ГлавнаяПубликацииАналитикаКвартплату ждут новые формулы

Квартплату ждут новые формулы

Не исключено, что в скором будущем жителям многоэтажек придется оплачивать уборку придомовых территорий и лестничных клеток по новым тарифам. Возможно, украинцы от этого даже выиграют в цене. Подробнее в публикации.

Минувший месяц сотрудники Минрегиона посвятили работе над изменениями правил расчета «квартплаты». Двадцать третьего октября Ассоциация городов Украины согласовала проект постановления Кабмина о внесении поправок в Порядок формирования тарифов на услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий. Это доработанный вариант проекта. Министерство презентовало поправки еще в конце мая, в июне повторно опубликовали проект на своем сайте, а в октябре учло замечания отдельных министерств и ведомств.

Кроме «тарифного» проекта Минрегион разработал поправки еще и к двум другим документам:

- Примерному перечню услуг по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, домов, сооружений;

- Порядку доведения до потребителей информации о перечне жилищно-коммунальных услуг, структуре цен/тарифов, изменении цен/тарифов с обоснованием их необходимости и об учете соответствующей позиции территориальных общин.

Девять лет — решения все нет

Наиболее важные поправки Минрегион предлагает внести в правила формирования «квартплаты».

Несмотря на то, что «Порядок формирования тарифов на услуги по содержанию домов и придомовых территорий» действует уже 9 лет и за это время дважды был полностью переписан, в нем до сих пор есть нормативные бреши.

Читайте также: ЖКХ по-советски: как закалялась «коммуналка»

Основной камень преткновения в определении размера «квартплаты» - расчет площади придомовой территории. Сегодня определение придомовой территории содержится лишь в Законе «Об объединении совладельцев многоквартирного дома», но оно оставляет желать лучшего. В 2012 году Верховная Рада приняла проект закона №8474, который вносил множество поправок в Закон об ОСМД и, в том числе в определение придомовой территории, однако Президент наложил вето. Не прошел в парламенте и правительственный проект №9730 от 18 января 2012 года (разработанный Минрегионом), который предлагал дополнить определениями придомовой территории законы «О жилищно-коммунальных услугах» и «О градостроительной деятельности».

В Налогом, Земельном и Жилищном кодексах придомовая территория упоминается, но без четкого указания, что это такое.

Все бы ничего, но на практике рассчитать площадь придомовой территории зачастую невозможно, так как четкий порядок определения размера придомовой территории отсутствует. Есть лишь Методические рекомендации по определению придомовых территорий многоквартирных домов, утвержденные Приказом Минрегиона №389 от 29 декабря 2011 года.

К каждому дому — свой подход

Размеры и конфигурацию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относящиеся к ним здания, сооружения и придомовые территории, министерство рекомендует определять дифференцированно. Для новостроек - на основании документов, подтверждающих отвод земельного участка под застройку, или на основании детального плана территории микрорайона (квартала). Для групп домов существующей застройки - на основании детального плана территории в пределах квартала. Для отдельных жилых домов - на основании проекта придомовой территории. Но формулы расчета площади придомовой территории в Методических рекомендациях тоже нет. В документе лишь констатируется, что инициировать определение придомовой территории могут предприятия и организации, содержащие и обслуживающие жилой фонд, управляющие, жилищно-строительные кооперативы и ОСМД.

Проблема в том, что в большинстве своем они не имеют необходимой документацией, а для ее оформления не располагают возможностями - так как это и долго, и дорого. Процедура может растянуться на годы, а обойтись - в несколько десятков тысяч гривен. Аналогичная ситуация с детальными планами территорий. Во многих городах их нет.

Отсутствие четкого разделения территорий открывает широкие возможности для сомнительных и незаконных застроек за счет придомовых территорий. Поэтому не удивительно, что в Киеве оформить земельные участки с придомовыми территориями смогли лишь несколько десятков ОСМД. В регионах положение не лучше.

Между тем, стоимость содержания и обслуживания придомовой территории напрямую зависит от ее размера. Но поскольку размеры придомовых территорий зачастую документально не очерчены, коммунальные службы и местные власти устанавливают их «на глазок», что приводит к завышению тарифов.

Были бы обмеры

Октябрьский проект Минрегиона в полной мере эту проблему не решает (тем более, что для этого внесения поправок в Порядок формирования тарифов недостаточно), но и стороной не обходит.

В пояснительной записке к документу подчеркивается, что при расчете расходов по уборке придомовой территории, как, впрочем, и при уборке лестничных клеток, вывозе бытовых отходов и оказании других услуг учитываются площади, указанные в техническом паспорте жилого дома. Однако не во всех паспортах указаны точные данные, и не все дома паспортизированы. В связи с этим Минрегион предложил альтернативу: использовать данные о площадях, которые указаны в документах, составленных по результатам обмеров жилого фонда.

