ГлавнаяПубликацииТарифы ЖКХ«Упрощенное» субсидирование - еще не панацея от повышения тарифов

«Упрощенное» субсидирование - еще не панацея от повышения тарифов

Парламент внес изменения в госбюджет на 2015 год с учетом требований МВФ, а Кабмин утвердил новую систему субсидирования населения. Однако, такое усиление соцзащиты в условиях новых повышений тарифов еще не повод для празднования.

Последние дни февраля и первые дни марта для Украины стали крайне непростыми. С одной стороны обострение энергетического конфликта с Российской Федерацией и «режим тишины» на Донбассе, а с другой требования Международного валютного фонда и внесении изменений в Государственный бюджет страны на текущий год. Если энергетические недоразумения на днях, кажется, удалось временно остудить путем проведения трехсторонних переговоров между Украиной, Россией и ЕС, то остальные вопросы остаются в «точке кипения».

Так, по результатам трехсторонних переговоров, которые прошли 2 марта в Брюсселе, стороны гарантировали полное выполнение зимнего «газового» пакета, подтвердили, что с целью расчетов по нему будут учитываться только те объемы «голубого» топлива, которые поставляются через пункты приема газа, согласованные с ЦДД ПАО «Укртрансгаз», договорились, что вопрос газоснабжения оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей будет рассматриваться отдельно, а трехсторонние переговоры относительно летнего «газового» пакета пройдут в конце текущего месяца.
 
Одновременно в этот день на внеочередном заседании украинского парламента был принят за основу и в целом проект Закона «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2015 год» (№2147). За соответствующее решение проголосовали 273 народных избранника, что свидетельствует лишь об одном - украинский парламент нацелился на долгие танцы под дудку МВФ, а это не одна экономическая и структурная реформа. 
 
Напомним, для того, чтобы Международный валютный фонд заменил действующую программу stand-by четырехлетней программой расширенного финансирования (EFF), по которой Украина надеется получить несколько траншей общим объемом в 25 млрд долл., Киеву нужно выполнить ряд предварительных требований, среди которых пересмотр тарифов на энергоресурсы для населения вместе с системой предоставления субсидий на их оплату и реформирование НАК «Нафтогаза Украины».
 
 
Собственно, соответствующие условия и учтены в принятом парламентариями документе. «Проект Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2015 год» базируется на предыдущих мероприятиях, которые должны быть включены в проект нового Меморандума об экономической и финансовой политике между Украиной и Международным валютным фондом учитывая текущее развитие экономики, результаты внедрения Правительственных реформ», - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
 
В частности, для обеспечения социальной защиты населения и предоставления государственной поддержки наименее защищенным категориям граждан в оплате за потребленные жилищно-коммунальные услуги в проекте закона №2147 предусмотрены дополнительные расходы в сумме 15,3 млрд грн:
 
- почти 12,5 млрд грн на предоставление льгот и жилищных субсидий населению на оплату ЖКУ. Указанные средства направлены для смягчения последствий роста розничных цен на энергоносители в зависимости от выбранного сценария повышения цен на природный газ и тарифов на тепловую энергию для населения;
 
- 2,85 млрд грн на оказание адресной помощи лицам, которые перемещаются с временно оккупированной территории и районов проведения антитеррористической операции, для покрытия расходов на проживание, в том числе на оплату ЖКУ.
 
Таким образом, по словам Премьер-министра Арсения Яценюка, предоставлено 24 млрд грн на субсидирование населения.
 
Между тем, саму процедуру предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг Кабинет Министров утвердил 28 февраля, а проект соответствующей реформы, разработанный Министерством Социальной политики, было обнародовано на правительственном портале 2 марта.
 
Стоит заметить, правительство предлагает упростить процедуру получения субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и назначать их на основании задекларированных заявителями данных.
 
Согласно проекту, назначение субсидии будет осуществляться на основании только двух документов - заявления и декларации (отменяется необходимость предоставления справок о доходах, в том числе и работающих лиц). При этом вводятся упрощенные формы заявления и декларации о доходах и расходах лиц для обращения за соответствующими льготами. 
 
«Вводится принцип назначения субсидии на основании задекларированных данных заявителем. При этом проверка достоверности этих данных будет осуществляться органами социальной защиты уже после назначения субсидии, путем осуществления запросов соответствующих органов, учреждений и организаций», - говорится в проекте реформы.
 
Кроме того, документом предусматривается, что данные о доходах граждан органы социальной защиты будут проверять путем обмена информацией с Государственной фискальной службой и Пенсионным фондом. Вместе с тем, в случае представления заявителем неполных или недостоверных сведений о доходах и расходах зарегистрированных в жилом помещении лиц, ему может быть отказано в назначении субсидии или прекращено ее предоставления. В таком случае заявитель обязан будет вернуть выплаченную сумму субсидии в двойном размере.
 
Наряду с этим, проектом предлагается отменить большинство ограничений имущественного состояния лиц, обращающихся за субсидиями, кроме осуществления единовременной дорогостоящей покупки на сумму свыше 50 тыс. грн. В частности, получению субсидии не будет мешать: наличие в собственности заявителя двух жилых помещений или автомобилей; присутствие в составе домохозяйства трудоспособных лиц, которые не работают, не учатся и не состоят на учете в центре занятости; сдача в наем жилого помещения; а также покупка товаров, работ или услуг на сумму более 10 прожиточных минимумов.
 
