ГлавнаяПубликацииАналитикаКамни градостроительного преткновения

Камни градостроительного преткновения

Законом предусмотрено упрощение процедуры и сокращение сроков на утверждение проектов строительства и проведения их экспертизы, а также обязательное создание градостроительного кадастра, его мониторинга и доступности для граждан.

Верховная Рада 17 февраля 2011 года приняла закон №3038-VI «О регулировании градостроительной деятельности». С принятием данного законодательного акта утратил силу закон № 1699-ІІІ «О планировании и застройке территорий».

К ключевым нормам закона, безусловно, можно отнести план зонирования территорий (зонинг), который определяет условия использования территории для градостроительных нужд в пределах определенных зон.

Кроме того, законом предусмотрено упрощение процедуры и сокращение сроков на утверждение проектов строительства и проведения их экспертизы, а также обязательное создание градостроительного кадастра, его мониторинга и доступности для граждан.

Особое место в законе отводится персональной ответственности за негативные последствия, вызванные допущенными нарушениями строительных норм, стандартов и правил в процессе проектирования, экспертизы проектов и строительства объектов градостроительства.

Виктор Матчук, член Комитета Верховной Рады по вопросам строительства, градостроения, жилищно-коммунального хозяйства и региональной политики отмечает, что в рамках закона «О регулировании градостроительной деятельности» разработан законопроект «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности». В настоящее время он направлен Президенту и хотелось бы, конечно, чтобы он был подписан, - подчеркивает чиновник. -  Тогда ответственность за нарушение закона будет нести не только организация или ведомство, а также и конкретный человек, поставивший подпись под тем или иным документом.

Чего ожидали от закона?

Собственное виденье  новопринятого закона высказал Сергей Тигипко, вице-премьер-министр социальной политики Украины: «Этот законодательный акт предусматривает упрощение разрешительных процедур в строительстве. Для простых граждан этот закон будет означать уменьшение стоимости жилья в новых домах на 20-30%. Примерно столько составляли расходы на взятки чиновникам из-за сложных разрешительных процедур. Правда, снижение стоимости жилья будет ощутимо только со второй половины 2012 года».

Свою лепту в трактовку вышеупомянутого закона внес Лев Парцхаладзе, глава совета директоров Конфедерации строителей Украины, отметив, что принятый Верховной Радой закон «О регулировании градостроительной деятельности» будет способствовать увеличению инвестиций в строительную отрасль.

Кроме того, в прошлом году многие эксперты отмечали, что принятый закон реально упрощает систему получения разрешительной документации, позволяя снизить до 90% коррупцию в строительной отрасли. При этом на всех стадиях согласования присутствует принцип молчаливого согласия.

Согласно этому принципу, служба заказчика, осуществляющая согласование проекта, имеет право приступить к дальнейшим работам и без получения разрешительного документа при условии, что все необходимые документы для получения такого разрешения поданы в полном объеме, а в установленные законом сроки документ не выдан или решение об отказе в его выдаче не направлено.

Таким образом, в соответствии с законом «О регулировании градостроительной деятельности», если в течение 10 дней не выдано разрешение или отказ в его выдаче, право на выполнение строительных работ возникает на 11 день, а разрешение считается выданным.

Наряду с этим закон «О регулировании градостроительной деятельности» также изменяет и правила ввода в эксплуатацию новых объектов.

По старым нормативам принятие в эксплуатацию объектов принималось в два этапа и для этого создавались рабочая и Государственная комиссии. При этом срок приема объекта в эксплуатацию составлял 30 дней, а при стоимости объекта более 30 млн грн – до 60 дней. В среднем, по старым нормативам срок сдачи объекта в эксплуатацию составлял 45 дней и мог доходить даже до трех месяцев.

По новому закону сдача объектов в эксплуатацию, которые принадлежат к I-III категориям сложности, и объектов, строительство которых осуществлялось на основании строительного паспорта, осуществляется путем регистрации соответствующей инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля на бесплатной основе представленной заказчиком декларации о готовности объекта к эксплуатации.

Прием в эксплуатацию объектов, которые принадлежат к IV и V категориям сложности, осуществляется на основании акта готовности объекта к эксплуатации путем выдачи инспекциями государственного архитектурно-строительного контроля сертификата. На все это отводится не более десяти рабочих дней. 

В соответствии с новыми нормами подключение законченного объекта строительства, принятым в эксплуатацию, к инженерным сетям осуществляется в течение десяти дней со дня соответствующего обращения заказчика к лицам, которые являются владельцами соответствующих элементов инженерной инфраструктуры или осуществляющих их эксплуатацию.

Очень важно, что владельцы инженерной инфраструктуры в соответствии с законом несут ответственность за несвоевременное подключение, или не подключение объекта строительства к инженерным сетям согласно техническим условиям и заключенному договору об обеспечении объекта строительства в размере десяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан.

