ГлавнаяПубликацииТарифы ЖКХТарифы на ЖКУ отдали на откуп местным властям

Тарифы на ЖКУ отдали на откуп местным властям

Правительство существенно расширило полномочия местной власти в формировании тарифов на ЖКУ. Однако одним лишь решением об упрощении процедуры утверждения тарифов ничего не решить. Нужно реформировать систему.

24 июля в силу вступило постановление Кабинета Министров от 17 июля 2014 года №269 «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины». С помощью этого правового акта правительство расширило полномочия местной власти в плане формирования тарифов на ЖКУ. На законодательном уровне Кабмин отменил требование обязательного получения исполнителями жилищно-коммунальных услуг и ввел новые правила для органов местного самоуправления.

В частности, выводы Госинспекции по расчетам экономически обоснованных плановых затрат, предусмотренных в Порядке формирования тарифов на услуги по содержанию домов, сооружений и придомовой территории (постановление КМУ №869 от 1 ноября 2011 года) и в Порядке формирования тарифов на услуги по вывозу бытовых отходов (постановление КМУ №1010 от 26 июля 2006 года). перестали быть обязательными.

Мнение Правительства

Напомним, что к моменту вступления в силу постановления КМУ №269 от 17 июля 2014 года пересмотр тарифов на услуги ЖКХ органами местного самоуправления был возможен лишь при условии заключения Государственной инспекции по контролю за ценами по экономической обоснованности расходов, связанных с производством, транспортировкой, поставкой тепловой энергии, предоставлением услуг по централизованному водоснабжению и водоотводу, содержанию домов, сооружений и придомовых территорий, а также вывозом бытовых отходов.

На правительственном портале принятие подобного решения объясняется тем, что на этом этапе получение выводов исполнителями стало сложным и длительным процессом, поскольку в результате неудачно проведенной административной реформы территориальные органы Госинспекции как таковые отсутствуют на местах. Поэтому органам местного самоуправления необходимо на государственном уровне создать условия для надлежащего и своевременного выполнения ими полномочий в сфере жилищно-коммунальных услуг.

Не первая попытка

Нужно сказать, что это уже не первое правительственное решение, которое регулирует вопрос взаимоотношений коммунальщиков и Государственной инспекции по контролю за ценами. Еще во времена второй премьерской каденции Виктора Януковича, 27 февраля 2007 года, КМУ было принято постановление №297, согласно которому выводы относительно расчетов экономически обоснованных планируемых расходов, связанных с предоставлением жилищно-коммунальных услуг, предоставляются Государственной инспекцией по контролю за ценами или ее территориальными органами.

Впоследствии, постановлением КМУ №346 «О ликвидации правительственных органов» от 28 марта 2011 года Государственная инспекция по контролю за ценами пала жертвой админреформы и была ликвидирована в числе других 43 правительственных ведомств. Однако, менее чем за 10 месяцев после этого, а именно 19 января 2012 года уже в то время Президент Виктор Янукович своим Указом №19/2012 снова образовал Государственную инспекцию по контролю за ценами, возложив на нее функции по реализации государственной политики по контролю по ценам, при этом вновь Госценинспекция ни была наделена полномочиями предоставления заключений относительно расчетов экономически обоснованных планируемых расходов, связанных с предоставлением жилищно-коммунальных услуг.

Читайте также: Коммунальный популизм прошел точку невозврата

Такие коммунальные «вольности» продолжались до августа 2013 года, когда большой общественный резонанс вызвало одновременное повышение тарифов на квартплату в семи регионах, что вызвало большое недовольство такой «самодеятельностью» городских голов тогдашнего Премьер-министра Николая Азарова. «Гайки» коммунальщикам и городским председателям закрутили довольно быстро, и уже 21 августа 2013 постановлением КМУ №602 Государственной инспекции по контролю за ценами поручили обеспечить проведение мониторинга формирования, установления и применение тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также вернули полномочия по предоставлению заключений относительно расчетов экономически обоснованных планируемых расходов на их производство.

