ГлавнаяПубликацииЗарубежный опытМирный атом или опасная энергетика

Мирный атом или опасная энергетика

Во всех странах, где была проведена либерализация рынка электроэнергии, производство энергии на АЭС выросло. Одной из причин удешевления энергии является рост её производства на старых мощностях.

Атомная электроэнергетика становится всё более прибыльным бизнесом. Согласно сценариям развития рынка, суммарная электрическая мощность ядерных энергоблоков в мире может увеличиться с 350 ГВт в до 2000–5000 ГВт в 2050 году, что предполагает необходимость ежегодного ввода 50–150 ГВт.

Во всех странах, где была проведена либерализация рынка электроэнергии, производство энергии на АЭС выросло (например, в Великобритании). Одной из причин удешевления атомной электроэнергии является рост её производства на старых мощностях.

Раньше в атомной энергетике существовали в большей степени государственные предприятия, как правило, местного или регионального масштаба. Сейчас все шире развивается глобальный и корпоративный бизнес. Создание межнациональных структур позволяет выдерживать конкуренцию на мировом рынке. Для поддержания конкурентоспособности действующих АЭС требуется широкий спектр мероприятий технического, управленческого и организационного характера.

Необходимым условием дальнейшего развития атомной энергетики является совершенствование эксплуатационной безопасности действующих энергоблоков и значительное улучшение характеристик безопасности будущих реакторов. Так, в будущем повышению относительной эффективности атомных станций могут способствовать ужесточение экологических требований.

Важная проблема атомной энергетики - продление сроков службы действующих реакторов. Практически все страны мира, где работают АЭС, занимаются определением оптимального срока эксплуатации атомных энергоблоков. Первоначально предполагалось, что ядерные реакторы будут эксплуатироваться в течение 40 лет. Но благодаря совершенствованию технологии срок службы реакторов может быть продлён даже до 70 лет. Во всяком случае, первые британские АЭС, построенные в 50-х годах ХХ века до сих пор находятся в эксплуатации, хотя первоначально планируемый срок их работы составлял 20 лет.

Контроль по-французски

Во Франции свободный доступ к выбору поставщика электроэнергии открыт с 1999 года. Франция - наиболее зависимая от атомной энергетики страна, где три четверти электроэнергии вырабатывается на АЭС. С начала 70-х годов ХХ века в стране было построено и введено в эксплуатацию 59 реакторов. АЭС принадлежат компании EDF - национальной электроэнергетической компании Франции. В 2015–2020 годах встанет вопрос продления срока службы действующих реакторов. Электроэнергия во Франции считается одной из самых дешевых в Европе (11,53 центов США/кВт. ч; более низкие цены только в Швеции — 10,12 центов /кВт. ч и Финляндии — 10,23 центов /кВт. ч), причём цена на электроэнергию для промышленности ниже.

Читайте также: Тарифы для атомной энергетики пошли вверх

В сентябре 2001 года завершилось создание ядерного суперхолдинга Areva. Коммерческому подразделению комиссариата по атомной энергии Франции - государственной компании CEA-Industrie принадлежит 79% акций, ещё 5% - напрямую правительству Франции. Таким результатом завершилась проводимая в течение нескольких лет программа, нацеленная на усиление роли государства в атомной отрасли страны. Французский рынок электроэнергии является примером почти полной иерархии. Основной целью государственного регулирования является руководство отраслью. Государственная власть обладает сильными позициями в отрасли, поддерживающими и усиливающими ее развитие, главным образом, в соответствии с политическими приоритетами. Например, приоритетным является развитие ядерной энергетики.

При существующих условиях EDF является монополистом, и для третьих участников нет возможности вступления в рынок. Международная торговля ограничена государственным регулированием, поскольку отрасль находится в собственности государства. Благодаря специфической структуре отрасли требуемая информация для третьих участников рынка ограничена тарифами и условиями обслуживания.

Предпочтение во Франции жесткого государственного контроля для электроэнергетической отрасли не исключает возможности либерализации внутри доминирующей координируемой системы. Ожидается развитие отрасли в сторону либерализируемой иерархии, включающей некоторую ценовую координацию. Предложение Франции о введении одиночного покупателя, регулирующего всю международную торговлю внутри ЕС, может быть шагом в этом направлении. По заявлению правительства Франции, окончательный выбор в пользу либерализации электроэнергетического сектора страны будет сделан в период между 2007–2009 годами.

Скандинавские реформы

В Швеции в результате реформирования электроэнергетики (47,2% всей электроэнергии производится на АЭС) вертикально интегрированные энергокомпании были преобразованы в холдинги без изменения владельцев и размера их собственности. Опыт Скандинавских стран говорит о возможности создания рынка электроэнергии без осуществления приватизации энергокомпаний. Генерирующие компании стали работать на рыночных принципах. Для выполнения своих обязательств генерирующим компаниям стало выгоднее покупать электроэнергию по низкой рыночной цене. В период же высоких цен на электроэнергию им выгоднее даже останавливать производство и не участвовать в торгах. Существуют примеры остановки работы тепловых электростанций. В Швеции значительно сократились инвестиции на ввод новых генерирующих мощностей и появились стимулы к переходу на более дешёвые виды топлива. В результате либерализации электроэнергетики в странах Скандинавии отмечена стабилизация цен на передачу и распределение электроэнергии, а также повышение эффективности работы сетевых компаний.

В условиях свободного рынка электроэнергии, на который переходят страны мира, большинство действующих АЭС зарубежных стран сохраняют свою конкурентоспособность.

Британская экономность

При проведении реформы электроэнергетики в Великобритании будущее АЭС оказалось под угрозой. Так как ядерная программа опиралась в основном на поддержку государства, то капитальные затраты при строительстве и эксплуатации АЭС оказались чрезмерными. В условиях конкурентного рынка компенсировать эти издержки, которые были названы stranded costs, было невозможно. Перед правительством страны встала задача их компенсации. В результате в 1990 году был введён 10% дополнительный налог на электроэнергию в пользу АЭС, который после приватизации в 1996 году был отменён. К счастью, некоторым другим странам, в частности, Финляндии, Нидерландам, Швеции при переходе к конкурентному рынку удалось избежать проблем stranded costs, и их атомные электростанции успешно работают на рынке.

Атомные электростанции мира работают продуктивно на конкурентном рынке, что объясняется низкими предельными издержками. Благодаря этому атомные электростанции используются как базовые для покрытия основной нагрузки в сети, что позволяет им производить большее количество электроэнергии и, соответственно, получать больше выручки. Так, в Великобритании стоимость производства электроэнергии на АЭС снизилась с 4,5–5 пенсов (до начала реформ) до нынешнего уровня — менее 2 пенсов. Тарифы же для промышленных потребителей в Великобритании составляют 4,1 пенса/кВт. ч. 

Реклама: Отличные наборы мулине вы можете приобрести на сайте magok.ru. Заходите на сайт и выбирайте качественные наборы ниток!

 
Комментарии (0)