Насколько оправдались надежды

Что ж, закон принят. Тем временем «У.К.» поинтересовалась у игроков и экспертов градостроительного рынка насколько оправдались надежды, насколько хорош вышеупомянутый закон и что необходимо, чтобы он закон заработал. «Делать какие-либо серьезные выводы о том, насколько хорош или плох закон «О регулировании градостроительной деятельности», достаточно сложно, - убеждена Валентина Книженко, директор компании Melon Real Estate. - Связано это в первую очередь с тем, что в настоящее время в эксплуатацию сдаются объекты, начатые в докризисный период. Сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что если раньше наиболее длительным и сложным процессом была сдача объекта в эксплуатацию, то сейчас сложно начинать строительство объекта. Процесс отвода земельных участков под строительство затягивается органами местного самоуправления.

Дмитрий Кутовой, директор ООО «Макрокап Девелопмент Украина» убежден, что один из самых важных моментов, который заложен в законе «О регулировании градостроительной деятельности» – это обязательства в короткое время разработать комплекс градостроительной документации в каждом населенном пункте и на каждой территории. К сожалению, по причине отсутствия финансирования эта работа не проводится. В целом, по оценке эксперта, этот закон упростил разрешительные процедуры, однако так и не решил вопросы, связанные, например, с жестким регулированием компенсации затрат, понесенных застройщиками на  создание инженерно-транспортной инфраструктуры.

«В законе «О регулировании градостроительной деятельности» поставлены благие цели, но ни одна из них не будет реализована, - убежден Сергей Тумасов директор компании Global Solutions. - Коррупция настолько сильно пронизала все наше общество, что от нее избавиться очень трудно. Есть еще такое понятие как «память системы» и она никому не даст уменьшить коррупцию.

Лев Парцхаладзе отмечает, что закон в полной мере еще не работает и связано это в первую очередь с тем, что органы местного самоуправления в этом не очень заинтересованы. Скорее всего, это связано с нежеланием терять источник, как личного обогащения отдельных чиновников, так и получения определенных финансовых ресурсов в местный бюджет.

Юридический аспект вопроса

По мнению Натальи Доценко-Белоус, адвоката ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры», 17 февраля 2011 года ознаменовалось кардинальным вторжением в систему градостроительного законодательства, которое связано с принятием закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» (далее – «Закон»), отменой закона Украины «О планировании и застройке территорий» и существенным изменением ключевых строительных законов.

Под лозунгами «упрощения разрешительных процедур» фактически была изменена и ужесточена концепция реализации строительных проектов. Концепция нового строительного законодательства раскрывается в нормах части 3, 4 статьи 24 Закона: при отсутствии плана зонирования или детального плана территорий, утвержденного в соответствие с требованиями Закона, предоставление земельных участков коммунальной (государственной) собственности в собственность, пользование физическим или юридическим лицам, а также изменение их целевого назначения запрещается.

Несмотря на то, что нормы, устанавливающие запреты, вступают в силу с 1 января 2013 года, фактический запрет возникает со вступлением закона в целом. Это объясняется тем, что ключевые процедуры при реализации строительного проекта неотъемлемо связаны с наличием и соблюдением требований градостроительной документации. К таким процедурам относятся: разработка землеустроительной документации (ст. 25), реализация права на застройку (ст. 26), которые должны осуществляться в соответствие с градостроительной документацией в условиях отсутствия переходного периода и каких-либо исключений.

Закон существенно улучшил ситуацию для архитекторов (проектных организаций), позволил расширить сферу их деятельности и создал предпосылки для увеличения доходности. Многие из них теперь вовлечены в процесс разработки детальных планов территорий и прочих видов градостроительной документации за средства частных инвесторов, ожидающих получить статус заказчика строительства.

В то же время, застройщики, обнадеженные упрощениями, оказались весьма разочарованными практикой их внедрения. Многие из них теперь ограничены в реализации новых строительных проектов, поскольку не могут получить градостроительные условия и ограничения застройки в условиях отсутствия детальных планов территорий.

В конце декабря 2011 года авторы реформы, предотвращая «коллапс на строительном рынке» отсрочили во времени вступление в силу кульминационных положений строительной реформы – запрета на выделение земельных участков государственной и коммунальной собственности в частную собственность, изменения их целевого назначения для целей застройки в условиях отсутствия утвержденной градостроительной документации. Учитывая, что в Украине нет ни одного населенного пункта, в котором сформирован и надлежащим образом утвержден полный комплект градостроительной документации (генеральные планы населенных пунктов и детальные планы территорий), то авторы реформы действительно предотвратили коллапс строительного рынка, перенеся на 2013 год действия спорных норм.

Николай Бойко 

Во все времена камень являлся одним из востребованных материалов в строительстве. Он использовался не только в качестве стен, но также и для отделки домов. Вашему вниманию представлена продажа декоративного камня. Более детально ознакомиться с разнообразием ассортимента данной продукции можно на сайте производство-камня.рф. Обустройте свой дом.

 
Комментарии (2)
Вик2
17 января 2012 г. 16:55
архитекторы теперь вздохнут спокойно
Вик2
17 января 2012 г. 16:56
а так, очень интересненько)