ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Правила игры государственно-частного партнерства. Часть 1
В Кабмине планируют переработать вс систему теплоснабжения
В Киеве в прошлом сезоне стало меньше аварий на тепловых сетях
На кінець березня запаси вугілля на складах енергетичних підприємств 1,2 млн тонн
Системный кризис жилищно-коммунальной отрасли уже стала «притчей во языцех» как среди чиновников, имеющих отношение к управлению этой отраслью, так и среди рядовых потребителей коммунальных услуг.
Похоже, что и первые, и вторые настолько привыкли к тому, что жилищно-коммунальное хозяйство отстает среди отраслей народного хозяйства, что просто разуверились в возможности вдохнуть новую жизнь и возродить из пепла кризиса теплосети и водоканалы.
И действительно, как можно надеяться на возрождение отрасли, если основные фонды предприятий ЖКХ характеризуется высоким уровнем морального и физического износа (до 80% амортизации), средств государственного бюджета хронически не хватает на реконструкцию и модернизацию объектов ЖКХ, ведь для 100% реконструкции нужно потратить два государственных бюджета Украины, качество предоставления жилищно-коммунальных услуг находится на уровне 80-х годов прошлого века, устаревшие технологии обработки и очистки питьевой воды реагентами, которые давно не используются в Европе, огромную протяженность магистральных тепловых сетей, в которых исчезает до 60 % теплоносителя.
Мировой опыт
Однако, как показывает международный опыт, безвыходных ситуаций не бывает, из любой сложной ситуации можно выйти с достоинством, нужно лишь проявить гибкость, «креатив» и способности качественного менеджера. Оказавшись в глубокой рецессии в середине 80-х годов прошлого века, правительство Великобритании во главе с Маргарет Тэтчер впервые решило использовать государственно-частное партнерство как инструмент привлечения средств частных инвесторов в области экономики, которые государство просто была не в состоянии самостоятельно вывести из глубокой рецессии.
Напомню, что согласно определению, которое дает Организации Объединенных Наций, государственно-частное партнерство - это форма организации бизнеса между государством и частным сторонами, которая позволяет реализовывать общественно значимые проекты в различных сферах инфраструктуры более эффективным путем, чем можно достичь вероятными партнерами самостоятельно, и предусматривает совместное инвестирование материальных и нематериальных активов на условиях концессии, совместной деятельности, соглашения о распределении прибыли и т.д.
Читайте также: Концессионные миражи
Сначала государственно-частное партнерство в Великобритании базировалось на концессионных договорах, по которым пользователь был покупателем услуги, а частный сектор - ее поставщиком. Применение государственно-частного партнерства все больше сосредоточивалась на оказании услуг социальной инфраструктуры, такой как школы, водопроводные и теплоснабжающие предприятия, больницы, тюрьмы. В этом случае правительство, как государственный сектор является покупателем услуги.
Сегодня программу в Великобритании можно считать зрелой: подписано более 900 проектов, многие из которых реализуются в сфере социальной инфраструктуры. Большинство этих проектов осуществляется органами местной власти. В результате из 100 проектов, функционирующий в 80-90% случаях уровень их выполнения является удовлетворительным.
После такого, когда о успехах Великобритании заговорили, аналогичные проекты были внедрены и в других европейских странах. Так, например, во Франции после принятия 2004 года Закона «О государственно-частном партнерстве» внедряется 50 проектов на сумму 8 млрд евро и 23 на сумму 1,5 млрд евро. В соседней России после введения в середине 90-х годов прошлого века 30% городских служб водоснабжения уже финансируются частными компаниями.
