ГлавнаяПубликацииТеплоэнергетика Правила игры государственно-частного партнерства. Часть 1

Правила игры государственно-частного партнерства. Часть 1

Государственно-частное партнерство - это форма организации бизнеса между государством и частным сторонами, которая позволяет реализовывать общественно значимые проекты в различных сферах инфраструктуры более эффективным путем.

Системный кризис жилищно-коммунальной отрасли уже стала «притчей во языцех» как среди чиновников, имеющих отношение к управлению этой отраслью, так и среди рядовых потребителей коммунальных услуг

Похоже, что и первые, и вторые настолько привыкли к тому, что жилищно-коммунальное хозяйство отстает среди отраслей народного хозяйства, что просто разуверились в возможности вдохнуть новую жизнь и возродить из пепла кризиса теплосети и водоканалы. 

И действительно, как можно надеяться на возрождение отрасли, если основные фонды предприятий ЖКХ характеризуется высоким уровнем морального и физического износа (до 80% амортизации), средств государственного бюджета хронически не хватает на реконструкцию и модернизацию объектов ЖКХ, ведь для 100% реконструкции нужно потратить два государственных бюджета Украины, качество предоставления жилищно-коммунальных услуг находится на уровне 80-х годов прошлого века, устаревшие технологии обработки и очистки питьевой воды реагентами, которые давно не используются в Европе, огромную протяженность магистральных тепловых сетей, в которых исчезает до 60 % теплоносителя. 

Мировой опыт 

Однако, как показывает международный опыт, безвыходных ситуаций не бывает, из любой сложной ситуации можно выйти с достоинством, нужно лишь проявить гибкость, «креатив» и способности качественного менеджера. Оказавшись в глубокой рецессии в середине 80-х годов прошлого века, правительство Великобритании во главе с Маргарет Тэтчер впервые решило использовать государственно-частное партнерство как инструмент привлечения средств частных инвесторов в области экономики, которые государство просто была не в состоянии самостоятельно вывести из глубокой рецессии. 

Напомню, что согласно определению, которое дает Организации Объединенных Наций, государственно-частное партнерство - это форма организации бизнеса между государством и частным сторонами, которая позволяет реализовывать общественно значимые проекты в различных сферах инфраструктуры более эффективным путем, чем можно достичь вероятными партнерами самостоятельно, и предусматривает совместное инвестирование материальных и нематериальных активов на условиях концессии, совместной деятельности, соглашения о распределении прибыли и т.д.

Читайте также: Концессионные миражи

Сначала государственно-частное партнерство в Великобритании базировалось на концессионных договорах, по которым пользователь был покупателем услуги, а частный сектор - ее поставщиком. Применение государственно-частного партнерства все больше сосредоточивалась на оказании услуг социальной инфраструктуры, такой как школы, водопроводные и теплоснабжающие предприятия, больницы, тюрьмы. В этом случае правительство, как государственный сектор является покупателем услуги.

Сегодня программу в Великобритании можно считать зрелой: подписано более 900 проектов, многие из которых реализуются в сфере социальной инфраструктуры. Большинство этих проектов осуществляется органами местной власти. В результате из 100 проектов, функционирующий в 80-90% случаях уровень их выполнения является удовлетворительным.

После такого, когда о успехах Великобритании заговорили, аналогичные проекты были внедрены и в других европейских странах. Так, например, во Франции после принятия 2004 года Закона «О государственно-частном партнерстве» внедряется 50 проектов на сумму 8 млрд евро и 23 на сумму 1,5 млрд евро. В соседней России после введения в середине 90-х годов прошлого века 30% городских служб водоснабжения уже финансируются частными компаниями.

