ГлавнаяПубликацииГазоснабжениеНормативы газопотребления: защита населения наоборот

Нормативы газопотребления: защита населения наоборот

Минрегион разработал пакет поправок к действующим социальным нормативам предоставления жилищно-коммунальных услуг. Нововведения ударят по кошелькам получателей льгот и субсидий, но позволят сэкономить на выплатах из госбюджета.

Уже три месяца в Украине действуют «раздвоенные» нормы потребления газа — для льготников и получателей субсидий установлены нормы в два раза большие, чем для остальных граждан. 

Как известно, в апреле Кабмин принял постановление №237, которым вдвое снизил нормативы газопотребления для «бессчетчиковых» абонентов. В результате, для владельцев квартир с газовой печью и колонкой нормы потребления газа снижены с 18 до 9 кубов на человека в месяц, для владельцев квартир с газовыми плитами и централизованным отоплением — с 6 до 3 куб. м, а для собственников недвижимости, оборудованной только плитами — с 9 до 4,5 куб. м. 
 
Однако действие постановления №237 распространяется лишь на граждан, которые самостоятельно оплачивают ЖКУ. При расчете размеров коммунальных льгот и жилищных субсидий учитываются другие нормы — социальные. Год назад Кабмин их свел воедино в постановлении №409. Изменения в этот документ еще не вносились, но в Минрегионе считают, что откорректировать его нужно, поскольку перечень действующих социальных нормативов не полный, а сам документ не лишен недостатков. Ведомством подготовлен целый пакет поправок и разработан соответствующий проект постановления Кабмина.
 
«Фокус» в том, что ключевое нововведение, предложенное Минрегионом, не повышает уровень социальной защиты льготников и получателей субсидий, чего можно было бы ожидать в условиях резкого повышения цен на ЖКУ, а наоборот — ограничивает возможности населения по получению компенсаций. Суть нововведения проста — низведение социальных нормативов потребления газа до уровня, установленного постановлением №237. Проще говоря, — уменьшение их вдвое.

Логика есть, смысл под вопросом

Логика в предложении Минрегиона, несомненно, есть. Социальный норматив не может быть ниже «общегражданского» по определению. К тому же, ситуация, когда плата за газ с «бессчетчикового» владельца квартиры с централизованным отоплением взимается за 3 куб. м, а субсидия или льгота ему предоставляется в пределах 6 куб. м потребленного газа, явно аномальна. Получается, что сейчас для «бессчетчиковых» абонентов нормы установлены на уровне ниже минимального. 
 
Правда, как оказалось, для Кабмина это обстоятельство — не преграда. Более того, после принятия постановления №237 Премьер-министр Арсений Яценюк подчеркнул, что нормативы потребления газа уменьшены с условием, что «социально незащищенные слои населения не подпадают под пересмотр этой нормы, им и дальше поставляется дешевый газ, как это было заявлено правительством». На этом акцентировал внимание и председатель НКРЭКУ Дмитрий Вовк: еще в апреле он пояснил что «никакие социальные стандарты» постановление не затрагивает. 
 
Минрегион предложил логику в нормировании восстановить и соцстандарты газопотребления все-таки затронуть и унифицировать. В другой ситуации это стремление можно было бы лишь приветствовать. Проблема в том, что само постановление №237, в соответствие с которым Министерство намерено привести социальные нормативы, неоднозначно. 

Благими намерениями…

Вообще, при принятии решения о снижении норм «бесчетчикового» потребления газа Кабмин задекларировал три основные цели. По словам Арсения Яценюка, первая — приведение действующих норм «в соответствие с фактическим потреблением». Вторая — простимулировать облгазы «как можно быстрее установить приборы учета» в домах и квартирах, которые ими не оснащены. И в довершение - защитить «бессчетчиковых» абонентов от возросших тарифов.
 
