ГлавнаяПубликацииТеплоэнергетикаПравила игры государственно-частного партнерства. Часть 2

Правила игры государственно-частного партнерства. Часть 2

За два года после принятия пакета законов о государственно-частном партнерстве в Украине вертикаль исполнительной власти так и не смогла создать необходимые условия для успешного воплощения в жизнь инвестиционных проектов

Начало материала предлагаем прочесть тут.

 

За два года после принятия пакета законов о государственно-частном партнерстве в Украине вертикаль исполнительной власти так и не смогла создать необходимые условия для успешного воплощения в жизнь инвестиционных проектов с частными партнерами. В подтверждение этого тезиса можно привести множество примеров.

Политическая стабильность

Последние восемь лет Украина находится в состоянии перманентных выборов и постоянного политического кризиса. Нестабильность власти в Украине, неопределенность ее политического курса, неопределенность приоритетов развития, неспособность соблюдать собственные обязательства – все эти факторы пугают потенциального инвестора, ведь известно, что инвестор будет вкладывать деньги в ту страну, где обеспечена стабильность отношений и гарантирована неизменность принципа частной собственности и неприкосновенности инвестиций. Особенно это касается западного инвестора, привыкшего к тому, что меняются президенты и правительства, а гарантии неприкосновенности вложенных инвестиций сохраняются, несмотря на то, какая политическая сила сейчас при власти. Западному инвестору непонятно, как можно в Украине от имени одного состава правительства давать государственные гарантии на 20 лет по возмещению 30% стоимости жилья в новостройке, а от имени другого состава правительства не выполнять и не финансировать предоставленные государственные гарантии.

Льготы в налогообложении

В отличие от частных партнеров в Европе, украинское законодательство не предусматривает льготного налогообложения участников государственно-частного партнерства. Декларируя в Законе Украины «О государственно-частном партнерстве» принцип наибольшего благоприятствования частному партнеру, украинское правительство увеличивает реальное фискальную нагрузку на концессионеров, арендаторов и инвесторов. В конце 2011 года в Налоговый кодекс Украины были внесены изменения, которые противоречат Закону Украины «Об особенностях передачи в аренду или концессию объектов централизованного водо-, теплоснабжения и водоотвода, находящихся в коммунальной собственности», согласно которым в случае передачи в аренду или концессию целостного имущественного комплекса государственного или коммунального предприятия, с последующей ликвидацией государственного или коммунального предприятия или их присоединением к налогоплательщику – арендатора или концессионера, последний, после принятия целостного имущественного комплекса государственного или коммунального предприятия в аренду или концессию, приобретает все права и обязанности относительно погашения денежных обязательств или налогового долга, возникших у государственного или коммунального предприятия к передаче целостного имущественного комплекса в аренду или концессию.

Читайте также: Батареи просят… инвестиций!

Много ли потенциальных инвесторов (арендаторов, концессионеров), которые намерены вложить средства в предприятия ЖКХ и которых и так крайне мало в нашем государстве, не откажутся от своих намерений инвестировать, когда узнают, что им, которые примут в управление изношенные, дырявые, почти разрушены сети водо- и теплоснабжения, придется оплатить еще и налоговую задолженность предприятия ЖКХ, которое так бесхозяйственно использовало коммунальное имущество? Уверен, что таких желающих повесить на себя чужие долги не будет ни одного.

Невмешательство в хозяйственную деятельность частного партнера

Оставив за собой право формировать тарифы на коммунальные услуги, которые будут продуктом реализации государственно-частного партнерства, государство, формально прямо не вмешиваясь в хозяйственную деятельность инвестора, фактически осуществляет финансовое управление частным партнером. Поскольку тарифы на коммунальные услуги в нашей стране всегда были и, несмотря на создание Нацкомпослуг, остаются инструментом политики, то частный инвестор всегда будет заложником политической ситуации и иметь тарифы на услуги не экономически обоснованные, а политически целесообразные.