Техника в помощь

Еще одно принципиальное нововведение октябрьского проекта Минрегиона — изменение формул расчета затрат на оказание услуг по содержанию домов и придомовых территорий. Так, при определении нормативных затрат на уборку придомовых территорий сегодня суммируются пять показателей: заработная плата, отчисления в Пенсионный фонд и фонды социального страхования, накладные и материальные расходы, обязательные платежи в бюджет. По похожей формуле рассчитываются затраты и на уборку лестничных клеток. При этом в формулах не отражено, как оказывается услуга — с использованием только ручного труда или с привлечением техники.

По мнению Минрегиона, это недостаток. Министерство предложило при расчете суммарных затрат учитывать три дополнительные параметра — площадь придомовой территории, которая убираются механизированным способом; норматив уборки территории специализированными машинами (механизмами) и стоимость машино-часа работы техники. Ныне существующие параметры будут учитываться лишь при расчете затрат на уборку без привлечения техники.

Читайте также: В ЖКХ все идет хорошо, но мимо

Теоретически применение новой формулы может привести к снижению тарифов на уборку придомовых территорий и лестничных клеток — при условии, что ручной труд будем минимизирован. 

В довершение ко всему, октябрьский проект Минрегиона ликвидирует пробел в регулировании взаимоотношений исполнителей услуг с субподрядчиками. Как известно, привлечение субподрядных организаций для оказания услуг по содержанию домов и придомовых территорий - обычное дело. Например, для технического обслуживания лифтов или вывоза бытовых расходов. Однако действующим Порядком формирования тарифов механизм определения расходов при такой форме обслуживания не установлен.

Проект Минрегиона устраняет этот пробел. В случае оказания услуг субподрядным способом документ предписывает определять затраты в договорах между исполнителями и субподрядчиками на общих основаниях: во избежание «накручивания» цен договора должны содержать расчет стоимости (затрат) с учетом положений Порядка формирования тарифов.

Также проектом предусмотрено, что при расчете нормативных затрат субподрядчиком учитываются планируемые трудозатраты, которые не могут превышать размер, предусмотренный нормами времени и нормами обслуживания для рабочих и производственного персонала, устанавливаются Минрегионом.

Кроме этого ныне действующее ограничение на планируемые трудозатраты (которые не могут превышать нормы времени и обслуживания, установленные Минрегионом) проектом распространены как на исполнителей, так и на субподрядчиков.

В остальном, проект Минрегиона вносит точечные поправки:

- в тарифе на услуги по содержанию домов и придомовых территорий разрешает учитывать не только НДС, но и единый налог;

- к общепроизводственным и административным расходам относить оплату за отопление, освещение, водоснабжение, водоотведение и содержание производственных помещений;

- оплату расчетно-кассового обслуживания и других услуг банков относить к административным расходам.

Почтовых ящиков не ждите

Что же касается остальных проектов, подготовленных Минрегионом, то один из них снимает существующие ограничения на оказание услуг по содержанию и ремонту домов и помещений. Так, сегодня услуга по исправлению оконных рам и дверей ограничена заменой до 5% площади зимних рам и до 3% общего количества дверей, а частичная замена электрической проводки до 10% длины. Проект заменяет все конкретные показатели в Примерном перечне услуг на общие формулировки. Кроме этого перечень дополняется целым рядом новых услуг. Например, устранением протекания в трубопроводах; ремонтом, заменой и установкой скамеек, урн, ваз и контейнеров; ремонтом и установкой пандусов и поручней. А вот замена почтовых ящиков и ремонт металлической кровли (более 10% общей площади покрытия) из перечня, напротив, изымаются.

Поправки, которые Минрегион предложил внести в Порядок доведения до потребителей информации о перечне ЖКУ, и вовсе являются косметическими. Так, министерство предложило разрешить поставщикам воды и тепла не информировать потребителей о соответствующем решении НКРЕКП об установлении тарифов

В целом, поправки Минрегиона могут существенно облегчить взаимоотношения коммунальщиков с жителями многоэтажек. Если, конечно, на декларировании изменений к лучшему дело не остановится.

Валентин Хорошун, специально для ИА «Украина Коммунальная»

Пора уже задуматься о зимней обуви ребенку, самый лучший вариант - это обувь демар. Отличного качества обувь по доступной цене. Заходите на сайт и выбирайте!

 
Комментарии (1)
Sergiy1
20 ноября 2014 г. 10:58
Аналогічно ліфтів має бути окремий порядок формування та встановлення тарифів на обслуговування іншого будинкового інженерного обладнання (опалення ,вентиляції,водопостачання,вузлів обліку та інше).В проекті переліку фігурує внутрішньоквартирне обладнання.Отже необхідно вносити зміни до порядку формування тарифів.Хоча є підозра, що при передачі в приватну власність державного житлового фонду не всі ЖЕКи вивели це майно з балансу. Крім того необхідно внести зміни до порядку приватизації та форми свідоцтва про власність щодо відображення в них відсотків неподільного майна. Це дозволить нотаріусам оформлюти доручення на управління майном в повному обсязі для кожного співвласника. Тоді зявляться підрядники яким дадуть право.