директивы 2003/55/EC. 
 
 
Основные цели «третьего законодательного пакета»: разграничение производства и поставки от передающих сетей; содействие трансграничной торговле энергией; усиление эффективности национальных регуляторов. 
 
Варианты реформирования вертикально-интегрированных компаний, предложенные ЕС:
 
1. Первый вариант предполагает принудительное разделение собственности вертикально интегрированных холдингов: энергетические компании должны продать свои транспортные сети независимому оператору и не смогут иметь в нем контрольный пакет. 
 
2. Второй вариант позволяет компаниям остаться владельцем транспортных сетей. Но управлением сетью в этом случае должен заниматься «независимый оператор системы» (independent system operator, ISO). Право принятия решений по коммерческим и инвестиционным вопросам отдается ISO, который назначается национальным правительством с предварительным одобрением такого решения Еврокомиссией.
 
3. Третий вариант, как и в случае с ISO, также предполагает сохранение вертикально интегрированных корпораций, но их деятельность будет контролировать специально созданный «наблюдательный орган», а текущее управление сетями будет осуществлять отдельное организационное образование - независимая дочерняя компания, «независимый оператор транспортировки» (independent transmission operator, ITO). В варианте ITO материнская компания может сохранить право на принятие коммерческих и инвестиционных решений, но будет вынуждена установить рамки для обеспечения независимости работы транспортной системы. 
 
Первым шагом на пути имплементации «Третьего энергетического пакета ЕС» стало принятие 14 августа 2014 года Верховной Радой Украины Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно реформирования системы управления единой газотранспортной системой». Далее во исполнение этого Закона был утвержден план-график реформирования НАК «Нафтогаз Украины», который обнародовало Министерство энергетики и угольной промышленности. Так, согласно плану, реформирование НАК «Нафтогаз» разделено на 5 шагов. 
 
Шаг 1 - разработка концепции и плана реструктуризации, которая включает в себя: а) организацию команды, б) разработку концепции и плана реструктуризации, в) согласование и презентация плана реструктуризации. 
 
Согласно плану, первый шаг должен звершитися в 2014 году, но сейчас его окончания затягивается, поскольку идут консультации с секретариатом Европейского Энергетического сообщества относительно презентации плана реструктуризации. Также затягивается разработка и обсуждение концепции реформирования через консультации с Всемирным банком. 
 
Шаг 2 - подготовка к реструктуризации предусматривает: а) аудит НАК «Нафтогаз», который начался в третьем квартале 2014 года и должен завершиться в середине первого квартала 2015 года, б) оценка основных средств НАК «Нафтогаз», которая должна завершиться в конце 2015 года, в) проведение оценки запасов НАК «Нафтогаз», завершение которого запланировано на середину второго квартала 2015 года. 
 
 
Шаг 3 - подготовка изменений законодательной базы. Он предусматривает: а) создание новых компаний операторов ПХГ и ГТС (завершено в третьем квартале 2014 года), б) реформирование рынка газа, которое планировалось завершить в 2014 году, однако пока затягивается, в) разработка и утверждение правил доступа к сетям, которую планируется завершить до конца третьего квартала 2015 года, г) внедрение тарифов «вход-выход», которое планируется начать во втором квартале и завершить в третьем квартале 2015 года. 
 
Шаг 4 - реформирование системы субсидий для населения, который включает в себя: а) подготовку и проведение информационной кампании, б) проведение законодательных изменений и соцмер (реализация этих двух шагов должна была бы начаться в четвертом квартале 2014 года и завершиться в первом квартале 2015 года, но, согласно плану, выполнение этих пунктов даже не начиналось); в) переход на единую оптовую цену на газ по договоренности с МВФ, который планируется осуществить во втором квартале 2015 года. 
 
Шаг 5 - создание новых компаний-операторов ГТС и ПХГ. Этот шаг предусматривает следующие этапы: а) поиск партнеров-операторов ГТС и ПХГ (должно начаться в первом квартале 2015 года и завершиться в конце года), б) разработка принципов корпоративного управления, которое планируется завершить в конце третьего квартала 2015 года, регистрация компаний и привлечения активов (третий-четвертый квартал 2015 года) и г) заключение новых прямых хозяйственных договоров, которое запланировано на четвертый квартал 2015 года.
 
Однако, все эти планы относительно реформирования НАК «Нафтогаза» могут сойти на нет усилиями самого же Кабинета Министров. Новая редакция ст. 19 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2015 год», предложенная правительством в законопроекте №2147, предусматривает предоставление права Кабинету Министров осуществить выпуск облигаций внутреннего государственного займа в сумме 10,7 млрд грн для компенсации убытков от поставки природного газа в районы проведения АТО, с последующим приобретением в государственную собственность в обмен на эти облигации акций дополнительной эмиссии НАК «Нафтогаз Украины».
 
То есть, долги за природный газ, накопленные «ДНР» и «ЛНР» предлагается погасить за счет средств налогоплательщиков и увеличения дефицита НАК «Нафтогаз Украины». Приходится констатировать, что проведение АТО и имитация реформ правительством вместо их реального осуществления предопределяют отдаление членства Украины в Европейском Союзе еще на несколько лет. 
 
Андрей Осадчий
 
 

 
 
 
 
Комментарии (2)
Коля Пухов
07 марта 2015 г. 20:30
Думаю, неспроста досі не надіслали мешканцям Києва платіжки за газ ще за січень 2015 року -- намічається новий виток спустошення кишень побутового споживача. По моїм прогнозам, вже за січень і за лютий 2015 року населення вимушене буде платити за газ у 7--8 разів більше, ніж у грудні 2014 року. Адже раніше платили за газ по нормативам, а тепер будуть брати за так зване "фактичне" споживання, яке у 3--4 рази перевищує нормативне (аналогічно до того, як сплачують за холодну воду при відсутності квартирного лічильника). Та плюс ухвалене здорожчання на 280 відсотків. Виходить, що у 9 разів більше; ну може трохи скинуть; думаю, буде більше у 7--8 разів.
Коля Пухов
09 марта 2015 г. 00:03
Цієї зими, на відміну від попередніх років, мешканці багатоповерхівок повністю розрахувалися за опалення для того, щоб не платити за опалення влітку. Тепер уряд вирішив брати влітку плату за вже проплачену зимою послугу (опалення). Це все одно що у магазині від покупця за один і той же товар вимагати два рази заплатити, тобто пройти через дві каси замість однієї.