ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Монополисты смогут судится с регулятором
З 1 квітня завезти гуманітарну допомогу буде можливо лише з використанням онлайн-системи
Тепер платники податків можуть взаємодіяти з ДПС у режимі відеоконференції
Депутати узаконили онлайн спілкування платників із податковою
Парламент намерен закрепить полномочия Нацкомуслуг по утверждению инвестиционных программ монополистов и контролю за их выполнением. В свою очередь, устанавливать экономически необоснованную стоимость на тепловую энергию и водоснабжение без компенсации тарифной разницы будет запрещено, и предприятия получат право оспаривать убыточные тарифы в суде.
Такие законодательные инициативы вчера Верховная Рада одобрила в первом чтении, приняв за основу проект закона №10368, зарегистрированный народным депутатом Игорем Глущенко (фракция «Партия регионов»). Документом предполагается внести изменения в закон «О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг» для того, чтобы четче прописать полномочия регулятора – Национальной комиссии, которая осуществляет госрегулирование в сфере коммунальных услуг.
В частности, планируется, что Нацкомиссия будет разрабатывать и утверждать порядки подачи, рассмотрения и выполнения инвестиционных программ тепло- и водоснабжающих предприятий. Регулятор будет утверждать инвестпрограммы, которые направлены на обновление основных фондов, увеличение энергоэффективности и уменьшение затрат монополистов, а также контролировать их выполнение. За такое решение проголосовал 351 народный депутат.
Читайте также: Дьявол прячется в тарифах
Напомним, лицензиатами Нацкоммуслуг являются предприятия водоснабжения, которые обеспечивают ресурсом населенные пункты, в которых проживает более 40 тыс человек. Регулятор также лицензирует деятельность теплогенерирующих компаний, ежегодная мощность которых составляет не менее 20 тыс. Гкал, и компаний, транспортирующих тепловую энергию, мощностью не менее 18 тыс. ГКал в год.
Законопроектом запрещается устанавливать тарифы, не окупающие затраты предприятий на производство и поставку услуг потребителю. Для этого документом предлагается внести изменения в законы «О питьевой воде и водоснабжении» и «О теплоснабжении» и закрепить алгоритм расчетов монополистов за энергоносители с использованием спецсчетов, полученные средства с которых распределяются уполномоченным банком. Кроме того, законопроектом вводятся такие понятия, как «экономически обоснованные затраты» и «экономически обоснованные инвестиции». При этом отмечается, что тем предприятиям, которые не являются лицензиатами регулятора, утверждать инвестиционные программы будут местные власти. Таким образом, тарифы на услуги централизованного водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения должны будут учитывать экономически обоснованные затраты и обеспечивать уровень рентабельности. Последний должен быть не ниже порога, установленного регулятором. На сегодня такой порог составляет 3%. Законопроектом вводиться принцип стимулирующего тарифообразования. То есть, в случае уменьшения себестоимости услуг монополистов в результате реализации соответствующей инвестпрограммы, сэкономленные средства должны будут направляться на обновление активов предприятия.
Вместе с тем, законопроект не отменяет бюджетного дотирования отрасли. В частности, если тариф на тепловую энергию или водоснабжение будет ниже экономически обоснованного уровня, то орган, который устанавливал этот тариф должен обеспечить в государственном или местном бюджете средства на выплату компенсации тарифной разницы. Если законопроект будет принят и вступит в силу, то устанавливать экономически необоснованные тарифы на услуги тепло- и водоснабжения без соответствующей компенсации будет запрещено, кроме того, участники рынка получат право оспаривать такие решения в суде.
Аналогичные инициативы были предложены парламенту Кабинетом министров. Вчера в сессионном зале также был рассмотрен правительственный законопроект №11030, в котором утверждение инвестиционных программ предприятий отрасли также планируется отнести в компетенцию регулятора. Однако, с учетом рекомендаций Комитета Рады по вопросам строительства, градостроения, ЖКХ и региональной политики, парламент поддержал депутатский вариант при условии, что во время доработки его ко второму чтению в документе будут учтены ключевые нормы правительственного законопроекта.
Читайте также: Бюджетная виселица украинского ЖКХ
Вместе с тем, несмотря на поддержку со стороны большинства парламентариев, законопроект подвергла критике оппозиция, продемонстрировав незнание структуры отрасли ЖКХ и непонимание принципов ее работы. «Не ясно, почему утверждение инвестиционных программ и контроль за их выполнением поручили регулятору, а Кабинету министров, ведь речь идет, фактически, об использовании средств госбюджета, - заявил с трибуны парламента Юрий Ганущак (фракция «БЮТ-Батькивщина»). – У нас в стране вообще путаница с тем, кто устанавливает тарифы на услуги ЖКХ». Не менее странной была реплика Владимира Арьева (фракция «НУ-НС»): «У нас отсутствуют механизмы контроля за такими предприятиями, как, например, «Киевэнерго». Кто им устанавливает тарифы?». Не особенно разбираются в тонкостях тарифообразования и в Партии регионов. «Документ предлагает схему, понятную для всех, за него можно голосовать. Законопроектом предлагается ввести единый подход к тарифообразованию», - попросил поддержать законопроект его коллеги по фракции Ярослав Сухой.
Таким образом, становится очевидным, что в парламенте, кроме представителей профильного комитета, весьма призрачно представляют, как регулируется в государстве работа естественных монополистов. Отвечая на поставленные парламентариями вопросы можно ответить, что, во-первых, предприятия, которые являются лицензиатами регулятора, отчитываются и получают утвержденные тарифы на свои услуги в Нацкомуслуг независимо от формы собственности. Остальные монополии регулируются местными властями. Относительно введения в тариф инвестиционной составляющей, речь не идет о расходовании госсредств. Средства на реализацию инвестпрограмм закладываются в стоимость коммунальных услуг, предоставляемых потребителю.
Впрочем, на сегодня регулятор и так утверждает и контролирует выполнение инвестиционных программ предприятий отрасли. Но они не прописаны в структуре тарифа отдельной составляющей, - источником их финансирования являются амортизационные отчисления.
Кроме того, в п.2 ст. 10 действующего закона «О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг» уже прописано, что тарифы на коммунальные услуги монополистов «должны обеспечивать возмещение всех экономически обоснованных плановых затрат на их производство с учетом плановой прибыли».