Рычаг влияния

Такой краткий исторический очерк взаимоотношений предприятий ЖКХ и Госинспекции невольно подталкивает к выводу, что Государственная инспекция по контролю за ценами требовалась правительству по отношению к коммунальщикам как инструмент административного давления на органы местного самоуправления, которые по Конституции не входят в систему государственной власти и не подчиняются правительству, в вопросах установления «правильных» тарифов на жилищно-коммунальные услуги ради того, чтобы не допустить снижения рейтинга политической силы, сформировавшей правительство.

Кроме этого, с введением пропорциональной основы на выборах в органы местного самоуправления в 2006-м и в 2010-м годах, правительство получило второй инструмент давления на органы местного самоуправления. Выполняя волю правящей партии местные депутаты, которые подчас даже не были жителями села или города, обеспечивали принятие решений об установлении «правильных» тарифов на ЖКУ, пренебрегая при этом экономическими законами и принципами хозяйствования. Об откровенно низком уровне депутатского корпуса органов местного самоуправления и качества принимаемых ими решений Национальным институтом стратегических исследований при Президенте Украины в 2012 году даже была подготовлена специальная докладная аналитическая записка.

Неоднозначные оценки

Стоит отметить, что эксперты в области жилищно-коммунального хозяйства заметно расходятся в оценках постановления Кабинета Министров Украины от 17 июля 2014 года №269. В частности, бывший Министр по вопросам ЖКХ Украины (2007-2010 годов), а ныне Председатель ОО «союз собственников жилья» Алексей Кучеренко считает принятие вышеупомянутого постановления большой ошибкой.

«Принятие постановления №269 свидетельствует об отсутствии у нынешнего состава Минрегиона стратегического видения реформы ЖКХ, решения принимаются бессистемно и нелогично, ведь в условиях фактического военного положения ослаблять государственный контроль за монополистами даже ради получения политических дивидендов крайне опасно, поскольку в конце - концов это приведет к социальному бунту. Дерегуляцию нужно проводить только в мирное время и после проведения местных выборов на других профессиональных принципах», - отмечает господин Кучеренко.

Читайте также: Украинцы не торопятся отдавать долги за ЖКУ

Положительно оценивает принятие правительством постановления №269 координатор жилищно-коммунальных программ в Гражданской сети «ОПОРА» Татьяна Бойко, которая полагает, что на уровне дома должен быть нерегулируемый тариф. «Для того, чтобы такой механизм работал, собственники сами (через ОСМД или простым большинством) должны выбирать обслуживающую организацию, и если постановление №269 будет такому процессу способствовать, это будет прекрасно», - считает она и добавляет, что если и дальше органы местного самоуправления будут назначать ЖЭКи «сверху», а не выбирать владельцев на конкурсной основе, то существующая система вряд изменится.

Двоякое впечатление от этого шага правительства сложилось и у председателя правления АОССБ «Лучане» Юлии Сабатюк. Эксперт предостерегает, что потребитель не застрахован от того, что на местном уровне монополисты в составляющую тарифа  будут «лепить» те расходы, которые являються для них выгодными, а органы местного самоуправления, которые не имеют специалистов по тарифообразованию и созданные по политическому признаку не смогут защитить потребителя от «самодеятельности» ЖЭКов.

Такие мнения экспертов свидетельствуют лишь об одном - к сожалению, отрасль жилищно-коммунального хозяйства остается наименее реформированной отраслью национальной экономики, в которой господствует шаблон мышления «все воруют, все обманывают». Поэтому без системных реформ, без последовательных шагов по дерегуляции в сфере ЖКХ одним лишь решением об упрощении процедуры утверждения тарифов ничего не решить. А нам остается только ждать Программу реформирования ЖКХ от обновленного Минрегиона.

Вы еще не закачали фильмы в телефон? Очень большая коллекция фильмов на андроид есть на http://androidfilmy.ru/. Заходите и качайте фильмы без регистрации и смс!

 
Комментарии (2)
Sergiy1
06 августа 2014 г. 12:23
Капець! Змішали монополістів з повним переліком ЖКП. А що ж тоді недолугий Закон № 1198.?Без коментарів!Чого бідний.....????
Anonymous
08 августа 2014 г. 15:12
а может оно и правильно...во всяком случае один коррупционный поток прикрыли, ведь сколько денежных вознаграждений уходило у коммунальщиков чтобы ценовая согласовала тарифы???