Вода в долговой яме

Энергетики нашли способ заставить своих должников платить по счетам. Они пытаются решить проблемы взыскания дебиторской задолженности с помощью угроз и ультиматумов

Энергетики нашли способ заставить своих должников платить по счетам. В частности, для того чтобы водоканалы рассчитались за потребленную электроэнергию, облэнерго угрожают им отключениями. Однако до сих пор энергопоставщики осмелились обесточить лишь административные здания водоснабжающих компаний. Участники рынка уверены, что проблема разрешится только когда на рынке будут действовать единые правила, а услуги для населения – продаваться по обоснованным ценам.

Энергопоставщики пытаются решить проблемы взыскания дебиторской задолженности с помощью угроз и ультиматумов. Так за последний месяц для украинских водоснабжающих предприятий стали вполне привычными обещания облэнерго прекратить им поставку электроэнергии, если водоканалы не рассчитаются по долгам за потребленный энергоноситель. Такие «коллекторские» требования получили водоснабжающие компании Киева, Харькова, Житомира, Луганска, Мелитополя.

Стоит отметить, что давление, оказываемое поставщиками электроэнергии, практически не коснулось потребителей. В основном, облэнерго обесточивали объекты, не задействованные в подаче воды: сервисные центры, электротехнические лаборатории, склады, участки по ремонту автомобилей, службы водосетей, таким образом, частично блокируя работу коммунальных предприятий. Полностью прекратить поставку электроэнергии крупнейшим должникам, а значит, - оставить населенные пункты без воды, энергетикам запрещает законодательство и прокурорские санкции.

Как стало известно ИА «У.К.», по данным Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ, только за 2011 год задолженность водоснабжающих предприятий за энергоносители составила 2,3 млрд грн. По состоянию на апрель 2012 года суммарный долг коммунальных предприятий за электроэнергию, накопленный на протяжении нескольких лет, достиг 5,6 млрд грн, в том числе, задолженность водоканалов – 4,3 млрд. 

Читайте также: Структура расходов услуг по водоснабжению в 2011 году

При этом стоит отметить, что крупнейшим потребителем услуг коммунальных предприятий является население – за прошлый год они потребили 1,3 млрд куб.м холодной воды, что составляет 61,3% всего объема отпущенного ресурса. Однако, бытовых абонентов нельзя обвинить в низком уровне платежной дисциплины – в 2011 году они на 90,1% рассчитались с водоканалами, оплатив при этом 2,5 млрд грн. Впрочем, примерно столько же составляет дебиторская задолженность водоканалов за предоставленные услуги.

Несмотря на высокий уровень расчетов, только за прошлый год чистый убыток коммунальных предприятий составил 1,4 млрд грн. Негативные финансовые показатели отрасли обусловлены тем, что действующие тарифы на услуги водоснабжения (напомним, плата за предоставленные услуги является единственным источником дохода для коммунальных предприятий)  не покрывают затрат на производство услуги. В частности, к январю текущего года себестоимость одного кубического метра воды составляла 2,99 грн, тогда как его средняя стоимость для населения - 2,29 грн, для промышленных потребителей – 2,32 грн, и только бюджетные организации уплачивали экономически обоснованную стоимость услуги – 4,29 грн/куб.м.

Читайте также: Засушливый климат галицкого водопровода

Дороговизна холодной воды обусловлена прежде всего тем, что в структуре тарифа электроэнергия, с помощью которой насосы перекачивают воду и доставляют ее конечному потребителю, в среднем составляет почти 27%, а если еще учесть 11,2% покупаемой предприятиями воды – то около 40%.

Эти усредненные показатели далеки от специфики некоторых регионов, считающихся маловодными. В таких областях из-за разной высоты трубопроводов для того, чтобы доставить гражданам воду, необходимо потратить в 2-3 раза больше электроэнергии. Например, в Луганской области плата за электричество составляет 44,7% тарифа на услуги холодного водоснабжения, в Закарпатской – 37,1%, в Севастополе – 38,2%, в Киеве – 33,5%. Кроме того, не стоит забывать, что водоснабжающие предприятия за киловатт энергии платят 0,98 грн без учета НДС.

Источник: ПАО АК «Киевводоканал»

Облэнерго свои ультимативные требования объясняют тем, что, в связи с ростом дебиторской задолженности, они  не в состоянии своевременно рассчитываться за электроэнергию перед ГП «Энергорынок». Так, в начале 2012 года уровень расчетов оказался критическим: облэнерго оплатили лишь 80% насчитанных им сумм. Кроме того, наращивание задолженности облэнерго влечет за собой долги во всей цепочке производства электричества. «Если недополучают облэнерго, то недополучает генерация и угольщики. А для углепрома важно иметь сбыт продукции. Ведь угольным объединениям тоже необходимо рассчитываться за ту же электроэнергию», - заявил в марте «Укррудпрому» народный депутат, председатель Профсоюза работников угольной промышленности Украины Виктор Турманов.