При этом в Минсоцполитики дополнительно планируется предоставлять право на оформление субсидий лицам, которые арендуют жилье и оплачивают стоимость жилищно-коммунальных услуг на основании письменного договора найма (аренды) жилья.
 
Проектом реформы также предусмотрено, что все украинские домохозяйства вместе со счетом для оплаты энергоносителей в апреле и октябре 2015 года получат формы заявлений и деклараций для обращения за назначением субсидии. Производство бланков заявлений и деклараций, а также их доставку потребителям будет возложена на предприятия, которые предоставляют жилищно-коммунальные услуги.
 
Для назначения жилищной субсидии украинцам нужно будет обратиться в управление труда и социальной защиты населения по месту регистрации. При этом, согласно проекту реформы, документы для назначения субсидии можно будет подать по почте. В то же время в сельской местности прием заявлений с необходимыми документами для назначения субсидий будет осуществляться лицами, уполномоченными на это исполнительными органами сельских и поселковых советов.
 
Примечательно, субсидия будет назначаться на 12 месяцев, а не в отопительный сезон, как это было раньше. При этом устанавливается автоматический принцип продления субсидии, то есть получателям субсидий не придется обращаться в органы соцзащиты повторно для назначения на новый срок в случае отсутствия каких-либо изменений в доходах и составе домохозяйства.
 
Отметим, согласно проекту реформы, субсидия назначается одному из членов домохозяйства, который зарегистрирован в жилом помещении и на которого открыт лицевой счет на оплату жилищно-коммунальных услуг. Право на получение жилищных субсидий имеют домохозяйства, в которых расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг исходя из социальной нормы жилья и нормативов пользования услугами превышают размер определенного обязательного платежа.
 
По словам Министра социальной политики Павла Розенко, новая система субсидий по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства, которая призвана компенсировать украинцам повышение тарифов, начнет работать уже с 1 мая.
 
Между тем, сами тарифы на энергоносители было пересмотрено Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг вчера, 3 марта. 
 
Так, с 1 апреля текущего года минимальный тариф на газ для населения повысится в 3,3 раза - до 3,6 тыс. грн за тыс. куб. м топлива. При этом минимальный тариф на газ для населения будет устанавливаться в отопительный сезон с 1 октября по 30 апреля при максимальном потреблении топлива в объеме до 200 кубометров в месяц. В случае превышения установленного минимального объема, последующие объемы будут оплачиваться из расчета 7,188 тыс. грн за тыс. куб. м топлива. В период межсезонья - с 1 мая по 30 сентября - стоимость природного газа составит 7,188 тыс. грн за тыс. куб. м, независимо от объемов потребления.
 
 
Что касается тарифов на централизованное отопление - стоимость тепла для украинцев также повысится с 1 апреля на 71,8%, то есть до 537,2 грн за Гкал. 
 
Ранее, НКРЭКУ утвердила повышение тарифов на электроэнергию для населения, которое пройдет в 5 этапов. В частности, до апреля 2017 года тарифы должны вырасти в 3,5 раза, достигнув средневзвешенного уровня 122,83 коп. за кВ-ч.
 
На очереди осталось лишь повышение тарифов на горячее водоснабжение.
 
Наряду с этим, согласно последним данным Государственной службы статистики, на сегодня средний размер субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг составляет в целом по Украине около 354 грн. Минимальная заработная плата неизменно составляет 1218 грн. Каким будет средний размер субсидии на оплату ЖКУ после реформирования, пока не известно. Однако, сопоставляя все изложенное выше, существует вероятность, что количество людей, которые будут нуждаться в субсидиях на оплату жилищно-коммунальных услуг превысит ожидания парламентариев, или же предлагаемая социальная помощь не будет спасать от установленного уровня повышения тарифов на энергоносители. Поэтому, точку в вопросе субсидирования населения, повышении тарифов, в общем договоренностях с МВФ и изменениях к госбюджету, ставить рано.
 
Екатерина Ляшевская
 

 

Современный мир материалов для осуществления ремонта многообразен. Вот, например, керамогранит противоскользящий keramaexpert поможет решить вопрос с внезапным падением (особенно это важно когда в Вашей семье имеются дети). Более детально ознакомиться с каталогом ассортимента Вы можете на сайте keramaexpert.com.

 
Комментарии (2)
Sergiy1
04 марта 2015 г. 09:33
З огляду однозначно видно що Уряд поки що пробує вжити заходів захисту.А коли напад на бідність буде не відомо. Це і занятість населення,це і максимальне сприяння мікро та малому бізнесу,це і вільний виїзд в ЄС на заробітки та інше. Бо у держави завжди є два паралельних завдання-занятісь населення та захист малозабезпечених.
Коля Пухов
04 марта 2015 г. 22:11
Чи можна побудувати міцну будівлю на гнилому фундаменті? Чи може бути довіра там, де багато разів обманювали і продовжують обманювати?