ГлавнаяПубликацииЗаконодательство«Тарифная война»: отчеты задерживаются

«Тарифная война»: отчеты задерживаются

Парламентская Рабочая группа завершила расследование обоснованности повышения тарифов на коммунальные услуги. Все ждали от нее отчета с трибуны Верховной Рады, однако, не случилось, хотя был зарегистрирован законопроект по тарифообразованию.

Повышение цен и тарифов на энергоносители и коммунальные услуги, которые были утверждены в конце февраля и в марте текущего года Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, стали поводом для развертывания серьезной политической «войны». Она длится в Украине уже около полтора месяца, можно сказать, со дня вступления в действие новых тарифов на электроэнергию и розничных цен на природный газ для потребностей населения - и, похоже в ближайшее время перемирию не бывать. Предмет спора прост: по мнению некоторых политиков, общественных деятелей, экспертов и самого населения, тарифы на энергоносители и коммунальные услуги, которые вступили в силу с 1 апреля и 1 мая текущего года, являются экономически необоснованными. Проверить истинность этого утверждения была призвана Рабочая группа, созданная при Комитете Верховной Рады по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. По результатам третьего и заключительного заседания 7 мая она обещала подать на пленарное заседание парламента 14 мая согласованный отчет, в котором будут раскрыты все недостатки и злоупотребления при формировании тарифов на теплоснабжение, горячую воду и газ для населения и тепло-коммунального хозяйства. При этом отмечалось, что указанный документ станет основой законопроекта об изменении соответствующих тарифов путем исключения из их структуры коррупционной составляющей (подробнее об этом в публикации «Повышение тарифов сопровождают «теневые» схемы»).

«Буквально за три недели Рабочая группа из депутатов смогла сделать намного больше чем все органы вместе взятые... Я надеюсь, что мы на этой неделе услышим отчет рабочей группы, где четко будут установлены факты коррупции в составляющей в тарифы на электроэнергию, газ, коммунальные услуги. И я убежден, что на основании этих данных будет сделан не только первый шаг, когда для населения, которое не имеет счетчиков, вдвое уменьшили условия оплаты, что является огромной победой непосредственно всех депутатов, которые принимали участие в работе этой группы», - заявил с трибуны Верховной Рады 13 мая нардеп Сергей Соболев.
 
Однако, на пленарном заседании ни 14-го, ни 15-го мая отчет Рабочей группы не был представлен народными депутатами. Зато комитетам Верховной Рады, похоже, предоставили для ознакомления анонсированный проект Закона. Среди недавно зарегистрированных он числится по номеру 2832 и имеет название – «О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно усиления защиты граждан от необоснованного повышения цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги)».
 
 
Стоит заметить, что согласно пояснительной записке к документу, бороться с коррупцией при установлении цен и тарифов на ЖКУ парламентариям предлагают несколькими путями.
 
В первую очередь – публичность. Законопроектом вносятся изменения в законы Украины «О теплоснабжении», «О жилищно-коммунальных услугах», «О рынке природного газа», «Об электроэнергетике» и «Об обеспечении коммерческого учета природного газа». В частности, устанавливаются обязательства Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, размещать на своем официальном веб-сайте подробные расчеты и обоснования изменений цен/тарифов, а также их структуру (составляющие), на жилищно-коммунальные услуги и энергоносители, которые предоставляются населению.
 
Второе, на что обращается внимание – определение конкретных уровней рентабельности и технологически-производственных потерь при теплоснабжении, электроснабжении, газоснабжении и предоставленные жилищно-коммунальных услуг населению. В частности, документом предлагается установить предельные уровни рентабельности – 10% (без инвестиционной составляющей) и производственно-технологических потерь от 2 до 7%, которые закладываются в цену/тариф на соответствующую услугу, предоставляемую населению. Так, на производственно-технологические потери при транспортировке и распределении природного газа между потребителями предлагается установить единый показатель, который не может превышать 2%; Аналогичный показатель предлагают установить и на производственно-технологические потери газодобывающих предприятий при добыче природного газа. А вот на производственно-технологические потери в теплосетях при поставке тепловой энергии потребителям предлагается установить единый показатель, который не может превышать 7%. Такая же ситуация и с производственно-технологическими потерями при производстве электроэнергии. 
 
Третье – запрет проектирования, строительства, реконструкции объектов в сфере теплоснабжения без установки подомовых средств учета тепловой энергии. При этом на центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в нефтегазовом комплексе, возлагаются обязательства не реже одного раза в месяц обнародовать информацию о качественных показателях (в том числе калорийности) природного газа, который поступает из газотранспортной системы (магистральных газопроводов) в газораспределительные сети.
 
Четвертое - установление, что для определения стоимости тепловой энергии для населения применяется ДБН-у.2.6-31:2006 (с изменениями), действующих по состоянию на 1 мая 2015 года, а норматив месячного объема потребления тепловой энергии, используемый для расчета тарифа, не может превышать 0,0128 Гкал/м2.
 
Наряду с этим законопроектом прописан ряд изменений в Заключительные и переходные положения Закона Украины «О рынке природного газа». В частности, устанавливается, что временно, до 1 июня 2017 года весь природный газ отечественной добычи выкупает государство для формирования ресурса природного газа, который используется для потребностей населения, в лице субъекта, уполномоченный Кабинетом Министров на формирование такого ресурса, по закупочным ценам, для каждого субъекта хозяйствования - владельца специального разрешения на пользование нефтегазоносными недрами устанавливаются Национальной комиссией, но не более 100 долл. 
 
