ГлавнаяПубликацииТарифы ЖКХПолитические спекуляции на фоне тарифов ЖКХ

Политические спекуляции на фоне тарифов ЖКХ

В поле информационной войны украинские СМИ пытаются сравнивать тарифы на услуги ЖКХ в России и в Украине. «Украина Коммунальная» разбиралась, какие из этих прогнозов правдивы, а какие являются художественным вымыслом.
Крымский кризис актуализировал вопросы, связанные с тарифообразованием. В поле информационной войны украинские СМИ пытаются сравнивать тарифы на услуги ЖКХ в России и в Украине, акцентируя внимание потребителей, особенно крымчан, на том, что коммунальные услуги в соседнем государстве стоят в 1,5-2 раза дороже, чем в нашей стране. Населению полуострова пророчат значительный тарифный рост, отсутствие средств на выплату субсидий, и даже отключения от украинских ресурсообеспечивающих и энергоснабжающих систем. «Украина Коммунальная» разбиралась, какие из этих прогнозов правдивы, а какие являются художественным вымыслом.

Итак, тезис 1: В России качество коммунальных услуг хуже, чем в Украине

В полной мере можно считать это утверждение невежественным. Начнем с того, что сравнение отраслей ЖКХ двух соседних стран корректно лишь отчасти. Как в России, так и в Украине основные фонды коммунальных предприятий, которые являются естественными монополиями (и по совместительству представляют собой наследие советской эпохи), характеризуются высоким уровнем изношенности – 60-80%, энергоемкостью оборудования, высоким уровнем потерь ресурсов и энергии в магистральных сетях – свыше 50%. Также в РФ более 50% коммунальных предприятий сфер тепловой энергетики и водоснабжения считаются убыточными, в Украине ситуация не лучше – убытки в своих финансовых отчетах демонстрируют более 65% предприятий отрасли (данные статистических служб РФ и Украины). Поэтому, говорить о том, что российские коммунальщики предоставляют услуги более низкого качества – более, чем голословно.

Тезис 2: Россияне платят необоснованно больше за услуги ЖКХ, чем украинцы.

А вот с этим утверждением спорить сложно. Если опираться на данные Евростата, то средневзвешенный тариф на холодное водоснабжение в России (около 0,5 евро за кубометр) на 60% выше, чем в нашей стране (0,18-0,2 евро за кубометр), стоимость гигакалории украинской тепловой энергии – 272 грн (18 евро), а российской – около 370 грн (24 евро) (данные государственных тарифных регуляторов). За киловатт электроэнергии украинцы в среднем платят не более 0,02 евро, тогда как российские абоненты – 0,08 евро (в обеих странах тарифы дифференцируются по объемам потребления).
 
Исключение составляют средневзвешенные тарифы на природный газ для бытовых потребителей. В Украине кубометр «голубого» топлива стоит порядка 0,10-0,12 евро, тогда как в соседнем государстве, которое считается «газовой державой», – 0,05-0,07 евро. При этом, средний прожиточный минимум в России для трудоспособных граждан составляет 1,9 тыс. грн (7,3 тыс. руб.), тогда как в украинском госбюджете на 2014 год прожиточный минимум заложен на уровне 1,2 тыс. грн с последующим его увеличением к декабрю до 1,3 тыс. грн.

Тезис 3: Крым ожидает резкий тарифный рост после «присоединения» к РФ

Вполне справедливое утверждение, с некоторыми примечаниями и оговорками. Во-первых, рост стоимости коммунальных услуг, прежде всего, ожидает все регионы Украины. Этого требует экономика отрасли, на проблемы которой пеняет МВФ – один из основных кредиторов нашего государства. Так, вчера директор департамента экономического планирования и финансовых расчетов НАК «Нафтогаз Украины» Юрий Колбушин заявил о том, что тарифы на газ для бытовых абонентов будет повышены на 50% уже с 1 мая, а стоимость энергоносителя для теплоэнергетических предприятий возрастет на 40% с июля, - до 1,83 тыс. грн за тысячу кубометров. Учитывая, что Украина по-прежнему считает Крым своей территорией, повышение должно коснуться и жителей полуострова.
Кроме того, «Украина Коммунальная» уже писала о том, что украинские власти намерены ввести «специальный режим тарифообразования» для Крыма, который признан временно оккупированной территорией. Чиновники пока не определились с критериями специального тарифообразования, но уже заявили о том, что речь идет о введение «рыночных цен» на энергоносители и воду. Это порядком напугало крымчан, для которых «рыночный» означает «дорогой». 
 
