ГлавнаяПубликацииФинансирование ЖКХБюджетная виселица украинского ЖКХ

Бюджетная виселица украинского ЖКХ

Системный кризис, в котором находится ЖКХ последние 20 лет, является реальной угрозой национальной безопасности Украины, поскольку создает постоянную опасность аварий, которые могут стать причинами экологических, технологических и социальных катастроф.

Системный кризис, в котором находится ЖКХ последние 20 лет, является реальной угрозой национальной безопасности Украины, поскольку создает постоянную опасность аварий, которые могут стать причинами экологических, технологических и социальных катастроф. От того, насколько государство сможет адекватно и эффективно реагировать на такие вызовы, фактически будет зависеть вопрос сохранения жилищно-коммунальной инфраструктуры или ее полный упадок.

Однако однозначных ответов на проблемные вопросы и рецептов вывода из кризисной ситуации, в государственных чиновников, похоже, нет, ведь только за последнее десятилетие общегосударственных программ реформирования ЖКХ были разработаны целых три: Закон «Об Общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2004-2010 годы» от 24 июня 2004 года проект закона «Об Общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2008-2012 годы», закон «Об Общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2009-2014 годы» № 1869-IV в редакции от июня 2009 года.

Читайте также: ЖКХ дороже денег

Детальное ознакомление с указанными документами свидетельствует о разном видении их разработчиками путей реализации концепции реформирования ЖКХ. В идеале все они должны быть частью единого целого проекта реформирования отрасли, в них должны быть соблюдены принципы планомерности и закономерности: каждая следующая программа должна была бы следовать достижениям предыдущих программ. Зато в этих документах также не совпадают цели: цель Программы 2004-2010 годов «осуществление государственной политики по реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Программа 2009-2014 годов, согласно задекларированной цели, должна «определить принципы реализации государственной политики реформирования ЖКХ». Получается, что в 2004 году знали, каким образом реформировать отрасль, а в 2009 году - только формируют основы, а конкретных рецептов спасения отрасли не имеют.

Читайте также: Реформа ЖКХ - неутешительное будущее

Об эффективности указанных программ, то для их оценки даже не нужно обращаться к статистическим данным профильного министерства или Государственной службы статистики - каждый последующий документ предоставляет неудовлетворительную характеристику состояния отрасли. В Программе 2009-2014 годов отмечается, что серьезных положительных сдвигов в этой сфере еще не произошло, ситуация продолжает усугубляться, отсутствуют положительные изменения в становлении рыночных принципов хозяйствования, неэффективность реформирования отрасли привела к критическому состоянию основных фондов предприятий ЖКХ недостаток собственных и бюджетных финансовых ресурсов, их неэффективное размещение, отсутствие действенного механизма привлечения внебюджетных средств не способствуют решению задач технического переоснащения коммунальных предприятий и развития коммунальной инфраструктуры и т.д.

Кардинально изменить ситуацию к лучшему с государственным регулированием в области призваны были мероприятия по нормативно-правовому и научно-техническому обеспечению выполнения Программы 2009-2014 годов, сущность которых заключалась в разработке законопроектов о едином государственном регуляторе рынка коммунальных услуг, об уточнении полномочий различных органов при установлении тарифов, о внесении изменений в Законы Украины «О питьевой воде и питьевом водоснабжении», «О теплоснабжении» по поводу демонополизации рынка коммунальных услуг, об усовершенствовании метода государственно-частного партнерства и т.п.

За период 2009-2012 годов законопроектов, касающихся вопросов совершенствования и реформирования ЖКХ, было принято немало. Это и Закон Украины «О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг», Закон Украины «О государственно - частном партнерстве», Закона Украины о внесении изменений в Законы «О жилищно-коммунальных услугах», «О концессиях», «О питьевой воде и питьевом водоснабжения» и ряда других законов. Но вопрос не в количестве, а в качестве этих законов и их эффективности, а с этим оказалась проблема.

Как отмечает бывший народный депутат Украины, бывший член комитета Верховной Рады по вопросам строительства, градостроения, ЖКХ и региональной политики Виктор Матчук, за время после принятия этих законодательных актов в секторе жилищно-коммунальных услуг так и не обеспечено реальной конкуренции, господствует монополизм и пренебрежение потребителя, Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере коммунальных услуг так и не стала прозрачным регулятором отрасли, государством не обеспечено благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в отрасли - значит все 100% принятых во исполнение Программы 2009-2014 годов реально не выполняются и остаются декларациями о намерениях.