Вот только в реалии ни одна из заявленных целей не вписывается. С момента издания документа прошло всего три месяца, но уже сегодня можно констатировать, что внедрение сниженных норм потребления привело к эффекту, обратному от желаемого. У потребителей появился реальный стимул для отказа от счетчиков газа, поскольку сейчас выгоднее оплачивать газ по установленным правительством нормам. На местах тенденция к переходу на оплату газа «по норме» уже набирает обороты. При такой диспозиции поставщики газа вряд ли смогут существенно нарастить количество домов и квартир, оснащенных приборами учета, да еще в сжатые сроки. Не случайно НАК «Нафтогаз» уже выступил за срочный возврат ранее действовавших нормативов. 

Невеселая арифметика

С приведением норм в соответствие с фактическим потреблением газа ситуация еще хуже. В мае НКРЭКУ обнародовала данные о газопотреблении и оснащении населения счетчиками. По данным Нацкомиссии, исключительно для приготовления пищи газ используют около 3,797 млн абонентов, а годовой объем потребления ими газа — 0,957 млрд куб. м. Несложно подсчитать, что фактический объем потребления газа в этой категории — 21 куб. м газа в месяц одним домохозяйством. По данным Госстата, средний размер домохозяйства — 2,6 человека. Таким образом, средний объем потребления газа одним жителем квартиры без газовой колонки (с централизованным отоплением или только с печью) — около 8 куб. м в месяц. Между тем, постановлением №237 для жителей таких квартир нормативы установлены в размере 3 куб. м и 4,5 куб. м, то есть явно заниженные в сравнении с фактическим потреблением. Похожая ситуация и с нормированием газопотребления владельцами квартир с печами и колонками. По данным НКРЭКУ, таких абонентов — 858 тыс., а годовой объем потребления ими газа 0,638 млрд куб. м. Это 62 куб. м в месяц на одно домохозяйство или около 24 куб. м на одного человека. То есть и для этой категории потребителей норматив потребления в 9 куб. м по сравнению с фактическим потреблением газа занижен почти втрое. 
 
 
Примечательно, что введение «микроскопических» норм газопотребления инициировала сама НКРЭКУ, но вот как она их рассчитала - остается загадкой.
 
Кстати, «Нафтогаз» необходимость отмены действующих норм потребления газа также обосновал их несоответствием фактическому потреблению. По словам главы НАКа Андрея Коболева, действующие нормы меньше, чем потребление газа большинством семей. 
 
На этом фоне социальные нормативы газопотребления и без урезания выглядят бледно, поскольку не исключено, что занижены даже они. Правда, Минрегион неоднократно подчеркивал, что при расчете социальных норм проанализированы данные о фактическом потреблении коммунальных услуг почти 55 тыс. домохозяйствами, получающими субсидиями. Однако в Украине проводились и другие исследования, в частности, институтом «УкрНИИинжпроектом». По данным этих исследований, фактические нормы потребления несколько выше действующих соцнорм. Поэтому для их снижения, а тем более — вдвое, серьезных оснований нет.
 
Нельзя не упомянуть и о том, что сфера действия постановления №237 и «половинных» норм, НКРЭКУ и Кабмином, мягко говоря, преуменьшены. В апреле Дмитрий Вовк заявил, что снижение норм коснется 7% домохозяйств. Об этом же заявил и Арсений Яценюк. На самом деле, 7% — это доля газа, которую потребляют «бессчетчиковые» абоненты. Их самих, по данным той же НКРЭКУ, сейчас насчитывается 3,1 млн. Это 28% от общего количества бытовых потребителей газа (11,1 млн), а без учета абонентов, которые используют газ для отопления и под действие постановления №237 не подпадают, поскольку на 100% оснащены приборами учета, — и вовсе 67%. 
 
Проще говоря, большая часть многоэтажек газовыми счетчиками не оснащена. И по мановению волшебной палочки приборы учета в этих домах не появятся. А после вступления в силу постановления №237 — тем более. 

