Не претендует на раздел «Новости» утверждение о том, что у населения, поставщиков услуг, законодателейи руководителей ЖЭКов разные взгляды на права потребителей. Но любой абсурддолжен иметь свои рамки!
По ст. 16, п. 2 и ст. 19п.3 Типового договора (утвержденного Постановлением Кабмина № 630 от 21 июля 2005 г.), потребитель имеет право знать и требовать «информацию о ... их (услуг) потребительских свойствах», однако отдельные ЖЭКи Киева настаивают натом, что потребителю такая информация не нужна, и она не имеет обоснованногосодержания. В ПАО «АК «Киевводоканал» по этому вопросу придерживаются другогомнения. Там отмечают, что в понятие «потребительские свойства услуги» следуетвключить:
1) Для поставки холоднойводы:
- Качество воды, котораядолжна соответствовать Государственным санитарным нормам и правилам «Гигиенические требования к воде питьевой, предназначенной для потреблениячеловеком» (ДержСанПиН 2.2.4-171-10);
- Режим отпуска(получения) питьевой воды. В Киеве – круглосуточно;
- Давление в точкепередачи услуги потребителю (абоненту), которое должно соответствоватьпроектным решениям, согласованным с ПАО «АК «Киевводоканал».
2) Для услугиводоотведения:
- Качество сточных вод.Для всех абонентов, сбрасывающих сточные воды в систему канализации города,устанавливаются единые нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ всоответствии с Сан ПиН 4630-88 «Санитарные правила и нормы охраны поверхностныхвод от загрязнения» 1988 года;
- Режим приема сточныхвод в городскую систему канализации. В Киеве – круглосуточно.
Кроме того, потребительскимсвойством обеих услуг является тот факт, что все потребители отнесены к однойиз трех групп: население, бюджетные учреждения, другие потребители, для каждойиз которых установлены отдельные тарифы оплаты за 1 м3 потребленной услуги.
Качество сточных водможет отображаться на стоимости услуги по водоотведению. Если в сточных водахбудет выявлено превышение допустимых концентраций, стоимость услуги будетувеличена вследствие применения кратного тарифа, который определяется согласнопорядку, установленному действующими Правилами приема сточных вод абонентов всистему канализации г. Киева.
Согласно п.2 ч. 1 ст. 20 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» № 1875-IV потребителюгарантировано право получать в установленном порядке необходимую информацию оперечне жилищно-коммунальных услуг, в т.ч. их потребительских свойствах. Этоправо также охраняется нормами Закона Украины «О защите прав потребителей».
Нет единства во взглядахна ст. 19. и в п. 15: посредник уверен, что потребителя достаточно освободитьот платы за услуги в случае их непредоставления, хотя Постановление № 630предусматривает также «выплату компенсации за превышение сроков проведенияаварийно-восстановительных работ» - в ЖЭК о такой формулировке, как «срокипроведение аварийно-восстановительных работ» не слышали и утверждают, чтотакого понятия просто не существует.
В п. 3 ч. 3 ст. 16 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» написано, что аварийная ситуация илиремонтные работы по устранению неисправностей должны быть ликвидированы в срокне более суток. Поэтому Исполнитель обязан в случае длительностиаварийно-восстановительных работ более суток осуществить соответствующееуменьшение платы за предоставленные услуги.
Согласно пункту 8.4СанПиН 2.04.02-84 «Водоснабжение наружной сети и сооружений», в зависимости отдиаметра трубы, сроки ликвидации составляют: до 400 мм – 24 часов, от 400 до1000 мм – 30 часов, свыше 1000 мм – 36 ч.
Для восстановленияблагоустройства территории, на которой было совершено разрытие в целяхликвидации повреждения, ПАО «АК «Киевводоканал» в соответствии с нормативамиимеет 14 дней. Локализация утечки на сетях осуществляется оперативно в течениепервых часов, а полная ликвидация аварии с восстановлением водоснабжения обычно занимает не более 1-2 суток в зависимости от сложности повреждения.
Согласно п.2 ст. 21. ЖЭКзабыл, что он несет ответственность в случае: «оказание услуг не в полномобъеме, снижения их качества, в частности снижение их количественных и/иликачественных показателей – путем уменьшения размера платы и выплаты потребителюкомпенсации за превышение сроков проведения аварийно-восстановительных работ вразмере, установленном законодательством, ___ процентов месячной платы зауслугу за каждые сутки ее непредоставления». В ЖЭКе утверждают, что такихразмеров просто не существует, а соответственно размер любых возмещенийопределяется только в судебном порядке.
Но зачем идти в суд, если Кабинетом Министров Украины 17 февраля 2010 года было принято Постановление №151, которым определен Порядок проведения пересчета размера платы за предоставлениеуслуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды иводоотводу в случае непредоставления их или предоставления не в полном объеме, снижения качества? В этом постановлении содержатся все размеры и коэффициенты для осуществления соответствующего перерасчета.
Абонент имеет право навозврат средств, если официально подтвердит, что вследствие тех или иныхобъективных причин реальные объемы потребленных им услуг были меньше объемов, предъявленные ему к оплате.
Александр Гаврилюк,специально для ИА «Украина Коммунальная»