ГлавнаяКолонкиКолонкиНормативная казуистика на страже прав потребителей

Нормативная казуистика на страже прав потребителей

Абонент имеет право на возврат средств, если официально подтвердит, что вследствие тех или иных объективных причин реальные объемы потребленных им услуг были меньше объемов, предъявленные ему к оплате

Не претендует на раздел «Новости» утверждение о том, что у населения, поставщиков услуг, законодателейи руководителей ЖЭКов разные взгляды на права потребителей. Но любой абсурддолжен иметь свои рамки!

По ст. 16, п. 2 и ст. 19п.3 Типового договора (утвержденного Постановлением Кабмина № 630 от 21 июля 2005 г.), потребитель имеет право знать и требовать «информацию о ... их (услуг) потребительских свойствах», однако отдельные ЖЭКи Киева настаивают натом, что потребителю такая информация не нужна, и она не имеет обоснованногосодержания. В ПАО «АК «Киевводоканал» по этому вопросу придерживаются другогомнения. Там отмечают, что в понятие «потребительские свойства услуги» следуетвключить:

1) Для поставки холоднойводы:

- Качество воды, котораядолжна соответствовать Государственным санитарным нормам и правилам «Гигиенические требования к воде питьевой, предназначенной для потреблениячеловеком» (ДержСанПиН 2.2.4-171-10);

- Режим отпуска(получения) питьевой воды. В Киеве – круглосуточно;

- Давление в точкепередачи услуги потребителю (абоненту), которое должно соответствоватьпроектным решениям, согласованным с ПАО «АК «Киевводоканал».

2) Для услугиводоотведения:

- Качество сточных вод.Для всех абонентов, сбрасывающих сточные воды в систему канализации города,устанавливаются единые нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ всоответствии с Сан ПиН 4630-88 «Санитарные правила и нормы охраны поверхностныхвод от загрязнения» 1988 года;

- Режим приема сточныхвод в городскую систему канализации. В Киеве – круглосуточно.

Кроме того, потребительскимсвойством обеих услуг является тот факт, что все потребители отнесены к однойиз трех групп: население, бюджетные учреждения, другие потребители, для каждойиз которых установлены отдельные тарифы оплаты за 1 м3 потребленной услуги.

Качество сточных водможет отображаться на стоимости услуги по водоотведению. Если в сточных водахбудет выявлено превышение допустимых концентраций, стоимость услуги будетувеличена вследствие применения кратного тарифа, который определяется согласнопорядку, установленному действующими Правилами приема сточных вод абонентов всистему канализации г. Киева.

Согласно п.2 ч. 1 ст. 20 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» № 1875-IV потребителюгарантировано право получать в установленном порядке необходимую информацию оперечне жилищно-коммунальных услуг, в т.ч. их потребительских свойствах. Этоправо также охраняется нормами Закона Украины «О защите прав потребителей».

Нет единства во взглядахна ст. 19. и в п. 15: посредник уверен, что потребителя достаточно освободитьот платы за услуги в случае их непредоставления, хотя Постановление № 630предусматривает также «выплату компенсации за превышение сроков проведенияаварийно-восстановительных работ» - в ЖЭК о такой ​​формулировке, как «срокипроведение аварийно-восстановительных работ» не слышали и утверждают, чтотакого понятия просто не существует.

В п. 3 ч. 3 ст. 16 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» написано, что аварийная ситуация илиремонтные работы по устранению неисправностей должны быть ликвидированы в срокне более суток. Поэтому Исполнитель обязан в случае длительностиаварийно-восстановительных работ более суток осуществить соответствующееуменьшение платы за предоставленные услуги.

Согласно пункту 8.4СанПиН 2.04.02-84 «Водоснабжение наружной сети и сооружений», в зависимости отдиаметра трубы, сроки ликвидации составляют: до 400 мм – 24 часов, от 400 до1000 мм – 30 часов, свыше 1000 мм – 36 ч.

Для восстановленияблагоустройства территории, на которой было совершено разрытие в целяхликвидации повреждения, ПАО «АК «Киевводоканал» в соответствии с нормативамиимеет 14 дней. Локализация утечки на сетях осуществляется оперативно в течениепервых часов, а полная ликвидация аварии с восстановлением водоснабжения обычно занимает не более 1-2 суток в зависимости от сложности повреждения.

Согласно п.2 ст. 21. ЖЭКзабыл, что он несет ответственность в случае: «оказание услуг не в полномобъеме, снижения их качества, в частности снижение их количественных и/иликачественных показателей – путем уменьшения размера платы и выплаты потребителюкомпенсации за превышение сроков проведения аварийно-восстановительных работ вразмере, установленном законодательством, ___ процентов месячной платы зауслугу за каждые сутки ее непредоставления». В ЖЭКе утверждают, что такихразмеров просто не существует, а соответственно размер любых возмещенийопределяется только в судебном порядке.

Но зачем идти в суд, если Кабинетом Министров Украины 17 февраля 2010 года было принято Постановление №151, которым определен Порядок проведения пересчета размера платы за предоставлениеуслуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды иводоотводу в случае непредоставления их или предоставления не в полном объеме, снижения качества? В этом постановлении содержатся все размеры и коэффициенты для осуществления соответствующего перерасчета.

Абонент имеет право навозврат средств, если официально подтвердит, что вследствие тех или иныхобъективных причин реальные объемы потребленных им услуг были меньше объемов, предъявленные ему к оплате.

Александр Гаврилюк,специально для ИА «Украина Коммунальная»

 
Комментарии (0)