ГлавнаяПубликацииЗаконодательствоМонополисты смогут судится с регулятором

Монополисты смогут судится с регулятором

Устанавливать экономически необоснованную стоимость на тепловую энергию и водоснабжение без компенсации тарифной разницы будет запрещено и предприятия получат право оспаривать убыточные тарифы в суде

Парламент намерен закрепить полномочия Нацкомуслуг по утверждению инвестиционных программ монополистов и контролю за их выполнением. В свою очередь, устанавливать экономически необоснованную стоимость на тепловую энергию и водоснабжение без компенсации тарифной разницы будет запрещено, и предприятия получат право оспаривать убыточные тарифы в суде.

Такие законодательные инициативы вчера Верховная Рада одобрила в первом чтении, приняв за основу проект закона №10368, зарегистрированный народным депутатом Игорем Глущенко (фракция «Партия регионов»). Документом предполагается внести изменения в закон «О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг» для того, чтобы четче прописать полномочия регулятора – Национальной комиссии, которая осуществляет госрегулирование в сфере коммунальных услуг.

В частности, планируется, что Нацкомиссия будет разрабатывать и утверждать порядки подачи, рассмотрения и выполнения инвестиционных программ тепло- и водоснабжающих предприятий. Регулятор будет утверждать инвестпрограммы, которые направлены на обновление основных фондов, увеличение энергоэффективности и уменьшение затрат монополистов, а также контролировать их выполнение.  За такое решение проголосовал 351 народный депутат.

Читайте также: Дьявол прячется в тарифах

Напомним, лицензиатами Нацкоммуслуг являются предприятия водоснабжения, которые обеспечивают ресурсом населенные пункты, в которых проживает более 40 тыс человек. Регулятор также лицензирует деятельность теплогенерирующих компаний, ежегодная мощность которых составляет не менее 20 тыс. Гкал, и компаний, транспортирующих тепловую энергию, мощностью не менее 18 тыс. ГКал в год. 

Законопроектом запрещается устанавливать тарифы, не окупающие затраты предприятий на производство и поставку услуг потребителю. Для этого документом предлагается внести изменения в законы «О питьевой воде и водоснабжении» и «О теплоснабжении» и закрепить алгоритм расчетов монополистов за энергоносители с использованием спецсчетов, полученные средства с которых распределяются уполномоченным банком. Кроме того, законопроектом вводятся такие понятия, как «экономически обоснованные затраты» и «экономически обоснованные инвестиции». При этом отмечается, что тем предприятиям, которые не являются лицензиатами регулятора, утверждать инвестиционные программы будут местные власти. Таким образом, тарифы на услуги централизованного водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения должны будут учитывать экономически обоснованные затраты и обеспечивать уровень рентабельности. Последний должен быть не ниже порога, установленного регулятором. На сегодня такой порог составляет 3%. Законопроектом вводиться принцип стимулирующего тарифообразования. То есть, в случае уменьшения себестоимости услуг монополистов в результате реализации соответствующей инвестпрограммы, сэкономленные средства должны будут направляться на обновление активов предприятия.

Вместе с тем, законопроект не отменяет бюджетного дотирования отрасли. В частности, если тариф на тепловую энергию или водоснабжение будет ниже экономически обоснованного уровня, то орган, который устанавливал этот тариф должен обеспечить в государственном или местном бюджете средства на выплату компенсации тарифной разницы. Если законопроект будет принят и вступит в силу, то устанавливать экономически необоснованные тарифы на услуги тепло- и водоснабжения без соответствующей компенсации будет запрещено, кроме того, участники рынка получат право оспаривать такие решения в суде.

Аналогичные инициативы были предложены парламенту Кабинетом министров. Вчера в сессионном зале также был рассмотрен правительственный законопроект №11030, в котором утверждение инвестиционных программ предприятий отрасли также планируется отнести в компетенцию регулятора. Однако, с учетом рекомендаций Комитета Рады по вопросам строительства, градостроения, ЖКХ и региональной политики, парламент поддержал депутатский вариант при условии, что во время доработки его ко второму чтению в документе будут учтены ключевые нормы правительственного законопроекта.