Впрочем, государство нашло механизмы, позволившие облегчить долговую нагрузку для поставщиков энергии. В частности, в июне вступил в силу закон о списании с предприятий ТЭК более 24 млрд грн задолженности за энергоносители, сформированной в период 1997-2010 годов. Помимо комплексной реструктуризации  долгов за природный газ, облэнерго списали 1,1 млрд грн долга перед ГП «Энергорынок». «Необходимо принять аналогичный закон, который позволит списать значительную часть долга за электроэнергию с водоснабжающих предприятий, - уверен президент ассоциации «Укрводоканалэкология» Виктор Маслак. – При этом, конечно же, необходимо соблюсти принцип экономической справедливости и списать за тот же период долги потребителей перед водоканалами».

Впрочем, по мнению экспертов, помимо взаимного списания задолженности, существует еще несколько путей выхода из сложившейся ситуации. Для того чтобы оперативно решить проблему водоканалов, участники рынка призывают власти дотировать отрасль за счет бюджетных средств. «Водоснабжающим предприятиям нужно выплатить компенсацию по тарифной разнице. На сегодняшний день в бюджете уже заложили на эти цели 1,8 млрд грн. Это позволит облегчить финансовую нагрузку на отрасль», - отметил господин Маслак.

Правительство предложило парламенту еще один механизм наполнения бюджета для дотирования отрасли. В частности, в новом законопроекте №10310 от 9 апреля 2012 года («О Государственном бюджете Украины на 2012 год» относительно погашения задолженности по разнице в тарифах на услуги водоснабжения и водоотвода) предусмотрены дополнительные поступления в спецфонд госбюджета от досрочного погашения предприятиями топливно-энергетического комплекса реструктуризированной задолженности по налогам и сборам, а также налога на прибыль предприятий энергетической отрасли, возникающей в результате погашения задолженности за потребленную электрическую энергию предприятий водоснабжения и водоотвода. Однако эксперты сомневаются, что энергетические компании смогут рассчитаться с государством.

Читайте также: Депутаты придумали схему погашения долгов водоканалов

Технический эксперт ООО «Коммунальные системы Украины» (управляют водоснабжающим предприятием в г. Смела Черкасской области) Анатолий Федоренко считает, что водоканалам вообще не стоит ожидать материальной помощи от государства, а проводить модернизацию самостоятельно.

«Для определения направления инвестиций необходимо проанализировать структуру расходов и снижать те из них, которые имеют наибольший вес. Согласно европейским нормам расходы на электроэнергию на водоканалах составляют около 40%. Поэтому если электроэнергия имеет большую долю в себестоимости продукции – надо принимать меры по экономии электроэнергии. Но есть много водоканалов (особенно в городах с населением в 40-50 тысяч человек), где доля затрат на электроэнергию составляет всего 12-15%. Вообще по малым городам расходы на оплату труда составляют более 70%. На таких предприятиях в первую очередь надо заниматься автоматизацией», - считает эксперт.

Привлекать средства на модернизацию специалисты советуют у частных инвесторов. Для того чтобы повысить привлекательность отрасли, необходимо сконцентрировать рынок услуг водоснабжения. «Укрупнение водоканалов, а именно – интеграция их в единые областные предприятия – позволит снизить тарифы на воду для населения в городах, где проживает менее 300 тысяч жителей, а также увеличит стоимость основных фондов предприятия. Для инвесторов крупные компании также с экономической точки зрения являются более привлекательными, поскольку здесь больше шансов окупить свои вложения и получить максимальный эффект по снижению энергозатрат», - уверен господин Маслак.

Естественно, для притока частного капитала в отрасль, необходимо установить экономически обоснованные тарифы. «Мы думали, что созданный регулятор позволит отрасли исключить политическую подоплеку тарифообразования. Однако мы понимаем, что в преддверии выборов тарифы повышаться не будут», - подчеркнул господин Маслак.

Стоит понимать, что введение любого из вышеперечисленных механизмов будет эффективным лишь тогда, когда на рынке будут установлены общие «правила игры» для всех участников. «Если облэнерго разрешили увеличить тариф на электроэнергию хоть на копейку, то необходимо тут же повысить тарифы на воду для потребителей», - уверен Виктор Маслак. В противном случае отрасль никогда не выберется из долговой ямы.

 

Мария Цатурян, Сергей Купин

 
Комментарии (0)