ГлавнаяВыбор редакцииАналитикаВзгляд со стороны инвестиций

Взгляд со стороны инвестиций

государственные и местные бюджеты не в состоянии справиться с кредиторской и зарплатной задолженностью предприятий

Помимо прочего, этот «анамнез» экономической ситуации в коммунальном бизнесе отягощает отсутствие четкой законодательной базы, определяющей основные правила игры на рынке, а также политическая, а не инвестиционная, составляющая в тарифах на услуги. Учитывая вышеперечисленное, инвестиционные аналитики вряд ли порекомендуют вкладывать в развитие коммунального сектора.

С другой стороны, рассчитывать на привлечение дополнительного капитала участники коммунального рынка могут из-за того, что имеют стабильный спрос на свои услуги, широкий рынок их сбыта, постоянный оборот значительных сумм. Отчасти, повлияет на улучшение ивестиционного климата и деполитизация тарифообразования посредством создания государственного регулятора – Нацкомиссии регулирования сферы коммунуслуг (НКРКУ), а также закрепленная на уровне правительственного постановления, единая для всех регионов методика формирования стоимости коммунальных услуг.

В тоже время, социальный аспект заставляет власти удерживать водо- и теплоснабжающие компании в собственности территориальных общин, тем самым обеспечивая обязательства по фактически бесперебойному предоставлению конечным абонентам воды и тепловой энергии. Ни в Министерстве регионального развития, строительства и ЖКХ, ни в НКРКУ официально не одобряют полное акционирование предприятий отрасли частным капиталом. Местные органы власти, с одной стороны, не готовы отказаться от своих финансовых интересов в экономике предприятий, а с другой – готовы сбросить коммунальный баласт, деятельность которого влияет на политические настроения избирателей.

Вместе с тем, не секрет, что государственные и местные бюджеты не в состоянии справиться с кредиторской и зарплатной задолженностью предприятий, оплатить их модернизацию и переоборудование, реконструировать инфраструктуру транспортировки и поставки ресурсов. Для решения этих задач необходимы партнерские отношения государства с крупным бизнесом. Реализовать такое партнерство в коммунальной сфере во всем мире стараются за счет передачи предприятий частным структурам в концессию, аренду или в управление на основе договора о совместной деятельности.

Например, во Франции в концессии у бизнеса находятся все водоснабжающие предприятия. Форма аренды с жестким госрегулированием распостранена в странах Восточной Европы, например, в России предприятия становятся акционерными обществами, где крупнейшим собственником является муниципалитет, а миноритарной долей (10-15%) владеют частные компании. Полностью приватизирован коммунальный сектор только в одной европейской стране – Великобритании. В Украине 90% крупных теплоэлектроцентралей и теплокоммунэнерго находятся в коммунальной собственности. По данным Минрегионстроя, около половины предприятий (порядка 200 компаний) находятся в концессии и аренде. Предприятия, предоставляющие услуги водоснабжения и водоотвода, более охотно арендуются, нежели становятся объектами концессии. В НКРКУ сообщают, что лицензиатами регулятора являются 296 предприятий теплоснабжения (из 570 по Украине) и 68 водоканалов (все на рынке 350 компаний).

Как заманивали инвестора

Украинское правительство и парламент уже не первый год предпринимают попытки решить проблемы коммунального хозяйства за счет инвестиций. Для этого были отчасти улучшены и систематизированы условия аренды и концессии предприятий. Так закон «Об особенностях передачи в концессию и аренду предприятий водо- и теплоснабжения» предполагает принятие решений о передаче на баланс управителя имущества предприятия исключительно на конкурсной основе не только местной властью, но и территориальной общиной. Документ запретил передачу объектов ЖКХ в субаренду или в концессию третьим лицам, концессия в Украине открыта только для юридических лиц, сформирован четкий перечень обязательств для инвесторов. Основной особенностью закона является именно то, что концессия и аренда в коммунальном секторе возможна только в случае, если инвестор в состоянии выполнить этот перечень обязательств. А значит – вложить средства в развитие и модернизацию.

Искать источники финансирования за границами бюджетов, власти потенцирует принятая до 2014 года государственная программа реформирования отрасли ЖКХ. Ее ключевыми задачами являются сокращение энергозатрат и снижение себестоимости производства коммунальных услуг. Простимулировать частные капиталовложения в отрасль посредством увеличения удельного веса предприятий, сданных в аренду и концессию, государство планирует за счет предоставления господдержки для реализации энергосберегающих проектов для ТКЭ и водоканалов. Правда получить ее можно будет только на условиях частного софинансирования, причем в столице, городах республиканского и областного значения инвестиционная составляющая должна составлять не менее 40-70% стоимости проекта. Не менее экономически привлекательной был предложенные в 2009 году тогдашним Министерством по вопросам ЖКХ механизмы, предполагающие введение специальных счетов, на которых бы при рассчете потребителей за предоставленные услуги автоматически задерживались бы фиксированные суммы для проведения модернизации имущественного комплекса. Правда, вопросы доступа ТКЭ к этим средствам решал бы собственник – местный орган власти. Новаторство в решение вопроса поиска инвестиций проявило и нынешнее правительство, которое предложило ввести для водоканалов и ТКЭ специальный режим уплаты НДС, который бы позволял часть средств от уплаты налогов направлять не в бюджет, а оставлять на счетах предприятий. Впрочем, до сих пор коммунальные предприятия находятся на общей системе налогообложения.

