ГлавнаяПубликацииЭлектроэнергетикаПравила электроснабжения: поправки, длиною в три года

Правила электроснабжения: поправки, длиною в три года

Бесплатное повторное подключение к электросети, равно как и отключение в «одно касание» за недопуск проверяющего к счетчику могут стать реальностью. НКРЭКУ готовится к глобальному обновлению нормативов.

Правила пользования электрической энергией для населения давно нуждаются в серьезной ревизии. С 1999 года, когда они были утверждены Постановлением Кабмина №1357, документ обновлялся шесть раз — но все это точечные поправки.

Между тем, потребность в усовершенствовании порядка взаимодействия бытовых потребителей и поставщиков электричества, действительно, есть. Достаточно упомянуть, что в действующих правилах нет даже определения «бытовой потребитель».
 
К тому же, кабминовские правила явно отстали от «поезда» законодательных и коммунальных реалий.

В погоне за солнцем и ветром

Однако уже в ближайшее время ситуация может кардинально измениться. В октябре НКРЭКУ презентовала самый объемный за все время существования правил для населения пакет поправок. Непосредственным поводом для разработки нововведений послужило расширение возможностей потребителей по продаже поставщикам «альтернативного» электричества со вступлением в силу Закона №514-VIII в июне 2015 года.
 
 
Вот только сроки введения в действие обновленных правил затягиваются. По прогнозу главы НКРЭКУ Дмитрия Вовка, нововведения должны были обрести силу в начале декабря. В действительности же, в конце ноября Нацкомиссия провела общественное обсуждение поправок, и на этом процесс застопорился. 
 
Интересно, что изменить Правила пользования электрической энергией для населения регулятор безуспешно пытается уже три года. А сам проект Постановления Кабмина, обнародованный НКРЭКУ, — уже пятый по счету. Фактически это доработанный вариант проекта, разработанного НКРЭ в 2013 году. При этом уже во втором варианте проекта — «образца» конца 2013 года, — содержалась большая часть поправок, которые Нацкомиссия продвигает сейчас. Впрочем, от долгой выдержки документ только выиграл — заметно эволюционировал и «потолстел»: с 13 страниц до 33.
 
В прошлом году НКРЭКУ выводила проект «в люди» дважды, но на правилах пользования электроэнергией это никак не отразилось. Поэтому нет никакой гарантии, что и нынешний проект дойдет до финала. Но вот что касается самих поправок, их принятие, похоже, лишь вопрос времени — хотя бы потому, что они успешно пережили революцию и три смены состава правительства.

Нет долга — нет проблем

В целом, проект постановления Кабмина в сегодняшней редакции содержит поправки на любой вкус. Некоторые из них смягчают требования к потребителям, некоторые — облегчают жизнь поставщикам.
 
Из смягчающих можно выделить норму о взаимодействии электросетей с должниками. Сейчас, как известно, действует простой алгоритм — должников отключают от электроснабжения после письменного уведомления, а за повторное подключение к электросети приходится платить — иногда более 500 грн. НКРЭКУ предлагает взимать плату за возобновление электроснабжения лишь с нарушителей — в случаях, когда электричество «отрезано» за какое-либо нарушение. Для должников проектом установлено одно требование — погашение долга. Все затраты на повторное подключение Нацкомиссия возложила на поставщиков.
 
Внедрение этого нововведения, скорей всего, приведет к уменьшению количества конфликтов. Дело в том, что правила позволяют электросетям не церемониться с должниками — отключать их даже за копеечные долги примерно через два месяца после просрочки платежа. Поэтому на практике нередко возникают недоразумения — потребители не ожидают, что могут лишиться электричества за долг в 20 грн. Иногда возникают абсурдные ситуации: абоненту сеть обрезается после погашения им долга. 
 
Возложение затрат на электропоставщиков будет стимулировать их к применению принципа «семь раз подумать, один — отключить». Тем более что НКРЭКУ предложила значительно усложнить процедуру. В частности, — запретить отключение после предъявления бытовым потребителем документа, подтверждающего полную оплату, даже если он предъявлен бригаде, прибывшей для «обрезки» электричества.
 
Кроме этого Нацкомиссия потребовала, чтобы в предупреждениях об отключении, которые электрокомпании направляют должникам, указывались последние показания счетчика, зафиксированные представителем электропоставщика, сумма заложенности, период ее формирования, объем потребленного электричества, размер тарифов и дата предстоящего отключения. И что немаловажно — дата и имя ответственного работника электросети.
 
Вместе с тем, поставщики могут обрести право не только направлять предупреждения об отключении по почте, как сейчас, но и вручать их потребителю лично — под роспись. Пересмотрела Нацкомиссия и сроки возобновления поставки электричества в сельской местности — предложила их уменьшить с 7 до 5 рабочих дней.
 
Кстати, при выявлении хищения электричества регулятор предложил отключать только «левую» электропроводку, и лишь когда это сделать нельзя — полностью обесточивать жилье нарушителей.

На потребителе свет клином не сошелся

Не менее интересно «протокольное» нововведение. По действующим правилам акт о нарушении правил электроснабжения должен подписать потребитель, который заключил договор с электропоставщиком, и только в случае его отказа проверяющие могут самостоятельно «сообразить на троих» — составить отказной акт, скрепив его тремя подписями.
 
На практике электросети не всегда в состоянии соблюсти эти требования, так как отсутствие потребителя ломает всю процедуру. Если дело доходит до суда, потребители часто выигрывают такие разбирательства.
 
Нацкоммиссия предложила либерализировать правила — разрешить подписывать акт не только потребителю, но и любому совладельцу объекта или даже официальному пользователю. Проще говоря, НКРЭКУ планирует значительно расширить возможности электросетей по документированию нарушений. В частности, при нарушении правил арендаторами жилья; в случаях, когда бытовой потребитель фактически не проживает по месту регистрации и т. п.
 
