ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
«Кроме частного собственника никто не сможет эффективно управлять объектами ЖКХ»
"Сервіси для ветеранів мають мінімізувати бюрократію в армії"
"Система якихось аварійних обмежень електропостачання буде краща вибалансована, враховуючи досвід минулого року"
"Нам потрібно відновлювати приблизно 7,5 ГВт теплової генерації"
- Правительство готовит отрасль тепловой энергетики к приватизации, которая должна поставить точку в реформирование этого сектора отрасли ЖКХ. Считаете ли вы целесообразной передачу стратегических для энергетической безопасности страны объектов в частные руки?
Почему на повестке дня возникает необходимость приватизации теплоэнергетических предприятий. Причина одна – рост стоимости энергоносителей. Как бы правительство не обещало удержать цену газа на определенном уровне, жизненная практика подсказывает, что динамика роста его цены продолжается. Таким образом, пока не будут решены вопросы стоимости традиционного топлива и замены его альтернативным, необходимо искать источники, которые помогут снизить энергопотребление. А для того, чтобы это сделать, необходимо искать финансирование для проведения модернизации отрасли теплоэнергетики. На вопрос нужно ли это делать? Отвечу: безусловно нужно, поскольку наибольший уровень энергопотребления среди стран Европы демонстрирует Украина.
- Какими могут быть источники финансирования отрасли?
Несомненно, прежде всего, для участников энергетического рынка, это - тарифы, которые сейчас и так достаточно высоки. Бытовые потребители не готовы оплачивать текущие счета, а также воспринимать планы по повышению стоимости гигакалории тепла. Значит, учитывая эти обстоятельства, необходимо ставить вопрос о поиске денежных средств, которые не были бы привязаны к росту тарифов, и могли бы зайти извне, позволив провести модернизацию отрасли. Речь идет об инвестициях частных, финансировании со стороны международных финансовых институтов, заемных средствах под гарантии государства. Или же необходимо поднимать вопрос о переводе объектов тепловой энергетики на альтернативные источники энергии, например, заменить природный газ углем. Насколько мне известно, одним из основных условий приватизации теплоцентралей является возможность последующей замены газовой энергетической составляющей на угольную. И тут мы опять упираемся в проблему финансирования. Ведь для этого необходимо привлечь колоссальные средства, речь идет о многомиллиардных инвестициях. Разумеется, что у государства таких денег нет. Таким образом, возникает необходимость привлекать в отрасль частный сектор путем приватизации объектов теплоэнергетики.
- Почему речь идет именно о приватизации теплоцентралей?
Если сравнивать такие предприятия, как теплоцентрали и теплокоммунэнерго, то первые занимаются производством тепловой энергии, а ТКЭ - еще и транспортировкой, а также реализацией тепла. Согласно украинскому законодательству, приватизация средств транспортировки тепловой энергии запрещена. Поэтому государство вынуждено пойти по пути наименьшего сопротивления и выставить на приватизацию источник производства тепловой энергии. Безусловно, необходимо следовать по выбранному пути, другого нет. Кроме того, по моему глубокому убеждению, кроме частного собственника никто не сможет эффективно управлять объектами ЖКХ. Потому что коммунальная собственность подразумевает под собой коммунальную ответственность, то есть, коммунальную безответственность.
- Как в условиях действующих экономически необоснованных тарифов инвестор сможет вернуть вложенные средства?
Возврат инвестиций будет происходить за счет того, что собственник, в результате модернизации или перехода на альтернативные виды топлива, снизит уровень энергоемкости своего технологического оборудования, соответственно, снизятся объемы энергопотребления. У него появится та дельта, которая и представляет его финансовый интерес. Работать по такой схеме в отрасли будет проще при переходе на стимулирующее тарифное регулирование. Но, надо понимать, что риски инвестора в нашей отрасли состоят далеко не в окупаемости вложенных средств. Как показывает опыт и практика, у нас в стране в процессе приватизации объекты коммунальной энергетики концентрируются в руках одних и тех же финансово-промышленных групп. То есть сама процедура приватизации непрозрачная. Мы поэтому и не наблюдаем в этом сегменте отрасли иностранных компаний, которые также заинтересованы в выходе на наш рынок. Те условия, которые созданы здесь, не позволяют им участвовать в официальных торгах.
- Можно ли рассматривать передачу предприятий теплоэнергетики в концессию в качестве альтернативы приватизации?
Законом у нас разрешены и тот, и другой механизмы привлечения инвесторов: как приватизация, так и передача объектов в концессию. Если государство не хочет полностью утратить контроль над стратегическими для энергетической безопасности страны объектами, стоит рассмотреть альтернативный приватизации и концессии вариант. Государству нужно создать с потенциальными инвесторами совместное предприятие, где будут прописаны и соблюдены интересы всех сторон. С одной стороны вносятся активы государственной или муниципальной формы собственности, с другой – активы частных инвесторов.
- Насколько будет эффективной реализация планов по переводу отрасли с газа на уголь?
Я могу сказать только одно: в шестидесятые годы мы от угольной составляющей в энергобалансе страны уходили, теперь мы возвращаемся обратно. Переход теплоэнергетики на уголь, скорее, продиктован безысходностью. Как я уже упоминал, причиной поиска альтернативного и более дешевого топлива является высокая стоимость газа, а также невозможность повлиять на ее уменьшение. Если процедура перехода на уголь будет массовой и затронет всю Украину, то я не уверен, что при этом цена угля в последствии не поднимется до стоимости газа. И мы не будем в последствии ломать голову, как нам увести отрасль от угольной составляющей. Поэтому здесь необходим комплексный подход: там, где можно замещать газ углем, нужно это делать. Особенно это актуально для восточных регионов Украины. Но везти уголь в западные регионы, считаю, нецелесообразно. Кроме того, не стоит забывать, что при переходе отрасли на уголь возникают вопросы связанные с экологией, в частности, это вопросы утилизации отходов сжигания угля или водоугольной смеси: шламы, выбросы. А Украина брала на себя определенные обязательства в рамках Киотского протокола по сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу. То есть переход актуализирует множество вопросов, решение которых повлечет за собой дополнительное финансирование, что, в свою очередь, отразиться на тарифах.
- Как предстоящие осенью выборы в парламент повлияют на грядущий отопительный сезон?
Проведение в стране предвыборной кампании повлияет, во-первых, на то, что до окончания выборов тарифы на тепловую энергию и горячее водоснабжение повышаться не будут, и, во-вторых, на то, что отопительный сезон начнется вовремя. Конечно, будут нюансы, но в целом по стране отопительный период начнется вовремя несмотря ни на что и, как говорится, любой ценой. Что будет после окончания отопительного сезона – большой вопрос.
Беседовала Мария Цатурян