Очень инвестиционно-привлекательно!

Но наиболее реальный механизм привлечения в сектор частного инвестора Минрегионстрой разработал относительно недавно. В частности, в августе 2011 года ведомство предложило Кабинету министров концепцию национальной стратегии теплообеспечения. Оценив ситуацию в отрасли и посчитав издержки, в министерстве решили, что наиболее эффективным методом решения проблем коммунальных предприятий тепловой энергетики станет передача этих проблем частным структурам. А именно, если в январе 2012 года постановление о реализации такой стратегии в Украине будет принято правительством, то у участников рынка будет 4 года – до января 2016 года – для того, чтобы подготовиться к приватизации ТКЭ и ТЭЦ. До 2030 года новые собственники суммарно в развитие предприятий должны будут вложить до 50 млрд грн, погасить обязательства предприятий по фонду заработной платы и займам, долгам за энергоресурсы, а также сократить потребление природного газа с 60% до 25-30%.

Готовиться к приватизации сектора власти начали уже сейчас. Прежде всего, в парламенте рассматривается несколько законопроектов, которыми фактически предлагается ограничить доступ на коммунальный рынок представителей малого и среднего бизнеса. Так, законопроектом № 9341, который был принят парламентариями за основу 4 ноября, предлагается разрешить передачу коммунальных предприятий в концессию, только в случае, если инвестор (концессионер) будет погашать не только их кредитные, но и налоговые долги. Взамен, планируется освободить концессионные и арендные платежи от налогообложения. Но против таких преференций выступает Минрегионстрой. «Коммунальные предприятия должны находиться в равных условиях по коммунальным платежам с остальными плательщиками. Ведь это повлияет на наполнение местных бюджетов. Такие привилегии возможны в исключительных случаях», -- сообщил министр Анатолий Близнюк. В случае принятия законопроекта, становиться очевидным, что выплачивать суммы кредиторской и налоговой задолженности теплоэнергетических предприятий смогут только представители крупного бизнеса. По данным ДК «Газ Украины», на 31 октября все предприятия в 27 регионах имеют долги за потребленный газ в отопительный сезон 2010-2011 годов. Их суммарная задолженность составляет 3,93 млрд грн. Налоговые долги предприятий отрасли в Государственной налоговой службе не разглашают. Однако источник ИА «Украина Коммунальная» в Кабмине, сообщил, что речь идет о 2-2,5 млрд грн для всех ТКЭ страны.

Кстати, как решать проблему выплат задолженности ТКЭ перед НАК «Нафтогаз» за потребленный энергоресурс, в правительстве уже разработали. Законопроект № 9374, зарегистрированный на минувшей неделе в парламенте, предлагает отключать должников от поставок природного газа. А для того, чтобы не нарушать запрет на отключение от подачи энергоресурсов ТКЭ в отопительный период, Кабмин предложил ввести технологический минимум потребления природного газа, который позволит избежать аварий на предприятии. «То есть это такой минимум, который позволит зимой трубам не замерзнуть, и позволит обеспечивать минимальную жизнедеятельность предприятий, -- сообщил руководитель одного из предприятий в Винницкой области, пожелавший остаться не названным. – Речь идет о том, чтоб под давлением населения заставить предприятия вынуть все средства и отдать НАКу. После этого начинается процедура банкротства и санации ТКЭ. Вот тогда приходит представитель крупного энергетического бизнеса, имеющий связи в НАКе и становится официальным инвестором. А на деле – собственником предприятия, который либо вложился в санацию, либо выкупил банкрота за копейки».

