Все более популярными в Украине становятся разговоры о ненадлежащем качестве жилищно-коммунальных услуг, о их высокой стоимости. Особенно актуальными эти проблемы стали в период предвыборной кампании. Вместе с тем, среднестатистический украинец мало что знает о том, что является критерием качества коммунальных услуг и нормами потребления. «У.К.» уже рассказывала о низком качестве питьевой воды и особенностях холодного водоснабжения, а вот о подаче горячей воды в жилищный фонд, население говорит лишь, когда ее отключают. Редакция «У.К.» попыталась разобраться в нюансах горячего водоснабжения по-украински.
До 2000 года нормы потребления горячей воды применялись с учетом нормативной температуры воды 55ºС на горячее водоснабжение жилых и общественных строений и коммунальных предприятий в соответствии с нормами затрат топлива и тепловой энергии на отопление жилых и общественных сооружений, а также на хозяйственно-бытовые потребности в Украине, утвержденные Госкомитетом по жилищно-коммунальному хозяйству. Согласно постановлению Кабинета Министров «Об утверждении Правил предоставления услуг по водо-, теплоснабжению и водоотведению» нормативная температура горячей воды в точке разбора составила 50ºС. В настоящее время данное постановление утратило силу, но принят ряд нормативно-правовых актов, которые предусматривают нормативную температуру горячей воды не ниже 50ºС, а именно постановление Кабмина №630.
По способу подачи водяные системы теплоснабжения делятся на закрытые и открытые.
В закрытых системах воду из тепловых сетей используют только в качестве энергоносителя в теплообменниках для подогрева
холодной водопроводной воды, поступающей в местную систему горячего водоснабжения. Подача воды на горячее водоснабжение в закрытых системах теплоснабжения осуществляется через водяные теплообменники. В открытых системах вода непосредственно из тепловой сети забирается для приготовления и подачи её в систему горячего водоснабжения потребителя. В открытых системах теплоснабжения вода отбирается непосредственно из тепловой сети.
Горячее водоснабжение предназначено для удовлетворения гигиенических и бытовых нужд населения в воде с повышенной (до 75ºС) температурой. Такой водой, называемой «бытовой», снабжаются здания с проживанием людей (жилые здания, общежития, гостиницы), большинство общественно-коммунальных зданий (больницы, поликлиники, бани, прачечные, детские учреждения, предприятия общественного питания и т. п.), а также промышленные здания и сооружения с технологическим и гигиеническим (в бытовках) потреблением горячей воды. В наиболее простом виде местная система горячего водоснабжения состоит из водоподогревательной установки и трубопроводов для транспортирования горячей воды к водоразборным приборам.
Системы горячего водоснабжения бывают:
- централизованные. Одна подогревательная установка обслуживает как минимум одно здание, а во многих случаях даже несколько зданий в пределах одного квартала (микрорайона) или поселка.
- децентрализованные. Приготовление горячей воды происходит вблизи водоразборных приборов (на месте потребления) и осуществляется мелкими генераторами тепла: газовыми нагревателями, дровяными колонками и т. п.
Бесциркуляционные системы являются наиболее простыми по устройству и дешевыми по первоначальной стоимости. Состоят только из подающих трубопроводов. Основной недостаток таких систем состоит в остывании воды в трубопроводах при перерывах в водоразборе или его малой величине. Открывая кран после перерыва в водоразборе, потребитель получает воду с пониженной температурой и начинает сливать эту воду в канализацию до появления воды с нужной ему температурой. Такие сливы при общем ухудшении обеспечения потребителя горячей водой приводят к перегрузке канализации и бесполезным потерям воды и тепла. Из-за указанных недостатков бесциркуляционные системы устраивают только в тех случаях, когда возможные сливы воды в канализацию невелики, а именно: при длительном непрерывном разборе воды (в банях, в технологических установках) и при малом протяжении сети.
Циркуляционные системы применяются там где требуется непрерывное обеспечение потребителей горячей водой (жилые здания, больницы, поликлиники и т. п.). В таких системах при отсутствии водоразбора находящаяся в трубах вода не останавливается, а непрерывно перемещается, проходя через подогреватель, чем обеспечивается заданная температура воды вблизи точек водоразбора. В системах с поверхностными подогревателями циркуляция, как правило, обеспечивается центробежными насосами. В отдельных случаях циркуляция воды в системах горячего водоснабжения может обеспечиваться действием гравитационных сил, что целесообразно в мелких системах или в системах многоэтажных и малопротяженных зданий (в зданиях типа «башня») при дополнительной застройке такими зданиями жилых кварталов и невозможности (или нерациональности) присоединения их систем гогорячего водоснабжения к существующим квартальным системам.
Эксперты считают, что решение проблемы обеспечения горячей водой состоит в устранении цепочки посредников между производителем и потребителем. Следует сформировать такую законодательную базу, считают эксперты, чтобы между производителем и потребителем горячей воды заключались прямые договора. Это позволит потребителю минимизировать стоимость потребляемого продукта в прямых отношениях купли-продажи, иметь возможность предъявить претензии напрямую к производителю товара относительно качества горячей воды, ее своевременной и в полном объеме подачи, а также усилить ответственность за несвоевременную оплату потребленного продукта.
В свою очередь, производителю это даст возможность компенсировать все собственные затраты по производству, транспортированию, передаче горячей воды, контролировать расчеты за потребленную продукцию, а в случае неуплаты на законодательном уровне иметь возможность отключать неплательщиков или ограничивать им поставки горячей воды, а также отвечать за весь процесс от производства до доставки горячей воды к непосредственному потребителю. Этот механизм значительно упростит процессы взысканий задолженности за потребленную продукцию и перерасчетов в случае несвоевременной или предоставленной не в полном объеме подачи горячей воды. Именно устранение цепочки посредников между производителем услуги и ее потребителем и будет стимулировать первого к повышению качества предоставляемой услуги, а второго – к своевременности платежей.