Гормон роста тарифов

Динамика изменения тарифов на услуги ЖКХ заставляет задуматься об их обоснованности. С одной стороны – население, с другой – власти, которые сетуют на критическое состояние коммунальных предприятий

Динамика изменения тарифов на услуги ЖКХ заставляет задуматься об их обоснованности. С одной стороны – население, платежеспособность которого серьезно пострадала в кризисный период, и низкий уровень качества услуг, с другой – власти, которые сетуют на критическое состояние коммунальных предприятий и настаивают на рыночной оценке их услуг. Для того чтобы урегулировать так называемое противостояние, был создан национальный регулятор, которому поручено как защищать интересы конечного потребителя, так и заботиться о благополучном экономическом состоянии отрасли. При этом местные власти вынуждены перейти с привычных им, но весьма эфемерных с точки зрения экономики нормативов, на подомовой расчет квартирной платы, в которую включено порядка 18 услуг.

Кто виноват – экономика или власти?

По словам директора аналитически-исследовательского центра «Институт города» Александра Сергиенко, проблема постоянного роста тарифов заключается в том, что власти злоупотребляют своими полномочиями и искусственно завышают цены на услуги ЖКХ. «Нацрегулятор не справляется со своими обязанностями, тарифы растут. В том числе своими полномочиями злоупотребляет КГГА, тогда как на законодательном уровне определено, что тарифы на коммунальные услуги (в т.ч. тепло- и водоснабжение) не входят в сферу его обязанностей. Данные за 2011 год показывают, что тарифы в среднем выросли примерно на 18%», - заявил эксперт вчера в ходе пресс-конференции в Киеве.

Однако повышение тарифов имеет обоснованную подоплеку, уверен президент Всеукраинской ассоциации частных инвесторов в ЖКХ Сергей Бульбас. «Не стоит забывать, что тарифы имеют свои составляющие, в т.ч. для водоканалов: 40-50% - это оплата электроэнергии, 30% - выплаты заработных плат и налоги, а остальное – это инвестиционная составляющая, реконструкции и прочее, - подчеркнул он. - Если проследить тенденцию роста зарплаты,  заложенной в бюджете, то в текущем году предусмотрено 5 таких этапов. Повышались в 2011 году и цена на электроэнергию (последнее такое повышение было в январе – до 0,89 грн без НДС), и тарифы на воду корректировались в прошлом году (на 11% по общим показателям). Исходя из этих цифр мы видим, тенденция к росту будет сохраняться и в дальнейшем, т.е. повышение тарифов корректно с точки зрения. экономических характеристик».

Нормативный казус

Напомним, что ранее заместитель главы КГГА Александр Мазурчак заявлял, что в Киеве повышения тарифов не будет. При этом вчера Президент Виктор Янукович потребовал привести в текущем году стоимость жилищно-коммунальных услуг к экономически обоснованному уровню во всех регионах. «Для 70 водоканалов сейчас принята своя стоимость услуг. В прошлом году разрыв цен был поразительным: в Армянске 0,50 грн, в Бердянске - 6,06 грн. В 12 раз отличается стоимость. Вот и речи быть не может об экономической обоснованности. Казусы возникают и с так называемыми нормативами потребления воды. Меньше всего в Житомире – 6 куб.метров, а в Запорожье – 16 куб. м. Надо устанавливать счетчики, и нормативы отпадут – видно будет, сколько использовано и где, а что и где потеряно», - отметил господин Сергиенко.

«Чтобы понять суть заявления господина Мазурчака, нужно понимать механизм, как это все происходит: «Киевводоканал» призводит единицу товара в виде 1 «куба» холодной воды и утилизирует 1 «куб» стоков… Дальше – согласно договорам, которые заключены как правило с юридическим лицом (ЖЕК, КРЭП и пр.), которые покупают данные объемы.  При этом есть небольшая часть договоров, которые напрямую заключены с физическими лицами. И как тут КГГА обойдет нацрегулятор? Это противоречит, как минимум логическим размышлениям. А что касается норм потребления, то стоит отметить, что потери, которые может заложить водоканал, – не больше 33%, но из-за изношенности основных фондов (в данном случае магистралей) потери могут возрасти и до 60%. И, увы, существующие нормы потребления позволяют скрывать реальные уровни потерь», - подчеркнул Сергей Бульбас.

Впрочем, экспертный спор разрешил аналитик Ассоциации городов Украины Ярослав Рабощук: «В Украине тарифы не соответствуют себестоимости услуг.

Отсюда страдает качество услуг – и жильцы перестают платить. Это дискредитирует ЖКХ в общественном сознании. По результатам социологического исследования, граждане жалуются на качество услуг ЖКХ больше, чем на тарифы. Они готовы платить больше, если улучшится качество. Нет другого пути как отход от популизма к экономически обоснованным тарифам. Тогда будут ресурсы для энергоэффективных технологий, что остановит рост тарифов», – сообщил он.

 

Подготовили Оксана Бойко, Мария Цатурян 

 
Комментарии (0)