Гуд бай, баланс

Что же касается потребителей, о которых позаботились разработчики сниженных нормативов, они все равно остались «в минусе». С 1 апреля тарифы на газ для «бессчетчиковых» абонентов повышены в 5,5 раз — до 7,188 грн за куб. м. Снижение норм потребления позволило им платить за газ вдвое меньше. Но в целом, стоимость газа для них все равно повысилась. Например, для квартир с централизованным отоплением — с 7,79 грн за куб. м до 21,56 грн за куб. м с человека. По сути, Кабмин, приняв постановление №237, предоставил «бессчетчиковым» абонентам 50% скидку на газ. 
 
И все бы ничего, но этот широкий жест может привести к серьезной разбалансировке газовых платежей. От того, что нормы потребления уменьшены, фактическое потребление газа не изменилось. А вот затраты его поставщиков возросли, поскольку сверхнормативное газопотребление оплачивают они. За год «бессчетчиковые» абоненты потребляют около 1 млрд куб. м газа, так что цена пересмотра нормативов высока — счет идет на миллиарды гривен. 
 
 
Понятно, что долго так продолжаться не может. Вероятно, вскоре появятся очередные нововведения в сфере нормирования газопотребления. Причем речь идет не только об отмене спорного постановления №237. Потенциальных выходов из ситуации несколько. Например, повышение платы за газ для «бесчетчиковых» абонентов в два раза.
 
Есть, правда, один нюанс. Согласно Закону «Об обеспечении коммерческого учета природного газа» 1 января 2016 года поставщики обретут право отключать газ в квартирах с печами и колонками в случае отказа потребителей от установки счетчиков. Для квартир с централизованным отоплением и квартир, оснащенных только печами, эта норма начнет действовать с 1 января 2018 года. Поэтому рано или поздно категория «бесчетчиковых» абонентов в Украине исчезнет, а волна отключений от счетчиков прекратится. 
 
Пока же Кабмин занял позицию стимулирования поставщиков к оснащению жилья приборами учета. 17 июля НКРЭКУ обнародовала проект распоряжения Кабмина, которое предписывает газораспределительным предприятиям в домах с колонками обеспечить 100% установление счетчиков газа, а в остальных домах и квартирах — максимально активизировать процесс. Вот только ответа на вопрос, как это сделать в условиях, когда абоненты бегут от счетчиков, а принудить к установке приборов учета большую часть из них можно будет лишь через 2 года (на долю «бессчетчиковых» абонентов, проживающих в квартирах к колонками, приходится лишь 7,7%), проект распоряжения не дает. 
 
Так что для пересмотра социальных нормативов газопотребления время сейчас не самое подходящее. Впрочем, с учетом того, что урезание соцстандартов — мера непопулярная, вряд ли Кабмин решится на реализацию предложений Минрегиона до проведения выборов. А в сегодняшней ситуации каждый месяц, прожитый без увеличения расходов на коммуналку, — уже достижение.
 
Валентин Хорошун, специально для ИА «Украина Коммунальная»

Реклама: Каждый человек хочет внести в дом уют и комфорт. Одни из них пользуются услугами специалистов, а другие делают все своими усилиями. Вашему вниманию предлагается портал для умельцев – «сделай сам». Более детально ознакомиться с информацией, которая может помочь благоустроить дом, квартиру или дачу, можно на сайте umeltsi.ru. Также Вы можете поделиться сами с полезной информацией.

 
Комментарии (1)
Коля Пухов
30 июля 2015 г. 07:15
Пільги і субсдиї у нас отримують далеко не найбідніші. Багато українців взагалі не мають ні пенсії, ні зарплати , звільнені з роботи у зв"язку з "ліквідаціями" державних установ, живуть по декілька років випадковими підробітками та за рахунок допомоги від інших членів сім"ї. І немає їм ні пільг, ні субсидій.