Аналогичная ситуация и на рынке услуг водоснабжения и водоотвода. Предприятиям отрасли только на очистку питьевой воды и реконструкцию очисных сооружений необходимо найти 12 млрд грн, а ремонт сетей и насосы с минимальным потреблением электроэнергии будут стоить не менее 55-70 млрд грн, посчитали в Кабмине. Решение проблемы также было предложено еще госпрограммой реформирования, но актуальным оно стало лишь теперь. «Мы будем проводить концентрацию или укрупнение предприятий водоснабжения. Ведь водоканалу, который обеспечивает услугой 1-2 села, очень сложно тратиться на ремонт, модернизацию и закупку дорогих реагентов. Поэтому мы будем предлагать крупным областным компаниям, брать на себя финасовую нагурзку по их обслуживанию, как это делается в Донецкой области и Крыму», -- рассказал корреспонденту глава НКРКУ Валерий Саратов. «Это улучшит нашу капитализацию, с одной стороны, а большее покрытие потребителей услугой даст нам возможность иметь больше выручку. Но в маловодных регионах это может быть крайне затратно. Во-вторых, тарифы на воду для населения растут не так быстро, как цена электроэнергии для нас. А в преддверии выборов в октябре 2012 года, вряд ли население будет платить экономически обоснованную стоимость услуги. Вобщем, при отстутсвии компенсации тарифной разницы – выживут сильнейшие водоканалы, а это те, где есть частный капитал», -- сообщили ИА «Украина Коммунальная» на одном из предприятий Крыма. Собеседник корреспондента пожелал высказаться анонимно, сославшись на то, что может лишиться своей должности в случае предоставления авторизированного комментария.

Главный инвестор – население!

Объективно невозможно привлечь дополнительный капитал в отрасль, если коммунальные услуги предоставляются населению и небытовым потребителям по ценам, которые покрывают лишь 40-50% затрат. При этом, затраты на покупку топлива в структуре тарифа достигают порога в 40-60%. Решением проблемы займется регулятор в сфере коммунальных услуг. По словам господина Саратова, члены НКРКУ учавствовали в разработке законопроекта, которым предлагаются правки в действующий закон «О естественных монополиях». В частности, предполагается разрешить производителям и поставщикам коммунальных услуг закладывать в тарифах инвестиционную составляющую. «Речь идет о так называемом стимулирующем тарифе, где предприятие отойдет от неэффективной схемы 'затраты плюс', а сможет предусмотреть в стоимости услуги суммы, которые может использовать на развитие, -- отметил глава регулятора. – Для самого крупного потребителя – населения -- тариф увеличится лишь ситуативно, но по мере окупаемости вложений в модернизацию, станет меньше, чем был».

Такой подход к привлечению частного капитала приветствуют все игроки коммунального рынка. Первый замгендиректора управляющей компании «Коммунальные системы Украины» (осуществляет управление ТКЭ и водоканалами в Смеле, Малине и Токмаке) Светлана Козловская объясняла корреспонденту ИА «Украина Коммунальная», что закладывая в тарифы издержки, направленные на оптимизацию работы предприятия через несколько лет можно сократить потребление энергоресурсов на 30%, погасить долги предприятия, вывести компанию на уровень рентабельности: «Тогда не имеет смысла дальнейшего повышения тарифа для потребителя, цена стабилизируется и мы получае свой доход. А с ивестсоставляющей в тарифе, окупаемость затрат пройдет быстрее».

Значительно повлияет на улучшение инвестиционного климата, учет, как отпускаемых, так и потребляемых ресурсов. «Экономически обоснованные тарифы не будут действовать без счетчиков, которые считают, сколько воды или тепла передано в сеть. И как бы предприятия не противились, им придеться их установить, а не рисовать объемы поставок наобум. Очевидно также, что окупить затраты на установку систем учета предприятие может только за счет тарифов. Население – главный инвестор отрасли, и также должно понимать, что они оплачивают счетчики, но и повышают качество услуги. В дальнейшем, мы придем к тепловым пунктам в каждом доме», -- уверен Валерий Саратов.

Пока уровень затрат на реконструкцию и модернизацию предприятий отрасли и жилфонда превышает 100 млрд грн, посчитал господин Близнюк. По его словам, только в этом году отрасли нужно объективно 27 млрд грн, однако в проекте госбюджета на 2012 год учтено лишь около 700 млн грн. По рассчетам Минрегионстроя, стоимость переоборудования, замены котлов и насосов, ремонт и модернизация одного ТКЭ в среднем может составить от 10 млн грн, а срок оккупаемости при нынешних тарифах и цене энергоресурсов составит 15-20 лет. Для водоканалов порядок цифр примерно такой же. «Единственно возможный вариант выведения сферы коммунальных услуг из кризисного состояния, это видимо вхождение на условиях управления или концессии промышленного или газового бизнеса, близкого к власти. Это единственно возможный вариант в тех условиях, которые сложились в стране. Без заинтересованности определенных бизнес-структур, реформы и инвестиций в отрасль не ждите», -- сообщил экс-министр по вопросам ЖКХ Алексей Кучеренко.

Мария Ъ-Цатурян, специально для ИА «Украина Коммунальная»

Многие из нас знают, что связующим звеном между продавцом и покупателем является брокер, учитывая международные перевозки. Однако данный термин приемлем и для других видов деятельности. Вашему вниманию представлены брокеры форекс, который является посредническим лицом в оформлении сделки. Более детально ознакомиться с предлагаемыми услугами можно на сайте investwm.com.

 
Комментарии (0)