ООО «Лугансквода», концессионером которого является «Росводоканал», имеет тарифы, которые компенсируют только 89% затрат на выработку услуги. Из-за сложной финансово-экономической ситуации и убыточного тарифа инвестор вынужден был сократить объем инвестиций, который утвержден концессионным договором. Из-за попытки понравиться потенциальным избирателям местной властью Луганска потерян смысл осуществления партнерства.

Открытость и прозрачность деятельности органов государственной и местной власти по определению частных партнеров

В Украине слова «чиновник» и «коррупция» давно стали синонимами. Ни для кого не является секретом, что вертикаль государственной власти коррумпирована сверху донизу. Для потенциального западного инвестора, который намерен участвовать в государственно-частном партнерстве, не понятно, почему он должен давать взятку за участие в концессионном конкурсе, за победу в этом конкурсе, за справедливую оценку имущества, за утверждение экономически обоснованных тарифов, за любое действие чиновника по оформлению отношений государственно-частного партнерства.

Читайте также: Концессия сетей все ближе... На бумаге

Непрозрачные правила проведения концессионных и арендных конкурсов, непрозрачные конкурсные условия, кабальные условия концессионных договоров – все это обуславливает нежелание потенциального инвестора участвовать в государственно-частном партнерстве и вкладывать средства в развитие ЖКХ. Для демократической Европы нонсенс, если чиновник единолично в кабинете решает вопросы имущества, принадлежащего территориальной муниципальной общине без широкого общественного обсуждения. Скандалы с непрозрачными конкурсами, в которых участниками были компании «Инфокс» и «Росводоканал» - яркое тому подтверждение.

Упрощение разрешительных и регистрационных процедур

Позволяя быть потенциальным концессионером или арендатором объекта тепло- или водоснабжения любому физическому лицу-предпринимателю или любому лицу даже без соответствующей лицензии на осуществление этих видов деятельности, законодатель сознательно подвергает потенциального частного партнера риску просто захлебнуться от штрафов контролирующих органов по осуществлению не лицензированной деятельности. По действующим процедурам на получение лицензии уйдет от одного месяца до полугода, в зависимости от наличия всех необходимых технических документов, разрешений на использование недр и т.д. Согласно Закону Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» осуществление деятельности без лицензии влечет административную и финансовую ответственность предприятия – частного партнера. Поэтому инвестор просто обанкротится, платя штрафы всем контролирующим органам, которые начнут «выкручивать руки» инвестору сразу после регистрации договора концессии или аренды.

 

Таких примеров можно приводить множество. В законе прописаны одни нормы, на практике совсем другая реальность. До воплощения в жизнь проектов государственно-частного партнерства европейского образца нам еще очень далеко из-за слабости исполнительной дисциплины, прежде всего. Одно может утешить в этой ситуации – то, что чиновники, которые во что бы то ни стало пытаются сохранить существующее положение вещей в системе управления отраслями экономики, тоже пользуются жилищно-коммунальными услугами. И наступит момент, когда в квартире чиновника вода не потечет из крана, ибо 90% ее потеряли через дырявые трубы, когда мусор не вывезут, ибо последний мусоровоз отработал уже 3 жизни, когда он наденет старенький дедушкин полушубок, чтобы согреться, потому что трубы отопления замерзнут в самый лютый мороз, - и тогда он поймет, что нужно все-таки пустить на рынок коммунальных услуг частных инвесторов и не мешать им работать, потому государственно-частное партнерство – это последний шанс жилищно-коммунального хозяйства остаться в живых...

 

Владимир Ронин, специально для ИА «Украина Коммунальная»

Каждый человек желает жить в безопасном мире, чувствовать себя защищенным от различных ситуаций. Однако бывают различные ситуации. Исходя из этого, каждый из нас ищет спокойствия и защиты. Политическое убежище в США поможет Вам найти решение данного вопроса. Более детально ознакомиться с информацией можно на сайте fesenkolaw.com.

 
Комментарии (0)