Читайте также: Государство и бизнес в ЖКХ: игра без правил

Понимая, что за последние пять лет состояние жилищно-коммунальной инфраструктуры только ухудшилось, разработчики Программы 2009-2014 годов заложили в нее беспрецедентные средства для финансирования: она предполагает направить на реформирование отрасли 23,37 млрд грн бюджетных средств, что почти на треть превышает аналогичный показатель Программы 2004-2010 и в четыре раза Программы 2008-2012 годов. Согласно этому увеличились и предлагаемые ежегодные расходы: с 2916,2 млн грн или 12,5% стоимости реализации программы в 2010 году до 2581,2 млн грн или 11% в 2014 году. Кроме того, наибольшие расходы программы предусмотрены на 2011-2013 годы - 25,6%, 28,9% и 21,9%.

На сайте Минрегиона приведена информация о выполнении расходов на реализацию государственных целевых программ, выполняемых в рамках бюджетной программы Министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины за 2010-2011 года. Эти данные, кроме тотального недофинансирования, свидетельствуют, что наибольший объем как утвержденного так и выполненного финансирования государственных целевых программ Министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства в 2010 году приходится на Общегосударственную программу реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2009-2014 годы (94 % и 92,4%, что равняется 525 млн грн и 377 млн грн утвержденного и выполненного соответственно).

Но эти цифры опять же не совпадают ни по размеру, не за единицей измерения с утвержденным объемом финансирования Программы 2009-2014 годов более 2 млрд грн. Аналогичная ситуация с финансированием Программы в 2011 году - профинансировано лишь 89% от запланированных объема средств, которая в свою очередь также не совпадает с объемом финансирования (вместо почти 6 млрд по программе реформирования в государственном бюджете на 2011 год предусмотрено лишь 4,9 млрд грн, а фактически профинансировано 3,7 млрд грн).

Помимо всего прочего, этот факт свидетельствует о значительных недостатках в организационном обеспечении планирования как реформирования отрасли, так и деятельности министерства: зачем утверждать финансирование программ в объемах, которые априори не могут быть выполнены?

На Комплексную государственную программу энергосбережения Украины, Программу обращения с твердыми бытовыми отходами приходится менее 0,1% общего объема финансирования. Кроме того, трудно представить, каким образом расходы в размере 1,33 млн грн в 2010 году и 2,44 млн грн в 2011 году могли бы способствовать энергосбережению в Украине при потребности в почти 5 млрд грн согласно Комплексной государственной программе энергосбережения Украины.

Профессиональный анализ указанных программ в разрезе источников финансирования свидетельствует о сомнительности рациональности и целесообразности осуществления указанных выше сумм расходов. Председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак разделяет скептическое настроение относительно целесообразности принятия таких программ вообще. «То, что принято Законом от 10.06.2009 года (Программа 2009-2014 годов - авт.) - реформой никак назвать нельзя, ведь настоящая реформа должна привести к качественным изменениям отношений между сторонами, к сокращению расходов из государственного бюджета за счет развития отрасли, за счет привлечения в отрасль ЖКХ средств потребителей и частных инвесторов, в свою очередь требует создания реальной конкуренции на рынке поставщиков коммунальных услуг. Без этих шагов Программа реформирования коммунальной отрасли превращается в простое перераспределение бюджетных средств непрозрачными, коррупционными схемами - как собственно происходит и сейчас», - констатирует господин Новак.

Оценивая программу реформирования ЖКХ 2009-2014 годов эксперт по экономическим вопросам Борис Кушнирук называет ее нереальной и утопической с точки зрения выполнения в установленные Программой сроки поставленных задач. «Пока в реальных действиях правительства и власти не появится желание реально реформировать коммунальный сектор экономики, то Программа реформирования ЖКХ 2009-2014 годов останется просто клочком бумаги, ведь реформу ЖКХ надо начинать с построения правильных, прозрачных отношений между участниками жилищно-коммунальных отношений путем внедрения раздельного метода предоставления коммунальных услуг и внедрения эффективного государственно-частного партнерства, а после этого уже определять источники финансирования таких реформированных отношений, приоритет в которых должен быть предоставлен средствам владельцев домов, квартир и частным инвесторам», - констатирует господин Кушнирук.

Читайте также: История всеукраинского обмана

Но похоже на то, что государственные чиновники не склонны прислушиваться к мнению специалистов-экономистов при принятии решений. Об этом свидетельствует заявление первого заместителя главы Минрегиона Александра Алипова о необходимости сокращения государственных целевых программ и целесообразности единой государственной целевой программы модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства. Как отметил господин Алипов, новая программа будет учитывать опыт предыдущих, а действующая Общегосударственная программа реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2009 - 2014 годы будет действовать в течение запланированного срока.

Поэтому, уважаемое коммунальное общество, нас ждет уже четвертое поколение Программы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства..., а оно будет последним, или оно принесет качественные изменения в многострадальную отрасль ЖКХ? Огромные сомнения есть по этому поводу, но Рубикон уже пройден, ждать осталось не очень долго...

 
Комментарии (0)