Читайте также: Бюджетная виселица украинского ЖКХ

Вместе с тем, несмотря на поддержку со стороны большинства парламентариев, законопроект подвергла критике оппозиция, продемонстрировав незнание структуры отрасли ЖКХ и непонимание принципов ее работы. «Не ясно, почему утверждение инвестиционных программ и контроль за их выполнением поручили регулятору, а Кабинету министров, ведь речь идет, фактически, об использовании средств госбюджета, - заявил с трибуны парламента Юрий Ганущак (фракция «БЮТ-Батькивщина»). – У нас в стране вообще путаница с тем, кто устанавливает тарифы на услуги ЖКХ». Не менее странной была реплика Владимира Арьева (фракция «НУ-НС»): «У нас отсутствуют механизмы контроля за такими предприятиями, как, например, «Киевэнерго». Кто им устанавливает тарифы?». Не особенно разбираются в тонкостях тарифообразования и в Партии регионов. «Документ предлагает схему, понятную для всех, за него можно голосовать. Законопроектом предлагается ввести единый подход к тарифообразованию», - попросил поддержать законопроект его коллеги по фракции Ярослав Сухой.

Таким образом, становится очевидным, что в парламенте, кроме представителей профильного комитета, весьма призрачно представляют, как регулируется в государстве работа естественных монополистов. Отвечая на поставленные парламентариями вопросы можно ответить, что, во-первых, предприятия, которые являются лицензиатами регулятора, отчитываются и получают утвержденные тарифы на свои услуги в Нацкомуслуг независимо от формы собственности. Остальные монополии регулируются местными властями. Относительно введения в тариф инвестиционной составляющей, речь не идет о расходовании госсредств. Средства на реализацию инвестпрограмм закладываются в стоимость коммунальных услуг, предоставляемых потребителю.

Впрочем, на сегодня регулятор и так утверждает и контролирует выполнение инвестиционных программ предприятий отрасли. Но они не прописаны в структуре тарифа отдельной составляющей, - источником их финансирования являются амортизационные отчисления.

Кроме того, в п.2 ст. 10 действующего закона «О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг» уже прописано, что тарифы на коммунальные услуги монополистов «должны обеспечивать возмещение всех экономически обоснованных плановых затрат на их производство с учетом плановой прибыли».

 
Комментарии (9)
Sergiy2
03 октября 2012 г. 09:55
Майже все вірно.Крім того, що в законодавсві не існує послуг з теплопостачанняю Їснує сфера теплопостачання(виробництво,транспортування,постачання). Та теплова енергія - товар, яка використовується для створення комфортних умов проживання та перебування в виробничих та інших приміщеннях.
Михаил1
03 октября 2012 г. 10:22
Думаю, для тех, кто составлял это законодательство, что сфера, что услуга - одно и то же
Мария Цатурян1
03 октября 2012 г. 10:38
Sergiy, Вам большое спасибо за внимание к нашим статьям, и к У.К. в целом! Ваши комментарии очень ценны для нас, поскольку только общаясь с представителями отрасли, мы - журналисты - можем получить представление о реальной ситуации. Спасибо за Ваши уточнения, я и наши корреспонденты, благодаря Вам, могут расти профессионально. Жду экспертных комментариев от других игроков отрасли.
SERGEY1
03 октября 2012 г. 10:05
Здается у Цатурян есть поклонник в НКРКП !
Мария Цатурян-1
03 октября 2012 г. 10:32
SERGEY, в Вашем нежном возрасте нужно беречь здоровье, не нервничать))) Зависть - это грех)))
Sergiy1
03 октября 2012 г. 10:48
,,Закон плох но он ЗАКОН,,Гріх- не читати правильно законодавство. Отже, як Ви човен назвете так він і попливе. А підводний човен на який схоже ЖКГ, тим більше.Бажаю успіхів та міцної нервової системи.Оскільки коли відсутні аргументи опоненти зриваються в піке.
Мария Цатурян1
03 октября 2012 г. 11:52
про грех не читать правильно законодательство - абсолютно согласна. Будем исправляться с Вашей помощью тоже)
Андрій Осадчий2
04 октября 2012 г. 09:40
Хотел бы я увидеть того камикадзе, который осмелиться судиться с Нацкомпослуг по поводу убыточных тарифов...
SERGEY1
04 октября 2012 г. 11:31
Камикадзе не нужен , нужен эффективный лоббист в виде отраслевой ассоциации (как пример) , либо любой другой формы , который не был бы афилирован с органами власти, и которому было бы все равно как подвешивать НКРКП .