ГлавнаяПубликацииТарифы ЖКХНовые тарифы ЖКХ - кто кого обманывает?

Новые тарифы ЖКХ - кто кого обманывает?

Взаимоотношения между предоставителями жилищно-коммунальных услуг и потребителями за все годы существования независимого государства Украина никогда не были простыми. Однако, пик обострения настал этим летом.

С 1 мая в Украине почти на 60% выросли тарифы на газ для потребностей населения. До этого стоимость газа не менялась с августа 2010 года. Минимальный тариф составлял 720 грн. за тысячу кубометров. Цена газа для населения и в дальнейшем будет расти в течение следующих трех лет. Пересмотреть газовые тарифы запланировано на 2015 год - на 40%, 2016-й - на 20% и в 2017 - на 20%.

С 1 июля в Украине повышены тарифы на тепловую энергию для населения. В среднем по стране их рост составил 40%, однако по регионам разброс очень значительный: от 1% в Полтаве до 98% в Донецке. Тарифы были подняты для 89 предприятий-лицензиатов, которые обеспечивают 79% рынка услуг по поставке тепловой энергии.

В то же время, средний доход жителей Украины по данным Госстата за 2013 год составил около 2,2 тыс. грн в месяц. Экономический и политический кризис, начавшийся в Украине в конце 2013 года, антитеррористическая операция на Востоке Украины обескровили экономику, в результате чего реальная заработная плата в Украине по данным того же Госстата в июне 2014 года сократилась на 5,4% по сравнению с июнем 2013 года. Речь идет о так называемый располагаемом доходе, то есть о тех деньгах, которые можно потратить на приобретение товаров и услуг. При этом общие доходы граждан Украины преимущественно состоят из зарплаты (41,4%), а также социальной помощи и государственных трансфертов (37,7%). Судя по данной статистике, украинцы не умеют зарабатывать, подавляющее большинство граждан ждут социальных выплат из государственного бюджета.

Читайте также: Денежные ограничения: обратная сторона энергосбережения

Сокращение доходов повлечет за собой  падение покупательной способности населения. Украинский потребитель, по теории Абрахама Маслоу, начнет удовлетворять в первую очередь такие базовые, жизненные потребности, как потребность в пище и лекарствах, другие потребности, такие как потребность в жилье, воде, тепле, комфортности среды, отойдут на второй, а то и на третий план.

Если доходы населения не будут расти - произойдет закономерное снижение спроса на жилищно-коммунальные услуги, ведь есть экономическая закономерность рыночного спроса, которая заключается в том, что при повышении цены товара и неизменных прочих условиях спрос на него будет снижаться. Сократится также количество его продаж - количество абонентов централизованного отопления, горячего и холодного водпостачання, водоотведения неуклонно уменьшаться, поскольку население будет искать альтернативный товар (услугу) на рынке, стоимость которого будет посильной ношей для бюджета домохозяйства. Наглядным примером является то, что в условиях отсутствия горячего водоснабжения в столице, киевляне решили переориентироваться на более дешевые электрические нагреватели воды, объем продаж которых вырос в 5 раз в июле после того, как «Киевэнерго» ограничило потребление природного газа.

Таким образом, на сегодня приоритетной задачей любого предприятия, которое стремится быть конкурентоспособным на рынке коммунальных услуг, является сохранение существующего объема реализации, то есть сохранение сети абонентов, а для этого нужно изучение поведения потребителя. Нужно знать все критерии, которыми руководствуется потребитель при выборе товаров и услуг на рынке. В современном мире наиболее дефицитным ресурсом на рынке есть доступ в сознании потребителей, потому что именно сознание отвечает на вопрос: "тратить или не тратить деньги". Битва за сознание становится все более и более жаркой: тот, кто обладает сознанием потребителя, - владеет и рынком. С другой стороны, потребитель должен быть максимально проинформированным о предприятие и его продукцию.

Понять потребителя - значит изучить стиль его жизни. По сути этот стиль представляет собой сумму накопленных знаний и навыков в сфере пользования коммунальными услугами, исторически сложившейся предложения коммунальных услуг на национальном рынке и их устоявшихся оценках. Основная масса потребителей подпадает под эти шаблоны.

Так, среднестатистический житель экономически развитой страны при желании улучшить жилищные условия, обращается в банк за ипотечным кредитом. Средний постсоветский житель в тех же условиях ищет возможности «стать в очередь» на получение квартиры, воспользоваться «льготной ипотеке» или начинает собирать деньги на квартиру.

Читайте также: Тарифы на ЖКУ отдали на откуп местным властям

На протяжении нескольких десятилетий в организации коммунального обслуживания сложилась антимаркетингова ориентация. Учитывая то, что вопрос тарифов на ЖКУ всегда имело политическую окраску, в Украине потребители коммунальных благ пользуется ими:

• почти даром (дотации превышают прямые выплаты);

• не дифференцированно (качество услуги зависит от ее оплаты);


• в фиксированном объеме (объем трудно или невозможно измерить, нет эффективных способов индивидуализации уровня потребления);

• бесконтрольно (услуга может долго поставляться даже без оплаты при отсутствии действенных санкций на должника).

Личный опыт большей части населения - потребителей коммунальных услуг - сложился во время отсутствия выбора производителей этих услуг. Рядовые граждане привыкли к «ненавязчивому сервису» - получение некачественных дефицитных услуг, выполняли предприятия-монополисты почти задаром, поэтому любое повышение тарифов на услуги в них вызывает естественный, по их мнению сопротивление, и, справедливую, как по их мнению, требование о немедленном повышении качества коммунальных услуг. Политикам в течение многих лет выгодно было использовать «коммунальный джокер» на выборах, однако, этим летом ситуация изменилась кардинально. Подорожание газа, соответственно, привело и к увеличению стоимости услуг централизованного отопления домов. Увеличение коммунальных тарифов по всей Украине - одно из основных требований Международного валютного фонда для возобновления кредитования Украины. Кроме того, Россия сначала повысила для Украины цену на газ на 100 долл., а потом и вовсе прекратила поставки.

Снижение спроса на коммунальные услуги монополисты могут остановить только за счет открытости своей деятельности и предоставления потребителям всей полноты информации относительно производственных затрат в составе себестоимости новых тарифов. Постсоветский потребитель в своей обычной жизни оперирует принципу «меня все хотят обмануть», поэтому лишь разъяснением и открытостью, проведением общественных слушаний можно добиться от него благосклонности и понимания проблем коммунальщиков. Для монополистов, в свою очередь, повышение тарифов ЖКХ должно сопровождаться прежде всего, модернизацией жилищно-коммунального хозяйства через внедрение энергосберегающих технологий.

 
Комментарии (1)
Alice-1
13 августа 2014 г. 10:52

Для желающих углубиться и докопаться до первопричин: - три, ну и еще много других статей на этом сайте и на сайте , всех не упомнишь.