ГлавнаяВыбор редакцииАналитикаРеформа отношений в ЖКХ: ориентируемся на соседей

Реформа отношений в ЖКХ: ориентируемся на соседей

Конечно, реформу ЖКХ целиком охватить практически нереально, поэтому сосредоточимся пока на реформе отношений участников жилищно-коммунальной сферы

А начиналось все одинаково
Конечно, реформу ЖКХ целиком охватить практически нереально, поэтому сосредоточимся пока на реформе отношений участников жилищно-коммунальной сферы.

Анализируя тему, несложно прийти к выводу, что для всех, тогда еще социалистических стран ближнего зарубежья, а тем более для стран постсоветского пространства, причина необходимости пересмотра отношений в жилищно-коммунальной сфере была общей - отсутствие ресурсов у государства на содержание и ремонт изношенного жилого фонда и сетей.

Именно поэтому практически во всех бывших социалистических странах в переходной период – в 90-е годы прошлого века – происходила приватизация жилья и переход в частные руки компаний – природных монополистов. Но при этом государство как-то нечетко сформулировало правила игры на образовавшемся рынке, он стал неконтролируемым, что привело к созданию теперь уже частных монополий. ЖЭКи и подобные им коммунальные организации, и до того не совсем эффективные, стали и вовсе убыточными, поэтому качество услуг значительно снизилось. Природные монополисты стали завышать тарифы, пользуясь отсутствием механизмов их регулирования. Естественно, недовольство населения возрастало. Власти вынуждены были что-то делать...

Польский пример
Как уже отмечалось, наиболее подходящим для нас опытом реформирования ЖКХ многие специалисты считают опыт Польши и прибалтийских стран. «В этих странах система взаимоотношений в ЖКХ выстраивается в течение последних 20 лет, и уже дала позитивные результаты, - комментирует заместитель руководителя проекта IFC «Энергоэффективность в жилищном секторе Украины» София Линн. – Там развиты рыночные механизмы – уже давно разобрались, кто продавец, а кто покупатель, и определились с уровнем их ответственности».

Начнем с Польши. В стране до 90-х годов существовали жилищные кооперативы - структуры, аналогичные нашим ЖЭКам, - а правительство контролировало коммунальные тарифы. В общем, все как у нас.

«Польша провела реформу еще в 90-е годы, - конкретизирует Дмитрий Корчак, руководитель Киевского центра содействия развитию ОСМД. - С 1994 по 1997 годы был принят ряд законов, основным из которых был Гражданский кодекс по ЖКХ».

Основная реформа в Польше прошла в течение пяти лет. Ее можно разделить на три составляющие:

1. Административные изменения: были приняты достаточно жесткие законы о местном самоуправлении и ликвидации ЖЭКов. Жители многоквартирных домов получили право напрямую заключать договоры с поставщиками услуг. Тарифная политика стала предметом договорных обязательств между поставщиками и потребителями услуг, в которую государство не вмешивалось. Повышение тарифов стало невыгодно поставщикам, ведь это означало бы разрыв договорных обязательств в одностороннем порядке и судебное разбирательство, грозящее природному монополисту правовыми и финансовыми издержками.

2. Был законодательно закреплен институт управляющих компаний и определены требования к жилищным товариществам (аналог ОСМД). Закон о собственности на жилье четко регулировал деятельность этих товариществ. Товарищества действовали как юридические лица, стали заказчиками услуг и ресурсов, вследствие чего стали возникать рыночные отношения в сфере ЖКХ, что, в свою очередь, грозило возникновением конфликтов из-за неразвитости рынка. По этой причине в стране начали действовать общественные организации, защищающие права членов товариществ.

3. На законодательном уровне было введено сертифицирование управляющих компаний. Лицензию на деятельность УК выдавало государство. И для компаний, работающих на этом рынке, лишение лицензии грозило крахом. Поэтому они были заинтересованы в предоставлении качественных услуг.

Как видим, создание рынка коммунальных услуг стимулировало само государство, так как понимало, что справиться с изношенным жилым фондом и сетями за средства госбюджета будет нелегко.

Нелишним будет отметить, что выкуп жилья у государства сопровождался в Польше широкомасштабной приватизацией придомовых территорий и земли под жилыми домами.

Развитию реформы во взаимоотношениях в ЖКХ способствовала не только законодательная деятельность государства. Существовала заинтересованность и со стороны банков, которые видели свою выгоду и ощущали поддержку со стороны правительства страны. Коммерческие и государственные банки предоставляли кредиты жилищным товариществам для модернизации жилого фонда. Они давали кредиты с низким процентом (2-10 %) под гарантию возврата через тарифную политику. Кроме того, товарищество могло выиграть грант, и получить от государства финансирование на покрытие процентов по кредиту.

За пять первых лет реформы поляки четко отрегулировали взаимоотношения в сфере ЖКХ. После этого в стране резко увеличилось количество жилищных товариществ. По состоянию на 2005 год их было порядка 107 тыс. Сегодня в Польше в жилищных товариществах находится около 98 % многоквартирных домов, и о глобальных проблемах в сфере ЖКХ постепенно забывают...

Прибалтика: медленно, но уверенно
На постсоветском пространстве успеха в реализации реформ, уровень которого можно оценить по размеру инвестиций в отрасль и мнению потребителей, удалось добиться только прибалтийским странам, считает Алена Бабак, директор ООО «Институт местного развития».