Анализ опыта успешного внедрения правительствами европейских стран проектов государственно-частного партнерства показал, что для положительных результатов от их реализации нужно несколько условий: 

- стабильная политическая ситуация в стране, ведь очень важно, чтобы государственный сектор был неизменным и четко определил то, чего он хочет; 

- четкие и прозрачные «правила игры», то есть права и обязанности государства и частного партнера, которые должны быть вписаны в законодательных актах;

- введение режима наибольшего благоприятствования частному партнеру, введение налоговых льгот, освобождение от концессионных платежей на первые 5 лет осуществления проекта государственно-частного партнерства; 

- принцип невмешательства государства в хозяйственную деятельность частного партнера; 

Читайте также: Концессия – это, прежде всего, модернизация

- предоставление гарантий сохранности инвестиций и частной собственности в независимости от того, какая политическая сила при власти; 

- сохранение государственной и коммунальной формы собственности на объекты с одновременным внедрением механизмов управления инфраструктурой частными партнерами; 

- открытость и прозрачность деятельности органов государственной и местной власти относительно определения частных партнеров; 

- обеспечение предоставления качественных и удешевленных услуг как показатель результативности и эффективности государственно-частного партнерства;

 - сочетание ресурсов финансово-кредитных учреждений под гарантии органов государственной и местной власти; 

- распределение рисков, определение обязательств и ответственности в договоре государственно-частного партнерства; 

- защита интересов и удовлетворения потребностей общества, контроль за качеством предоставления услуг частными партнерами, обсуждение и мониторинг проектов с участием общественных организаций. 

ГЧП - альтернатива приватизации 

1 июля 2010 под значительным давлением международных организаций, прежде Агентства США по международному развитию (USAID), которая внедряет в Европе и в Украине Программы развития государственно-частного партнерства, Верховной Радой Украины был принят Закон Украины «О государственно-частном партнерстве», который определил, что в рамках осуществления государственно-частного партнерства, в том числе и в области теплоснабжения и водоснабжения, между государством и частными партнерами могут заключаться договоры о концессии; совместной деятельности, распределение продукции и т.п. 

Читайте также: Коммунальный джокер в политическом рукаве

Как логическое продолжение этого Закона, 21.10.2010 года Верховной Радой Украины был принят Закон Украины «Об особенностях передачи в аренду или концессию объектов централизованного водо-, теплоснабжения и водоотвода, находящихся в коммунальной собственности», были внесены изменения в Законы Украины «О концессиях», «О местном самоуправлении», «О ценах и ценообразовании», Земельного кодекса Украины других законодательных актов Украины.

Несмотря на общее высокое качество принимаемых законов, соблюдения правил юридической техники при их принятии, заимствования лучшего европейского опыта внедрения проектов государственно-частного партнерства, почти за два года после вступления в силу в Украине по настоящему в чистом виде не реализовано ни одного проекта государственно-частного партнерства, особенно это касается области жилищно-коммунального хозяйства. Кроме двух-трех компаний (российский «Росводоканал», австрийская холдинговая компания AmiWater, французский Veolia, литовская группа Е-Energija), которые могли бы быть потенциальными инвесторами - частными партнерами государства и органов местного самоуправления в деле модернизации ЖКХ и привлечения частных инвестиций в эту отрасль, никто из отечественных и иностранных бизнес-структур не проявляет заинтересованности заключать соглашения о государственно-частном партнерстве в отношении многострадальных отечественных Теплоэнерго и Водоканалов. 

Возникает логичный и разумный вопрос - почему несмотря на высокое качество законодательных актов потенциальные инвесторы не оккупируют офисы коммунальных предприятий и местных советов с целью скорейшего заключения договоров о сотрудничестве и концессии и получение прибыли от вложенных средств?  

Ответ на него очень прост - Украина является государством, в котором законы привыкли не выполнять, особенно если закон содержит новые, революционные правила игры. Управленческая и политическая система Украины представляет собой страшный симбиоз советской системы управления времен «брежневского застоя» и новейшей бюрократической вертикали власти, которая действует, прежде всего, для удовлетворения своих интересов, а во вторую очередь - общегражданских. Чиновники, местные государственные администрации, чиновники на местах делают все, чтобы спустить на тормоза, не выполнять, заменять своими распоряжениями и инструкциями законодательные акты, которые представляют опасность для системы, пытаясь изменить, реформировать, улучшить.

О том, как работает государственно-частное партнерство в Украине, читайте 16 мая.

Владимир Ронин, специально для ИА «Украина Коммунальная»

 
Комментарии (0)