ГлавнаяИнтервьюИнтервьюНа почве проблем ЖКХ политический популизм недопустим

На почве проблем ЖКХ политический популизм недопустим

Нужно четко понимать, какие конкретные проблемы существуют в отрасли. Во-вторых, необходимо предложить механизмы их разрешения, и, в-третьих, нужно также проанализировать, что в результате проводимых реформ получит конечный потребитель

 Жилищно-коммунальную отрасль часто «обвиняют» в излишней политической заангажированности. Коммунальные вопросы всегда становятся политическими, когда речь идет о тарифах на услуги, проведении капитальных ремонтов в устаревшем жилфонде, выплате субсидий и других форм бюджетной компенсации. По сути, можно сказать, что политика всегда в лице государства «вмешивается» в сферу ЖКХ, пытаясь отстоять социальный аспект. Но в нашей стране возникают ситуации, когда идеи развития и реформирования всей отрасли становятся инструментом политической борьбы. Про то, как ЖКХ перестает быть отраслью экономики и превращается в набор политических лозунгов, ИА «Украина Коммунальная» рассказал президент Всеукраинской ассоциации частных инвесторов ЖКХ Сергей Бульбас.

- Сергей Валерьевич, в преддверии выборов ЖКХ становится удобной темой для политической агитации. Насколько раздаваемые политиками обещания, связанные с дальнейшим развитием отрасли, являются адекватными?

- Об адекватности предвыборных программ, построенных на том, что представитель той или иной политической силы обещает реформировать украинское ЖКХ, говорить сложно. В последнее время на улицах столицы стали появляться билборды, на которых кандидаты обещают решить все проблемы граждан в этой сфере. Например, я видел наружную рекламу такого содержания: «У вас проблемы с водой, теплом? Звоните нам!»... А дальше – название партии и номер телефона. Это означает одну простую вещь: начались выборы, и сейчас, используя тему ЖКХ, строить свой политический пиар начнут все желающие занять какую-либо должность во власти, независимо от того, являются они специалистами в этой области или нет. Сейчас в преддверии выборов снова будет поднят флаг «проблем ЖКХ», на этой теме начнутся спекуляции: будут раздаваться несусветные обещания о том, как быстрыми темпами реформировать отрасль. Причем, удивляет то, что люди, раздающие подобные обещания и публикующие свои телефоны, вряд ли смогут предоставить экспертную, квалифицированную консультацию в сфере, например, коммунальной теплоэнергетики и водоснабжения.

- Но, если говорить о специалистах, в действительности нет ничего зазорного в том, что люди, имеющие волю, ресурсы и знания отрасли изнутри идут во власть с обещаниями решить проблемы ЖКХ. Какими, по Вашему мнению, должны быть политические шаги человека, собирающегося в парламенте решать проблемы коммунального сектора?

- Для того, чтобы на самом деле осуществлять какие-либо реформы, в том числе в жилищно-коммунальной сфере, для этого нужно располагать соответствующими финансовыми ресурсами. Проблема в том, что люди, участвующие в предвыборной борьбе, вместо того, чтобы рассказать реальные механизмы инвестирования в отрасль, всего лишь декларируют лозунги. Мы уже это проходили неоднократно, как во время президентских и парламентских выборов, так и выборов в органы местного самоуправления. И каждый раз у нас в стране обнаруживались политические силы, представляющие себя специалистами в сфере ЖКХ. На моей памяти, таковыми уже себя заявляли и украинские коммунисты, и социалисты, и «регионалы», и «бютовцы». В итоге – воз и ныне там – реформа ЖКХ стоит на месте. Реальных финансовых механизмов реформирования ни одна из политических сил еще не предложила. Что касается юридических механизмов реформы отрасли, то здесь ситуация значительно лучше, поскольку в последнее время принимается множество законодательных инициатив, но на практике существующая законодательная база обеспечить развитие отрасли не может.

- То есть, Вы вообще не одобряете использование идей по реформе и развитию отрасли ЖКХ в качестве инструмента предвыборной борьбы? Вы не считаете, что ЖКХ может быть политической проблемой?

- Я не одобряю, во-первых, популизма на почве проблем ЖКХ. Во-вторых, я не одобряю необоснованность использования каких-либо громких лозунгов и раздачу непродуманных обещаний в этой сфере. И главное, я не одобряю того, когда раздавать рецепты реформирования отрасли начинают люди, которые не являются специалистами в ней.

- Если бы Вы участвовали в предстоящих выборах, на чем бы основывалась ваша кампания?

- Прежде всего, нужно четко понимать, какие конкретные проблемы существуют в отрасли. Во-вторых, необходимо предложить механизмы их разрешения, и, в-третьих, нужно также проанализировать, что в результате проводимых реформ получит конечный потребитель. То есть, надо четко понимать, чего мы хотим добиться: то ли это будет улучшение качества услуг ЖКХ, то ли уменьшение их стоимости.

- Практически любая проблема в ЖКХ упирается в отсутствие финансирования и несовершенство законодательной базы. Где искать финансовые ресурсы людям, заявляющим «о необходимости спасения отрасли»?

- Механизмы и источники финансирования отрасли уже давно известны. Это, прежде всего, государственные средства, которые закладываются в бюджет для последующей реконструкции и модернизации отрасли. Но, в нашей стране ресурсов, которые позволят решить проблемы ЖКХ, в госбюджете нет. Поэтому решать проблемы отрасли можно посредством привлечения инвестиций различных международных финансовых институтов. Однако, данная ситуация осложняется тем, что зачастую международные банки и финансовые организации требуют государственных гарантий возврата этих средств, а это точно также потребует от правительства отдельной статьи расходов в бюджете. И третий вариант – привлечение частного капитала. Инвестиции в сферу природных монополий возможны только на условиях узаконенных форм государственно-частного партнерства: концессии или аренды коммунальных предприятий.

- Но ведь экономические риски частного инвестора при работе в отрасли ЖКХ сейчас чрезвычайно велики…

- Безусловно. Но я предлагаю посмотреть на эту проблему с другой стороны: насколько потребители услуг ЖКХ готовы принимать приход на этот рынок частных компаний. В обществе сформировалось отрицательное восприятие, основанное на том, что якобы вложение частного капитала в развитие ЖКХ неминуемо влечет повышение тарифов. Это не совсем так. Но опять же, на фоне популистских политических заявлений, мнение у потребителей бытует именно такое. Хотя, ни один инвестор, вкладывая средства в объекты природной монополии, не может самостоятельно завышать или занижать стоимость предоставляемых услуг. Это компетенция органов государственного регулирования. А если речь идет о частных инвестициях в коммунальное хозяйство, регулируемое органами местного самоуправления, то мы снова сталкиваемся с политической заангажированностью и популистской тарифной политикой.

Беседовала Мария Цатурян
 

Читайте также: Коммунальный джокер в политическом рукаве

 
Комментарии (1)
Виталий 3
15 марта 2012 г. 10:32
Очень своевременная статья.