Но, по мнению специалистов, законченной реформу отношений в сфере ЖКХ можно считать только в Эстонии.

По-сути, реформа ЖКХ Эстонии, которая заняла около десяти лет, мало чем отличалась от польского сценария. Первые квартирные товарищества (опять же, аналог наших ОСМД) стали появляться там в 1996 году. Организовывались они при поддержке государства, и даже в приказном порядке: жильцы либо вступали в товарищества и распоряжались домом сами, либо в управление частной компании дом передавало государство. Это подстегивало жителей к действиям.

Товарищества имели статус коллективного собственника. Первым делом они устанавливали счетчики воды, тепла, газа и начинали сами выставлять счета жильцам, исходя из реального потребления, но при этом оставались некоммерческими организациями.

Стремительно приватизировались ЖЭКи. Этого правительству удалось достичь, поставив ультиматум: или убыточные ЖЭКи приватизируются, или уничтожаются. Умирать не хотелось никому, поэтому частные ЖЭКи уже скоро стали активными игроками на рынке недвижимости и коммунальных услуг, и достаточно быстро практически вытеснили государство из сферы ЖКХ. Благо, правительство и местные власти особо не сопротивлялись, и даже с радостью перекладывали накопившиеся проблемы на плечи частных компаний.

Вопросы по земле решались тоже очень жестко: хотите придомовую территорию, вступайте в товарищества, иначе отдадим ее частным инвесторам.

Изменились и взаимоотношения между потребителем и поставщиком услуг. Последние предоставляли ресурсы и услуги по ценам, которые диктовал рынок. Потребители же не могли не платить за потребленные услуги и ресурсы.

«В Эстонии с должниками боролись очень жестко, - говорит Василий Яструбинский, начальник Главного управления по вопросам ценовой политики КГГА. – Кроме эмоционального давления, которое оказывалось со стороны неравнодушных членов квартирных товариществ, вынужденных платить за нерадивого соседа, существует четкая процедура взыскания долгов. Товарищество на законных основаниях может выселить неплательщика и продать имущество для погашения долга».

В итоге, сегодня случаев применения таких санкций становится все меньше, ведь отношение эстонцев к жилью, обязательствам и долгам полностью изменилось.

Вскоре к предприятиям коммунального хозяйства Эстонии стали проявлять интерес зарубежные инвесторы. И сейчас ЖКХ страны работает по правилам конкурентного рынка, на котором могут работать только те, кто может лучше, быстрее, дешевле.

Конечно же, коммунальные платежи в Эстонии и Польше нельзя сравнить с нашими, цены иногда выше в десятки раз, но они обоснованы, и люди понимают, что платят за комфорт, о котором мы пока только говорим...

Зачем изобретать колесо?
Казалось бы, зачем Украине изобретать свои подходы в реформе ЖКХ, ведь можно просто использовать опыт Польши и Эстонии, тем более что мы уже сделали много похожего: давно передали жилье и природные монополии в частную собственность, разработали массу законов, в том числе и об ОСМД и т.д. В чем же причины такого отставания?

Первая причина – административная. Долгое время мы топтались на месте: проблемы ЖКХ были лишь подспорьем для популистских заявлений чиновников, обещающих избирателям комфортную жизнь. Эффективной работы коммунальной сферы нельзя ждать от неэффективного государства. Поэтому реформа ЖКХ невозможна без административной реформы, которая, как известно, у нас тоже затянулась.

Вторая причина – несовершенство законодательной базы и отношение украинцев к действующему законодательству. У нас не всегда соблюдаются даже самые жесткие законы. Да и контроль над их исполнением оставляет желать лучшего. Суды тянуться годами и часто заканчиваются не в пользу пострадавшего. Отсюда и неверие людей в обещанную законом «благодать» и отсутствие желания понимать суть и выгоды создания ОСМД и привлечения управляющих компаний.

Но опыт соседей показывает, - самое главное, что тормозит реформу взаимоотношений в ЖКХ в Украине и, пожалуй, в России – это менталитет жителей многоквартирных домов, социалистическая психология, которых никак не изменится. Инертность жителей, нежелание вникать в то, куда тратятся их деньги, желание жить по-европейски, но нежелание для этого что-то делать – вот что значительно тормозит реформу отношений в ЖКХ. Позиция «моя хата скраю» губительна для любых инициатив.

Украинцы и россияне привыкли, что они платят за коммунальные услуги копейки, и за эти копейки государство должно обеспечивать их всем необходимым. Это удобно, но сегодня, к сожалению, невозможно. В ЖКХ Украины роль государства становится все меньше, а рыночных механизмов - все больше. Мы медленно, но верно идем по пути более расторопных стран-соседей. Поэтому, как бы трудно это ни было, в конце концов, придется принять рыночное правило, гласящее, что стоимость любого товара должна быть обоснована, а тот, кто не платит - ничего не получает.

Возможно, пора присмотреться к опыту стран-соседей, прекратить государству жаловаться на жителей, а жителям - на государство и перейти, наконец, к конструктивному диалогу, или хотя бы прислушаться друг к другу...

Евгений Ридош, специально для ИА «Украина Коммунальная».

 

Скоро весна. Пора походов на природу. При сборе во время выезда в лес, на речку, в горы, необходимо оснаститься необходимыми товарами и снаряжением. Вашему вниманию представлен туристический магазин в Киеве. Более подробно ознакомиться с каталогом ассортимента Вы можете на сайте mandry.pro.

 
Комментарии (0)