ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Бюджетная виселица украинского ЖКХ
В Киеве с понедельника вернут платную парковку
Бучанские школы переходят на дистанционное обучение
Кабмін не розрахувався за будівництво нового водогону після підриву Каховської ГЕС
Системный кризис, в котором находится ЖКХ последние 20 лет, является реальной угрозой национальной безопасности Украины, поскольку создает постоянную опасность аварий, которые могут стать причинами экологических, технологических и социальных катастроф. От того, насколько государство сможет адекватно и эффективно реагировать на такие вызовы, фактически будет зависеть вопрос сохранения жилищно-коммунальной инфраструктуры или ее полный упадок.
Однако однозначных ответов на проблемные вопросы и рецептов вывода из кризисной ситуации, в государственных чиновников, похоже, нет, ведь только за последнее десятилетие общегосударственных программ реформирования ЖКХ были разработаны целых три: Закон «Об Общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2004-2010 годы» от 24 июня 2004 года проект закона «Об Общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2008-2012 годы», закон «Об Общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2009-2014 годы» № 1869-IV в редакции от июня 2009 года.
Читайте также: ЖКХ дороже денег
Детальное ознакомление с указанными документами свидетельствует о разном видении их разработчиками путей реализации концепции реформирования ЖКХ. В идеале все они должны быть частью единого целого проекта реформирования отрасли, в них должны быть соблюдены принципы планомерности и закономерности: каждая следующая программа должна была бы следовать достижениям предыдущих программ. Зато в этих документах также не совпадают цели: цель Программы 2004-2010 годов «осуществление государственной политики по реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Программа 2009-2014 годов, согласно задекларированной цели, должна «определить принципы реализации государственной политики реформирования ЖКХ». Получается, что в 2004 году знали, каким образом реформировать отрасль, а в 2009 году - только формируют основы, а конкретных рецептов спасения отрасли не имеют.
Читайте также: Реформа ЖКХ - неутешительное будущее
Об эффективности указанных программ, то для их оценки даже не нужно обращаться к статистическим данным профильного министерства или Государственной службы статистики - каждый последующий документ предоставляет неудовлетворительную характеристику состояния отрасли. В Программе 2009-2014 годов отмечается, что серьезных положительных сдвигов в этой сфере еще не произошло, ситуация продолжает усугубляться, отсутствуют положительные изменения в становлении рыночных принципов хозяйствования, неэффективность реформирования отрасли привела к критическому состоянию основных фондов предприятий ЖКХ недостаток собственных и бюджетных финансовых ресурсов, их неэффективное размещение, отсутствие действенного механизма привлечения внебюджетных средств не способствуют решению задач технического переоснащения коммунальных предприятий и развития коммунальной инфраструктуры и т.д.
Кардинально изменить ситуацию к лучшему с государственным регулированием в области призваны были мероприятия по нормативно-правовому и научно-техническому обеспечению выполнения Программы 2009-2014 годов, сущность которых заключалась в разработке законопроектов о едином государственном регуляторе рынка коммунальных услуг, об уточнении полномочий различных органов при установлении тарифов, о внесении изменений в Законы Украины «О питьевой воде и питьевом водоснабжении», «О теплоснабжении» по поводу демонополизации рынка коммунальных услуг, об усовершенствовании метода государственно-частного партнерства и т.п.
За период 2009-2012 годов законопроектов, касающихся вопросов совершенствования и реформирования ЖКХ, было принято немало. Это и Закон Украины «О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг», Закон Украины «О государственно - частном партнерстве», Закона Украины о внесении изменений в Законы «О жилищно-коммунальных услугах», «О концессиях», «О питьевой воде и питьевом водоснабжения» и ряда других законов. Но вопрос не в количестве, а в качестве этих законов и их эффективности, а с этим оказалась проблема.
Как отмечает бывший народный депутат Украины, бывший член комитета Верховной Рады по вопросам строительства, градостроения, ЖКХ и региональной политики Виктор Матчук, за время после принятия этих законодательных актов в секторе жилищно-коммунальных услуг так и не обеспечено реальной конкуренции, господствует монополизм и пренебрежение потребителя, Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере коммунальных услуг так и не стала прозрачным регулятором отрасли, государством не обеспечено благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в отрасли - значит все 100% принятых во исполнение Программы 2009-2014 годов реально не выполняются и остаются декларациями о намерениях.