Анализ опыта успешного внедрения правительствами европейских стран проектов государственно-частного партнерства показал, что для положительных результатов от их реализации нужно несколько условий:
- стабильная политическая ситуация в стране, ведь очень важно, чтобы государственный сектор был неизменным и четко определил то, чего он хочет;
- четкие и прозрачные «правила игры», то есть права и обязанности государства и частного партнера, которые должны быть вписаны в законодательных актах;
- введение режима наибольшего благоприятствования частному партнеру, введение налоговых льгот, освобождение от концессионных платежей на первые 5 лет осуществления проекта государственно-частного партнерства;
- принцип невмешательства государства в хозяйственную деятельность частного партнера;
Читайте также: Концессия – это, прежде всего, модернизация
- предоставление гарантий сохранности инвестиций и частной собственности в независимости от того, какая политическая сила при власти;
- сохранение государственной и коммунальной формы собственности на объекты с одновременным внедрением механизмов управления инфраструктурой частными партнерами;
- открытость и прозрачность деятельности органов государственной и местной власти относительно определения частных партнеров;
- обеспечение предоставления качественных и удешевленных услуг как показатель результативности и эффективности государственно-частного партнерства;
- распределение рисков, определение обязательств и ответственности в договоре государственно-частного партнерства;
- защита интересов и удовлетворения потребностей общества, контроль за качеством предоставления услуг частными партнерами, обсуждение и мониторинг проектов с участием общественных организаций.
ГЧП - альтернатива приватизации
1 июля 2010 под значительным давлением международных организаций, прежде Агентства США по международному развитию (USAID), которая внедряет в Европе и в Украине Программы развития государственно-частного партнерства, Верховной Радой Украины был принят Закон Украины «О государственно-частном партнерстве», который определил, что в рамках осуществления государственно-частного партнерства, в том числе и в области теплоснабжения и водоснабжения, между государством и частными партнерами могут заключаться договоры о концессии; совместной деятельности, распределение продукции и т.п.
Читайте также: Коммунальный джокер в политическом рукаве
Как логическое продолжение этого Закона, 21.10.2010 года Верховной Радой Украины был принят Закон Украины «Об особенностях передачи в аренду или концессию объектов централизованного водо-, теплоснабжения и водоотвода, находящихся в коммунальной собственности», были внесены изменения в Законы Украины «О концессиях», «О местном самоуправлении», «О ценах и ценообразовании», Земельного кодекса Украины других законодательных актов Украины.
Несмотря на общее высокое качество принимаемых законов, соблюдения правил юридической техники при их принятии, заимствования лучшего европейского опыта внедрения проектов государственно-частного партнерства, почти за два года после вступления в силу в Украине по настоящему в чистом виде не реализовано ни одного проекта государственно-частного партнерства, особенно это касается области жилищно-коммунального хозяйства. Кроме двух-трех компаний (российский «Росводоканал», австрийская холдинговая компания AmiWater, французский Veolia, литовская группа Е-Energija), которые могли бы быть потенциальными инвесторами - частными партнерами государства и органов местного самоуправления в деле модернизации ЖКХ и привлечения частных инвестиций в эту отрасль, никто из отечественных и иностранных бизнес-структур не проявляет заинтересованности заключать соглашения о государственно-частном партнерстве в отношении многострадальных отечественных Теплоэнерго и Водоканалов.
Возникает логичный и разумный вопрос - почему несмотря на высокое качество законодательных актов потенциальные инвесторы не оккупируют офисы коммунальных предприятий и местных советов с целью скорейшего заключения договоров о сотрудничестве и концессии и получение прибыли от вложенных средств?
Ответ на него очень прост - Украина является государством, в котором законы привыкли не выполнять, особенно если закон содержит новые, революционные правила игры. Управленческая и политическая система Украины представляет собой страшный симбиоз советской системы управления времен «брежневского застоя» и новейшей бюрократической вертикали власти, которая действует, прежде всего, для удовлетворения своих интересов, а во вторую очередь - общегражданских. Чиновники, местные государственные администрации, чиновники на местах делают все, чтобы спустить на тормоза, не выполнять, заменять своими распоряжениями и инструкциями законодательные акты, которые представляют опасность для системы, пытаясь изменить, реформировать, улучшить.
О том, как работает государственно-частное партнерство в Украине, читайте 16 мая.
Владимир Ронин, специально для ИА «Украина Коммунальная»