С каждой неделей в Украине растет социальное напряжение. Не последнюю роль в «подогреве» эмоций играет астрономическое повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги, до которого остались считанные дни.
Напомним, 3 марта Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг пересмотрела тарифы на энергоносители. Так, уже с 1 апреля текущего года минимальный тариф на газ для населения повысится в 3,3 раза - до 3,6 тыс. грн за тыс. куб. м топлива, а стоимость тепла вырастет на 71,8%, то есть до 537,2 грн за Гкал.
Кроме этого, в 5 этапов, начиная с 1 апреля текущего года и до апреля 2017 года, для населения будут повышаться и тарифы на электроэнергию. В целом стоимость света возрастет в 3,5 раза, достигнув средневзвешенного уровня 122,83 коп. за кВ-ч. Такое решение было принято Национальной комиссией на заседании 26 февраля.
Учитывая при этом общее подорожание товаров и услуг и «замораживание» роста заработных плат и пенсий, сомнений не возникает: это будет не просто удар по карману украинцев - новые тарифы на жилищно-коммунальные услуги нокаутируют потребителей.
Поэтому, над планами спасения населения в условиях повышения тарифов на «коммуналку» думает сразу два «мозговых центра» - правительство и нардепы.
На что возлагает надежды первое известно - это предоставление субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Так, для обеспечения социальной защиты населения и предоставления государственной поддержки наименее защищенным категориям граждан в оплате за потребленные жилищно-коммунальные услуги правительством в проекте Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2015 год» было предусмотрено, а парламентом впоследствии поддержано выделение дополнительных расходов в сумме 15,3 млрд грн. Таким образом в целом на субсидирование населения в этом году будет направлено 24 млрд грн.
Наряду с этим, правительство инициировало и будто бы утвердило упрощение процедуры получения субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Однако, радоваться этому рано, ведь новый порядок предоставления субсидий до сих пор существует только в красивых презентациях на правительственном портале, а если и будет введен в действие, то не факт, что субсидии получат все страждущие и не возникнут новые проблемы при их назначении (Подробнее об этом в публикации
«Предоставление субсидий: революция или пиар?»).
Нардепы же не считают нужным искать способ ослабления удара для населения. По их мнению, лучшим спасением от повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги может быть лишь установление на него моратория. Собственно, комитетам Верховной Рады уже предоставлен для ознакомления соответствующий проект Закона №2342 «Об установлении моратория на повышение цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги», инициированный группой депутатов от «Оппозиционного блока».
В частности, этим документом запрещается повышать цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги, которые определены в соответствии с Законом Украины «О жилищно-коммунальных услугах», для потребителей - физических лиц с момента вступления в силу данного законодательного акта. При этом отмечается, что жилищно-коммунальные услуги и потребленные в быту природный газ и электроэнергия должны оплачиваться потребителями-физическими лицами по ценам и тарифам, установленным Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и органами местного самоуправления согласно их полномочий состоянию на 1 января 2014 года. Соответственно, начисления по расчетам с 1 января 2014 года и взыскания с граждан Украины пени за несвоевременное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги предлагается отменить. Средства, которые были взысканы с 1 января 2014 года до вступления в силу соответствующего документа рекомендуется зачислять в будущие платежи за жилищно-коммунальные услуги.
Кроме этого, законопроектом предусматривается освобождение от начисления платы за ЖКУ, пени и прочих штрафных санкции за неуплату (несвоевременную оплату) указанных услуг граждан, проживающих на территориях Донецкой и Луганской областей, где проводится антитеррористическая операция, и которые потеряли в результате АТО жилье или не получали жилищно-коммунальные услуги из-за невозможности их предоставления до полного восстановления соответствующего жилья или предоставления другого жилья, или периода до возобновления предоставления жилищно-коммунальных услуг.
В заключительной статье законопроекта говорится, что в случае его принятия он вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, и утрачивает силу с даты вступления в силу законом (законами), которые отменяют ограничения относительно повышения минимальных заработных плат и минимального прожиточного минимума и вводят механизмы защиты интересов социально-незащищенных слоев населения при повышении цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги; индексации доходов населения на величину, не меньшую, чем индекс потребительских цен на время с 1 января 2014 года.
Идея в целом неплохая. Таким образом можно было бы предотвратить снижение уровня обнищания населения, уменьшить социальное напряжение в стране и гарантировать выплату стабильных платежей компаниям - поставщикам жилищно-коммунальных услуг. Ведь, как свидетельствуют последние данные Госстата, население с каждым месяцем наращивает задолженность по оплате ЖКУ, а с очередным повышением тарифов на эти услуги и вообще может прекратить их оплату. Однако, несмотря на все очевидные плюсы для рядовых украинцев, установление моратория на повышение цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги оторвано от реальности. И даже не потому, что его разработчики - депутаты от «Оппозиционного блока» и существует риск непринятия их инициативы из-за прошлых «заслуг» - грубо говоря, документом предлагается сделать шаг назад к точке невозврата.
Да, можно было бы провести перерасчет стоимости жилищно-коммунальных услуг по ценам и тарифам, утвержденным по состоянию на 1 января 2014 года, поразмыслить, каким образом вернуть потребителям излишне уплаченные денежные средства за потребленные жилищно-коммунальные услуги или засчитать их как авансовые платежи в следующих периодов, но за счет чего компенсировать убытки поставщикам ЖКУ, ведь приведение нормативно-правовых актов, которые были запущены в действие в течение 2014 года, в соответствие с этим документом будет равняться смерти украинской экономики. Главным образом из-за того, что значительная часть законодательных новшеств прошлого и этого года продиктованы условиями предоставления кредитов Международным валютным фондом для стабилизации экономической ситуации в стране. Благодаря этим преобразованиям в 2014-м Украина получила от международных кредиторов 9 млрд долл. по программе stand-bay, а в 2015-м поступило еще около 5 млрд долл. по программе Extended Fund Facility. Каким образом страна будет возвращать эти средства без продолжения соответствующего реформирования и стабилизировать экономическую ситуацию? - неизвестно. Есть ли другой - третий план спасения населения от повышения тарифов на «коммуналку»? - также вопрос. Так что, очевидно украинцам придется смириться с неизбежностью повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, надеяться, что новый порядок предоставления субсидий рано или поздно таки заработает, и всеми возможными и невозможными путями постараться снизить свое энергопотребление.
Екатерина Ляшевская
Реклама: Как продвинуть свой товар или услугу? В наше время это проще простого. Для этого необходимо создать сайт в сети Интернет. На сайте http://www.samdesign.ru Вашему вниманию предлагается услуга по созданию web-сайтов, их дизайн и надежность. Создавайте мир своей продукции.