С точки зрения экономики, рыночный тариф означает, что стоимость товара или услуги покрывает основные операционные затраты предприятия на производство и поставку этого товара или услуги. В основе себестоимости коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, отопление, газо- и энергоснабжение) заложены такие статьи расходов как плата за энергоносители (занимает более 30-40% в структуре тарифов), фонд заработной платы и затраты на содержание и обслуживание основных мощностей. Украинские тарифы на коммунальные услуги окупаются не более, чем на 60-75%. Крым не является исключением. А украинское законодательство обязывает национальные регуляторы приводить себестоимость услуг к экономически обоснованному уровню. Кроме того, рост стоимости энергоносителей (газа и электроэнергии) является основной причиной для постоянного пересмотра коммунальных тарифов в сторону увеличения. 
 
В России сфера тарифообразования также регулируется государством. Но существует несколько экономически объективных причин, которые диктуют политику более высокого уровня цен на «коммуналку», чем в Украине:
 
1. Россия территориально значительно больше Украины, кроме того, если в нашем государстве проживает 45,6 млн человек, то россиян – 143,5 млн. Все они являются потребителями коммунальных услуг, соответственно, затраты предприятий ЖКХ РФ на производство, транспортировку и поставку значительно выше, чем в Украине. Кроме того, Россия разнообразна климатическими зонами, соответственно, более засушливые регионы нуждаются в интенсивном водоснабжении, а территории с холодным климатом – в тепле. Следовательно, расходы на электроэнергию, которая используется на подкачку воды, и на газ, необходимый для генерации тепловой энергии, – значительно выше украинских.
 
2. Россия с 2010 года стремится к либерализации рынков электроэнергии, газа, а с прошлого года к рыночным отношениям постепенно переходят и участники сегмента водоснабжения. Фактически это означает, что государственный тарифный регулятор переводит эти сектора экономики на стимулирующее, или как принято говорить в международной практике, RAB-регулирование тарифов. Буквально, это означает, что тарифы содержат в своей структуре инвестиционную составляющую (направляется на обновление основных активов субъектов отрасли) и действуют в течение определенного периода – до 5 лет. При этом предприятие не может «заступать» за установленный тарифный верхний порог. Стимулирующие тарифы рассчитываются с учетом макропрогнозов, прогнозов по стоимости энергоносителей, а также, исходя из уровня доходности на инвестируемый капитал. 
Такие тарифы выше, чем рассчитанные по ныне действующей в Украине формуле «затраты себестоимости плюс рентабельность», но, благодаря их фиксированности, у предприятия появляется стимул уменьшать основные затраты, например, на закупку энергоносителей. С последующей модернизацией фондов предприятий, и уменьшения их энергоемкости, не возникает экономических оснований для тарифного роста, а прибыль естественных монополий увеличивается за счет сгенерированной экономии. 
 
Внедрение этой модели (кстати, распространенной в Европе) регулирования деятельности монополий столкнулось с российскими экономическими реалиями, и следствием этого, является недовольство потребителей ростом стоимости «коммуналки» при все еще относительно низком качестве услуг. Но не стоит забывать, что Украина неоднократно заявляла о необходимости перевода естественных монополий на стимулирующее тарифное регулирование, которое также будет сопровождаться высоким уровнем экономических рисков и социальным недовольством. 
 
Пока же сектор ЖКХ Украины руководствуется больше политическими лозунгами, нежели экономически продиктованной необходимостью. И провозглашение тезисов о высокой стоимости российской «коммуналки» - одна из «пугалок», использование которых популярно среди украинских политиков всех мастей. А, переводя работу отрасли ЖКХ «на предвыборные рельсы», кандидаты на государственную службу не подозревают, что за свои обещания снизить тарифы ЖКХ и повысить качество услуг все таки придется отвечать. 

Реклама: А знали ли Вы, что чистка дымохода - это обязательное мероприятие для владельцев даже газовых котлов? И все потому, что накопление сажи ведет к снижению тяги и образованию угарного газа. Чистка дымохода может быть заказана у нас.

 
Комментарии (0)