Изменениями к Закону Украины «Об обеспечении коммерческого учета природного газа» устанавливается, что до 1 октября 2015 года субъекты хозяйствования, осуществляющие распределение природного газа на соответствующей территории, устанавливают бытовые счетчики газа 100% потребителям природного газа за счет собственных средств с последующей компенсацией этих расходов инвестиционной составляющей в розничной цене на природный газ.
 
В заключительных положениях проекта Закона предоставляется поручение Кабмина и Нацкомиссии в двухмесячный срок пересмотреть нормативы расходов тепловой энергии, которая потребляется населением до экономически обоснованных с учетом реальных климатических условий, государственных строительных норм и внести соответствующие изменения в тарифы.
 
Кроме этого правительство должно в двухмесячный срок утвердить Программу модернизации и реконструкции систем теплоснабжения населения, с концентрацией всех возможных финансовых источников на этом направлении. В месячный срок - разработать и представить Верховной Раде инвестиционную программу увеличение объема добычи природного газа в Украине, а также - официально обнародовать перечень конечных собственников, осуществляющих добычу природного газа в Украине, и перечень предприятий, добывающих природный газ по договорам о совместной деятельности с обнародованием условий таких соглашений.
 
Воплощение указанных рекомендаций на практике, по мнению разработчиков, позволит усилить защиту населения от необоснованного повышения цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги. При этом, интересно, что в обосновании необходимости принятия соответствующего документа нардепы ссылаются на наработки Рабочей группы, но без конкретизации.
 
 
Экс-премьер-министр (2007-2010 гг) Юлия Тимошенко не устает комментировать, что в проекте отчета парламентской Рабочей группы по обоснованности новых тарифов на коммунальные услуги указано: «тарифы на тепло, газ и воду значительно завышены». «Установленные цены на энергоносители и коммунальные услуги являются завышенными, необоснованными и требуют дополнительных расчетов для их корректировки», - процитировала она документ с выводами Рабочей группы вчера на Согласительном совете руководителей парламентских фракций и комитетов.
 
Кроме этого, госпожа Тимошенко настаивает на срочном рассмотрении законопроектов о тарифообразовании и отмене 70% ренты на добычу украинского газа (№2835). Более того, уже на сегодняшнем заседании Верховной Рады.
 
В свою очередь Председатель Верховной Рады Владимир Гройсман вчера на Согласительном совете признался, что он не хочет разговоров о коррупции, а реальную борьбу с коррупцией, не разговоры о тарифах, а реальные тарифы. Означает ли это, что вскоре отчет Рабочей группы будет обнародован, а предлагаемые законопроекты рассмотрены? – увидим с началом пленарных заседаний.
 
Наряду с тем, не все верят в объективность Рабочей группы по обоснованию цен и тарифов на энергоносители и коммунальные услуги. «Все, кто кричит, что тарифы завышены, имеют политический интерес будущих выборов. Те, кто говорит, что тарифы обоснованы - лукавят, ибо всем хорошо известно, что потребитель должен платить за то, что потребил. Но рядовой потребитель не может платить за то, что потребил, потому что не все охвачены системами учета», - замечает в комментарии «Укринформу» президент Центра глобалистики «Стратегия ХХІ» Михаил Гончар.
 
Между потребителем и производителем находится сеть транспортировки, объясняет он, если тепловая сеть транспортировки изношена, морально устарела, производитель не хочет терять свои доходы и списывает на потребителя. «Здесь достичь изменений одномоменто невозможно», - уверен эксперт.
 
Анастасия Люк

В армии солдат должен быть снаряжен по последнему слову. Он является защитником родины и должен качественно нести свою службу. Вашему вниманию предлагается купить берцы, в которых солдат будет защищен от погодных условий. Более детально ознакомиться с каталогом товара можно на сайте legioner.com.ua.

 
Комментарии (3)
Гудвин Бугров2
19 мая 2015 г. 21:57
Тарифное, 1 Апреля, окончательно похоронило (еле «живой», но действующий по Закону), один из Основных Принципов Государственного регулирования цен/тарифов на ж/к услуги – «ВИПЕРЕДЖЕННЯ ЗРОСТАННЯ ДОХОДіВ НАСЕЛЕННЯ НАД ЗРОСТАННЯМ ЦІН/ТАРИФІВ НА ЖИТЛОВО-КОМУНАЛЬНІ ПОСЛУГИ» (п.7 ч.1 ст. 30 ЗУ «Про ж/к послуги) – http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/T041875.html Даже не потрудились изменить на обратную формулировку (рост тарифов и цен ЖКХ над доходами населения), закон руководимой ими страны.
Владимир2
19 мая 2015 г. 22:04
Правильно говорите , но при этом не надо забывать , что тарифы 15 лет "стояли на месте" ( или коректировались незначительно ) а доходная часть у населения росла .
Коля Пухов
21 мая 2015 г. 21:11
Якщо у квартирі немає лічильника гарячої води (ГВ), то оплата за ГВ може нараховуватись відповідно до норм споживання. Але шахрайство полягає у тому, що норми споживання при цьому беруть старі (більші), а ціну на ГВ -- нову (також більшу). Аналогічна ситуація тепер стала і з оплатою за газ. Але при відсутності квартирного лічильника холодної води (ХВ) оплата за ХВ нараховується по так званому "фактичному" споживанню, яке у 6-7 разів вище за нормативне. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Чи можна побудувати міцну будівлю на гнилому фундаменті? Чи може бути довіра там, де багато разів обманювали і продовжують обманювати?