Впрочем, о потребителях разработчики поправок тоже не забыли. Для актов о нарушениях вводится период устаревания — в случае, если за 50 календарных дней спецкомиссия не рассмотрит акт, он будет отменяться и признаваться недействительным. Заодно устанавливаются дополнительные требования по ведению комиссией журнала заседаний. В нем должны указываться дата проведения заседания, номер протокола, состав комиссии, отметка о присутствии/отсутствии потребителя и суть принятого решения.

Что написано пером…

Существенно переработана регулятором и процедура контроля за показаниями счетчиков. Сейчас она регламентирована коротким пунктом — потребитель должен ежемесячно фиксировать показания прибора учета, однако поставщик вправе контролировать правильность снятия показаний счетчика и оформления платежных документов, а при желании — может самостоятельно фиксировать показания. В проекте постановления Кабмина четко прописано, что показания счетчика должны фиксироваться так, как это предусмотрено договором. 
 
При этом в случае, если показания считываются представителем электропоставщика, параллельно должен проводиться контрольный осмотр счетчика, а результаты — обязательно вноситься в абонентскую книжку или указываться на корешке расчетного документа с указанием даты. 
 
В случае же, когда зафиксировать показания счетчика на конец месяца невозможно — например, из-за недопуска потребителем проверяющих, — НКРЭКУ предложила рассчитывать размер платы на основе показаний, снятых в другой день и откорректированных с учетом среднесуточного объема потребления за период между двумя последними фиксациями показаний прибора учета.
 
 
Цель всех этих нововведений — деконфликтизация взаимоотношений между потребителями и электросетями. Не секрет, что сейчас конфликты нередко возникают именно из-за того, что процедура контроля недостаточно четко регламентирована.

Идеалов не бывает

Помимо прочего проект устанавливает четкий срок подписания электропоставщиком договора о пользовании электроэнергией — в течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления бытовым потребителем и предъявления им паспорта, идентификационного кода и документа, подтверждающего право собственности на объект. В действующих правилах этот срок вообще не определен.
 
Похожая ситуация с отключением потребителей, которые препятствуют осмотру счетчиков контролерами. Действующими правилами такое отключение не предусмотрено, а проект устанавливает четкий срок — 5 дней с момента составления акта о недопуске проверяющих.
 
К принципиальным нововведениям можно отнести и введение четырех неотъемлемых частей договора. В частности, сведения о счетчиках НКРЭКУ предложила прописывать не в теле договора, как сейчас, а в дополнительном соглашении с указанием подробных характеристик прибора. Распределение электричества для бытовых и небытовых нужд, разграничение сетей и порядок расчета технических потерь Нацкомиссия также предлагает регламентировать дополнительными соглашениями.
 
Отдельными нормами проекта уточнены правила использования мультизонных счетчиков, потребления трехфазного электричества и расторжения договоров. НКРЭКУ предложила наделить потребителей правом выбора дня остановки электроснабжения. А для электросетей — прописала четкие основания для разрыва договоров в одностороннем порядке.
 
Что же касается ключевого новшества — регулирования продажи/покупки электричества из альтернативных источников, здесь все просто, так как нормы в проекте выписаны с чистого листа. Нацкомиссия предписала поставщикам покупать у бытовых потребителей излишки по «зеленым тарифам», — как это и предусмотрено законом. Продажа будет регулироваться дополнительным соглашением, типовой вариант которого включен в проект. В нем прописаны права и обязанности сторон. При этом электросетям предписывается организовать канал связи для автоматического приема данных с приборов учета, установленных на генерирующих установках, а также — раз в месяц фиксировать показатели счетчиков, и раз в полгода — проводить их контрольный осмотр.
 
Остается лишь добавить, что несмотря на трехлетнюю выдержку мелкие огрехи в проекте все равно остались. Во время общественного обсуждения замечания к поправкам возникли у представителей Общественного совета при НКРЭКУ. Неднозначна предложенная Нацкомиссией норма, согласно которой поставщик не может отказать потребителю в заключении договора лишь при наращивании им мощности действующего оборудования и присоединении новой электроустановки. Напомним, сейчас поставщикам запрещено отказывать потребителям в заключении договоров об электроснабжении без каких-либо оговорок. Но все это — второстепенные проблемы. Главное, чтобы потребители электроэнергии в очередной раз не остались у разбитого корыта.
 
Володимир Артеменко, специально для ИА «Украина Коммунальная»
 

Для хорошей маркетинговой компании вашего бизнеса можно использовать различные способы, в том числе и рекламную продукцию. Рекламно сувенирную продукцию вы можете заказать на сайте http://12corp.com.ua/ Широкий выбор товаров по самым доступным ценам.

 
Комментарии (2)
Коля Пухов
22 декабря 2015 г. 18:16
Я вообще думаю, что если компания, в частности Киевэнерго , приписывает клиенту долг, а клиент докажет, что долга нет, то компания должна возместить клиенту моральный вред, а также оплатить время и другие расходы, потраченные клиентом для доказательства отсутствия долга.
Коля Пухов
23 декабря 2015 г. 20:04

Зауваження щодо "договорів" з держустановами. Кожна держустанова (юридична особа) регулярно проходить процедуру так званої ліквідації -- після переобліку держустанова змінює код ЄДРПОУ. При цьому всі укладені договори з "ліквідованою" держустановою стають не дійсними, тобто підлягають переукладанню з "новоствореною" юридичною особою. -------Ви можете уявити ситуацію, щоб людина, яка має певні борги і обов"язки, раптом за своїм бажанням змінила свій паспорт, і тільки завдяки цьому відразу позбулася усіх своїх боргів і обов"язків?