ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
На почве проблем ЖКХ политический популизм недопустим
"Стосовно енергонезалежності наш фокус - на сонці"
"Сервіси для ветеранів мають мінімізувати бюрократію в армії"
Жилищно-коммунальную отрасль часто «обвиняют» в излишней политической заангажированности. Коммунальные вопросы всегда становятся политическими, когда речь идет о тарифах на услуги, проведении капитальных ремонтов в устаревшем жилфонде, выплате субсидий и других форм бюджетной компенсации. По сути, можно сказать, что политика всегда в лице государства «вмешивается» в сферу ЖКХ, пытаясь отстоять социальный аспект. Но в нашей стране возникают ситуации, когда идеи развития и реформирования всей отрасли становятся инструментом политической борьбы. Про то, как ЖКХ перестает быть отраслью экономики и превращается в набор политических лозунгов, ИА «Украина Коммунальная» рассказал президент Всеукраинской ассоциации частных инвесторов ЖКХ Сергей Бульбас.
- Сергей Валерьевич, в преддверии выборов ЖКХ становится удобной темой для политической агитации. Насколько раздаваемые политиками обещания, связанные с дальнейшим развитием отрасли, являются адекватными?
- Об адекватности предвыборных программ, построенных на том, что представитель той или иной политической силы обещает реформировать украинское ЖКХ, говорить сложно. В последнее время на улицах столицы стали появляться билборды, на которых кандидаты обещают решить все проблемы граждан в этой сфере. Например, я видел наружную рекламу такого содержания: «У вас проблемы с водой, теплом? Звоните нам!»... А дальше – название партии и номер телефона. Это означает одну простую вещь: начались выборы, и сейчас, используя тему ЖКХ, строить свой политический пиар начнут все желающие занять какую-либо должность во власти, независимо от того, являются они специалистами в этой области или нет. Сейчас в преддверии выборов снова будет поднят флаг «проблем ЖКХ», на этой теме начнутся спекуляции: будут раздаваться несусветные обещания о том, как быстрыми темпами реформировать отрасль. Причем, удивляет то, что люди, раздающие подобные обещания и публикующие свои телефоны, вряд ли смогут предоставить экспертную, квалифицированную консультацию в сфере, например, коммунальной теплоэнергетики и водоснабжения.
- Но, если говорить о специалистах, в действительности нет ничего зазорного в том, что люди, имеющие волю, ресурсы и знания отрасли изнутри идут во власть с обещаниями решить проблемы ЖКХ. Какими, по Вашему мнению, должны быть политические шаги человека, собирающегося в парламенте решать проблемы коммунального сектора?
- Для того, чтобы на самом деле осуществлять какие-либо реформы, в том числе в жилищно-коммунальной сфере, для этого нужно располагать соответствующими финансовыми ресурсами. Проблема в том, что люди, участвующие в предвыборной борьбе, вместо того, чтобы рассказать реальные механизмы инвестирования в отрасль, всего лишь декларируют лозунги. Мы уже это проходили неоднократно, как во время президентских и парламентских выборов, так и выборов в органы местного самоуправления. И каждый раз у нас в стране обнаруживались политические силы, представляющие себя специалистами в сфере ЖКХ. На моей памяти, таковыми уже себя заявляли и украинские коммунисты, и социалисты, и «регионалы», и «бютовцы». В итоге – воз и ныне там – реформа ЖКХ стоит на месте. Реальных финансовых механизмов реформирования ни одна из политических сил еще не предложила. Что касается юридических механизмов реформы отрасли, то здесь ситуация значительно лучше, поскольку в последнее время принимается множество законодательных инициатив, но на практике существующая законодательная база обеспечить развитие отрасли не может.
- То есть, Вы вообще не одобряете использование идей по реформе и развитию отрасли ЖКХ в качестве инструмента предвыборной борьбы? Вы не считаете, что ЖКХ может быть политической проблемой?
- Я не одобряю, во-первых, популизма на почве проблем ЖКХ. Во-вторых, я не одобряю необоснованность использования каких-либо громких лозунгов и раздачу непродуманных обещаний в этой сфере. И главное, я не одобряю того, когда раздавать рецепты реформирования отрасли начинают люди, которые не являются специалистами в ней.
- Если бы Вы участвовали в предстоящих выборах, на чем бы основывалась ваша кампания?
- Прежде всего, нужно четко понимать, какие конкретные проблемы существуют в отрасли. Во-вторых, необходимо предложить механизмы их разрешения, и, в-третьих, нужно также проанализировать, что в результате проводимых реформ получит конечный потребитель. То есть, надо четко понимать, чего мы хотим добиться: то ли это будет улучшение качества услуг ЖКХ, то ли уменьшение их стоимости.
- Практически любая проблема в ЖКХ упирается в отсутствие финансирования и несовершенство законодательной базы. Где искать финансовые ресурсы людям, заявляющим «о необходимости спасения отрасли»?
- Механизмы и источники финансирования отрасли уже давно известны. Это, прежде всего, государственные средства, которые закладываются в бюджет для последующей реконструкции и модернизации отрасли. Но, в нашей стране ресурсов, которые позволят решить проблемы ЖКХ, в госбюджете нет. Поэтому решать проблемы отрасли можно посредством привлечения инвестиций различных международных финансовых институтов. Однако, данная ситуация осложняется тем, что зачастую международные банки и финансовые организации требуют государственных гарантий возврата этих средств, а это точно также потребует от правительства отдельной статьи расходов в бюджете. И третий вариант – привлечение частного капитала. Инвестиции в сферу природных монополий возможны только на условиях узаконенных форм государственно-частного партнерства: концессии или аренды коммунальных предприятий.
- Но ведь экономические риски частного инвестора при работе в отрасли ЖКХ сейчас чрезвычайно велики…
- Безусловно. Но я предлагаю посмотреть на эту проблему с другой стороны: насколько потребители услуг ЖКХ готовы принимать приход на этот рынок частных компаний. В обществе сформировалось отрицательное восприятие, основанное на том, что якобы вложение частного капитала в развитие ЖКХ неминуемо влечет повышение тарифов. Это не совсем так. Но опять же, на фоне популистских политических заявлений, мнение у потребителей бытует именно такое. Хотя, ни один инвестор, вкладывая средства в объекты природной монополии, не может самостоятельно завышать или занижать стоимость предоставляемых услуг. Это компетенция органов государственного регулирования. А если речь идет о частных инвестициях в коммунальное хозяйство, регулируемое органами местного самоуправления, то мы снова сталкиваемся с политической заангажированностью и популистской тарифной политикой.
Беседовала Мария Цатурян
Читайте также: Коммунальный джокер в политическом рукаве