Читайте также: Государство и бизнес в ЖКХ: игра без правил
Понимая, что за последние пять лет состояние жилищно-коммунальной инфраструктуры только ухудшилось, разработчики Программы 2009-2014 годов заложили в нее беспрецедентные средства для финансирования: она предполагает направить на реформирование отрасли 23,37 млрд грн бюджетных средств, что почти на треть превышает аналогичный показатель Программы 2004-2010 и в четыре раза Программы 2008-2012 годов. Согласно этому увеличились и предлагаемые ежегодные расходы: с 2916,2 млн грн или 12,5% стоимости реализации программы в 2010 году до 2581,2 млн грн или 11% в 2014 году. Кроме того, наибольшие расходы программы предусмотрены на 2011-2013 годы - 25,6%, 28,9% и 21,9%.
На сайте Минрегиона приведена информация о выполнении расходов на реализацию государственных целевых программ, выполняемых в рамках бюджетной программы Министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины за 2010-2011 года. Эти данные, кроме тотального недофинансирования, свидетельствуют, что наибольший объем как утвержденного так и выполненного финансирования государственных целевых программ Министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства в 2010 году приходится на Общегосударственную программу реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2009-2014 годы (94 % и 92,4%, что равняется 525 млн грн и 377 млн грн утвержденного и выполненного соответственно).
Но эти цифры опять же не совпадают ни по размеру, не за единицей измерения с утвержденным объемом финансирования Программы 2009-2014 годов более 2 млрд грн. Аналогичная ситуация с финансированием Программы в 2011 году - профинансировано лишь 89% от запланированных объема средств, которая в свою очередь также не совпадает с объемом финансирования (вместо почти 6 млрд по программе реформирования в государственном бюджете на 2011 год предусмотрено лишь 4,9 млрд грн, а фактически профинансировано 3,7 млрд грн).
Помимо всего прочего, этот факт свидетельствует о значительных недостатках в организационном обеспечении планирования как реформирования отрасли, так и деятельности министерства: зачем утверждать финансирование программ в объемах, которые априори не могут быть выполнены?
На Комплексную государственную программу энергосбережения Украины, Программу обращения с твердыми бытовыми отходами приходится менее 0,1% общего объема финансирования. Кроме того, трудно представить, каким образом расходы в размере 1,33 млн грн в 2010 году и 2,44 млн грн в 2011 году могли бы способствовать энергосбережению в Украине при потребности в почти 5 млрд грн согласно Комплексной государственной программе энергосбережения Украины.
Профессиональный анализ указанных программ в разрезе источников финансирования свидетельствует о сомнительности рациональности и целесообразности осуществления указанных выше сумм расходов. Председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак разделяет скептическое настроение относительно целесообразности принятия таких программ вообще. «То, что принято Законом от 10.06.2009 года (Программа 2009-2014 годов - авт.) - реформой никак назвать нельзя, ведь настоящая реформа должна привести к качественным изменениям отношений между сторонами, к сокращению расходов из государственного бюджета за счет развития отрасли, за счет привлечения в отрасль ЖКХ средств потребителей и частных инвесторов, в свою очередь требует создания реальной конкуренции на рынке поставщиков коммунальных услуг. Без этих шагов Программа реформирования коммунальной отрасли превращается в простое перераспределение бюджетных средств непрозрачными, коррупционными схемами - как собственно происходит и сейчас», - констатирует господин Новак.
Оценивая программу реформирования ЖКХ 2009-2014 годов эксперт по экономическим вопросам Борис Кушнирук называет ее нереальной и утопической с точки зрения выполнения в установленные Программой сроки поставленных задач. «Пока в реальных действиях правительства и власти не появится желание реально реформировать коммунальный сектор экономики, то Программа реформирования ЖКХ 2009-2014 годов останется просто клочком бумаги, ведь реформу ЖКХ надо начинать с построения правильных, прозрачных отношений между участниками жилищно-коммунальных отношений путем внедрения раздельного метода предоставления коммунальных услуг и внедрения эффективного государственно-частного партнерства, а после этого уже определять источники финансирования таких реформированных отношений, приоритет в которых должен быть предоставлен средствам владельцев домов, квартир и частным инвесторам», - констатирует господин Кушнирук.
Читайте также: История всеукраинского обмана
Но похоже на то, что государственные чиновники не склонны прислушиваться к мнению специалистов-экономистов при принятии решений. Об этом свидетельствует заявление первого заместителя главы Минрегиона Александра Алипова о необходимости сокращения государственных целевых программ и целесообразности единой государственной целевой программы модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства. Как отметил господин Алипов, новая программа будет учитывать опыт предыдущих, а действующая Общегосударственная программа реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2009 - 2014 годы будет действовать в течение запланированного срока.
Поэтому, уважаемое коммунальное общество, нас ждет уже четвертое поколение Программы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства..., а оно будет последним, или оно принесет качественные изменения в многострадальную отрасль ЖКХ? Огромные сомнения есть по этому поводу, но Рубикон уже пройден, ждать осталось не очень долго...